Контрольная работа по «Национальная экономика Беларуси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Состав и структура трудового потенциала.
Анализ состава трудового потенциала позволяет определить, из каких
групп он сложился и в каком соотношении эти группы представлены. Как и
всякая сложная система, население полиструктурно, т. е. может быть описано
несколькими структурами в соответствии с тем, по каким признакам выделены группы людей. В условиях формирования рыночных отношений наиболее важными представляются следующие структуры населения:
— поселенческая;
— демографическая (половозрастная и семейная);

Файлы: 1 файл

Нац. экономика Бел..doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В Концепции под национальной безопасностью  понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Составные части  национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. В Концепции отражены жизненно важные интересы государства, основные угрозы и приоритетные направления обеспечения безопасности в отдельных сферах.

Важнейшей составной частью общей  системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национальных государственных интересов, которые заключаются в укреплении независимости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития человека, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Рассмотрение экономической безопасности как важнейшего блока в системе национальной безопасности обусловлено прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом.

Национальная безопасность каждого  государства определяется, с одной  стороны, имеющимся потенциалом, его  спецификой, а с другой – геополитическим  положением страны и характером ее международных связей. В мире нет полностью самодостаточных государств. Одни из них располагают значительными природными богатствами, другие – создают инновационные технологии. Для обеспечения безопасности государства все возрастающую роль играет конкурентоспособность национальной экономики.

Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:

- определение внешних  и внутренних угроз национальной  безопасности;

- выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной  безопасности;

- разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- достижение сбалансированности  политических интересов граждан  и государств, поддержка обществом  внутренней и внешней политики  государства;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

  - динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;

- сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

- равноправие и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

- создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;

- сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;

- преодоление последствий  катастрофы на Чернобыльской  АЭС и других негативных воздействий  на биосферу и среду обитания человека;

- совершенствование государственной  системы предупреждения чрезвычайных  ситуаций и ликвидации их последствий;

- эффективное использование  национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование;

- поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;

- обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

- совершенствование законодательства  и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.

Для обеспечения национальной безопасности необходимо неукоснительное  соблюдение законодательства всеми  гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере  являются:

- недостаточная конкурентоспособность  национальной экономики, обусловленная  технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;

-     изношенность производственных мощностей;

- недостаточно эффективная  система внедрения результатов  исследований и разработок в  промышленности;

-    малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

- нестабильное финансовое состояние субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;

- высокий уровень монополизации  экономики, несовершенство экономических  механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.

К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической  сфере, следует отнести:

- принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;

- возрастание цен на  импортируемые топливно-энергетические  и минеральные ресурсы, а также  продовольственные товары, не производимые  в стране;

- вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической продукции;

-   нарушение экономических  соглашений странами-партнерами;

- несбалансированность  экспортно-импортных отношений с  основными торговыми партнерами;

- применение дискриминационных  мер другими государствами и  их сообществами во внешнеэкономических  отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

- непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;

-  ужесточение технических  и экономических стандартов и  требований.

Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего  и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Государственную внешнеэкономическую политику следует строить на основе многовекторности, использования преимуществ международного разделения труда, расширения рынков товаров и услуг.

Одним из приоритетных направлений  обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является создание условий для перехода к  устойчивому развитию. Не всякое развитие  отвечает требованиям безопасности. Не учитывающее экологических требований или социально не ориентированное развитие создает дополнительные угрозы национальной безопасности.

Как показывает мировая  практика, укрепление экономического потенциала и обеспечение социально-экономической  безопасности – это гарантии независимости государства, главные условия эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому  развитию предполагает: обеспечение  динамического экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий; осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; целенаправленные изменения структуры личного и общественного потребления; формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования. Все это будет способствовать формированию социально ориентированной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности. [2. с. 721]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над  ошибками:

РАЗДЕЛ II «Практическая часть»

ЗАДАНИЕ № 3.

