Контрольная работа по "Национальной экономике Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

1. Содержание и формы международной экономической интеграции.
2. Факторы и тенденции, определяющие интеграционные процессы.
3.Особенности интеграции в Североамериканском регионе.
4. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
5. Интеграция в Латинской Америке.
6. Экономическая интеграция Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

Концентрация капитала позволяет  ТНК не только доминировать на рынках, но и обеспечивать ускоренный технический  прогресс в соответствующих странах. На их долю приходится 80 % патентов и  лицензий на новейшую технику и современные  технологии.

В экономически развитых странах  в каждой отрасли доминирующее положение  занимают 2—3 крупнейшие корпорации, конкурирующие  между собой на мировых рынках. Например, на рынке гражданских самолетов, объем которого составляет 16 тыс. самолетов  в год и оценивается в 1 трлн дол. США, ведущую роль играют в основном две компании: американская «Боинг» и европейская «Эйрбас Индастри».

В последние десятилетия  процесс интернационализации приобрел ряд свойств, позволяющих говорить о его новой стадии — экономической  глобализации мирового развития. Существует множество различных, в том числе  взаимоисключающих, определений глобализации, что отражает сложность и неоднозначность  этого явления.

Глобализация (от англ. global — мировой, всемирный) представляет собой сложное, противоречивое явление в экономической и общественной жизни человека, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия для различных стран мира.

В экономической науке  под глобализацией понимается свободное  движение между странами товаров  и факторов производства (труда, капитала и знаний).

В подготовленном в рамках ПРООН группой экспертов докладе  о развитии человека за 1999 г. «Глобализация  с человеческим лицом» отмечается, что глобализация — это не новое  явление. Однако наша эпоха отличается от всех предыдущих появлением:

• новых рынков — рынков иностранной валюты и капиталов, объединенных на глобальном уровне, которые  действуют круглосуточно, обеспечивая  совершение операций на расстоянии и  в реальном времени;

• новых инструментов —  сети Интернет, сотовых телефонов, информационных сетей;

• новых действующих лиц  — Всемирной торговой организации (ВТО), решениям которой подчиняются  правительства стран; многонациональных  корпораций, экономическое могущество которых больше, чем у многих государств; всемирных сетей неправительственных  организаций (НПО) и других групп, деятельность которых не ограничивается национальными  границами;

• новых правил — многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг  и интеллектуальной собственности, поддерживаемых эффективными механизмами  осуществления и имеющих большую, чем ранее, обязательную силу для  национальных правительств, что уменьшает  прерогативы национальной политики.

Нынешняя эра глобализации открывает широкие возможности  для миллионов людей во всем мире. Увеличение товарооборота, создание новых  технологий, иностранные инвестиции, расширение информационных сетей и  сети Интернет стимулируют экономический  рост и прогресс человечества. Все  эти факторы формируют колоссальный потенциал, позволяющий продолжить беспрецедентный прогресс, достигнутый  в XX в. Сегодня в мире больше богатств и технологий и больше приверженности интересам мирового сообщества, чем когда бы то ни было ранее.

В то же время сегодня  глобализацию стимулирует рыночная экспансия (т.е. открытие национальных границ для международной торговли, потоков капитала, информации), опережающая  развитие управления этими рынками  и прогнозирование последствий  глобализации для населения. Вместе с тем следует отметить, что  более весомые успехи достигнуты в разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах открытых глобальных рынков, чем в интересах людей и защиты их прав.

 

3.Особенности  интеграции в Североамериканском регионе.

 

Вся территория Северной Америки  является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и  Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном  и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и  межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах экономической  взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях  США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а  оттуда поступает 65% мексиканского  импорта.

Существующая структура  североамериканского интеграционного  комплекса имеет свои особенности  по сравнению с европейской моделью  интеграции. Главное отличие —  асимметричность экономической  взаимозависимости США, Канады и  Мексики. Взаимодействие хозяйственных  структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам  канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами Североамериканского  соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений  между тремя соседними странами, являются:

• ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;

• поэтапное упразднение  значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

• смягчение режима для  североамериканских капиталовложений в Мексике;

• либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

• создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

В перспективе предусмотрено  не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.

В апреле 1998 г. в столице  Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана  Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной  торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

 

4. Экономическая  интеграция в Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

 

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) является формирование субрегиональных  очагов интеграции, степень интегрированности  внутри которых очень различна и  имеет свою специфику. В регионе  сложился целый ряд локальных  зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой  Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной Азии сложилась  довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники  поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной  торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском  регионе действует еще несколько  самостоятельных экономических  объединений, среди которых созданное  в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая  Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к  которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и  Перу.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические  стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной  торговли без внутренних барьеров и  таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

Признанным курсом тихоокеанских  экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении  других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Развитие межгосударственного  экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем  Востоке возник и функционирует  по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и  культурных корней. В июне 1997 г. в  Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных  регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

5. Интеграция в  Латинской Америке.

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для  Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок  с целью либерализации внешней  торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между  Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.

МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации  интеграционными процессами. В нее  входит Совет общего рынка в составе  министров иностранных дел, Группа общего рынка —исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.

Стремление стран Центральной  Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение  в заключенном между ними еще  в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского  общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся  в дальнейшем экономическая и  политическая ситуация в этом регионе  значительно затормозила процесс  интеграционного взаимодействия.

С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается  с помощью Мексики зона свободной  торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.

Информация о работе Контрольная работа по "Национальной экономике Беларусь"