На основании данных:

 

Год

Население, млн. чел

Реальный ВВП, млрд. долл.

1-й

40

11

2-й

100

25

3-й

110

50

4-й

150

69

5-й

180

100


 определите:

  1. реальный объем ВВП на душу населения;
  2. абсолютную величину прироста общего ВВП во 2-м году по сравнению с 1-м годом;
  3. прирост общего ВВП (%) в 4-м году по сравнению с 3-м годом;
  4. приросты общего ВВП и ВВП на душу населения (%) в 5-м году по сравнению с 4-м годом.

Решение:

    1. Находим реальный объем ВВП на душу населения. Для этого заполняем таблицу:

Год

Население, млн. чел

Реальный ВВП, млрд. долл.

Реальный ВВП на душу населения, долл. (Реальный ВВП/Население)

1-й

40

11

275

2-й

100

25

250

3-й

110

50

455

4-й

150

69

460

5-й

180

100

556


За 5 лет реальный ВВП на душу населения составил:

255 млрд. долл./580 млн. чел = 440 долл.

2) Находим абсолютную  величину прироста общего ВВП  во 2-м году по сравнению с 1-м годом. Для этого необходимо найти разницу общего ВВП во 2-м году по сравнению с 1-м годом, используя формулу:

Табс = ВВП тек - ВВП баз = 25 – 11 = 14 млрд. долл.

3) Находим прирост  общего ВВП (%) в 4-м году по  сравнению с 3-м годом. Для  этого необходимо найти темп роста общего ВВП в 4-м году по сравнению с 3-м годом, используя формулу:

t = ВВП тек/ВВП баз = 69/150=1,38

      Находим прирост общего ВВП в 4-м году по сравнению с 3-м годом по формуле:

Т =  t *100 – 100 = 1,38 * 100 – 100 = 38 %

 

4) а) Находим прирост  общего ВВП (%) в 5-м году по  сравнению с 4-м годом. Для  этого необходимо найти темп  роста общего ВВП в 5-м году по сравнению с 4-м годом, используя формулу:

t = ВВП тек/ВВП баз = 100/69=1,45

      Находим прирост общего ВВП в 5-м году по сравнению с 4-м годом по формуле:

Т =  t *100 – 100 = 1,45 * 100 – 100 = 45 %

     б) Находим  прирост общего ВВП на душу  населения (%) в 5-м году по  сравнению с 4-м годом.  Для  этого необходимо найти темп  роста общего ВВП в 5-м году по сравнению с 4-м годом, используя формулу:

t = ВВП тек/ВВП баз = 556/460=1,2

      Находим  прирост общего ВВП на душу населения (%) в 5-м году по сравнению с 4-м годом по формуле:

Т =  t *100 – 100 = 1,2 * 100 – 100 = 20 %

Ответ:

  1. реальный объем ВВП на душу населения составил:

Год

Реальный ВВП на душу населения, долл. (Реальный ВВП/Население)

1-й

275

2-й

250

3-й

455

4-й

460

5-й

556


За 5 лет реальный ВВП  на душу населения составил 440 долл.

  1. абсолютная величина прироста общего ВВП во 2-м году по сравнению с 1-м годом составила 14 млрд. долл.
  2. прирост общего ВВП (%) в 4-м году по сравнению с 3-м годом составил 38 %
  3. - прирост общего ВВП (%) в 5-м году по сравнению с 4-м годом составил 45 %.

     - приросты  ВВП на душу населения (%) в  5-м году по сравнению с 4-м  годом составил 20 %.[3. с. 27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II «Тест»

ЗАДАНИЕ № 4.

Выберите правильное утверждение.

Промежуточный продукт  – это:

а) сумма расходов домашних хозяйств, инвестиций, государственных  закупок, сальдо экспорта и импорта;

b) конечный продукт;

c) сальдо экспорта и импорта;

d) плата за капитал;

e) разность между общим распределением продукции и конечным продуктом.

Информация о работе Контрольная работа по «Национальная экономика Беларуси»