Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:30, контрольная работа
1. Почему товары, услуги и факторы производства перемещаются между странами менее свободно, чем внутри страны?
2. Что является основой для выделения отдельных понятий – "мировая экономика" и "мировое хозяйство"?
3. Каковы показатели степени открытости национальной экономики?
4. Что такое "экономическая безопасность страны"? Можете ли Вы очертить ее границы для разных групп стран? Какой показатель лучше всего для этого использовать?
5. Почему Кувейт, имеющий ВВП на душу населения выше, чем в Греции, относят к развивающимся странам, а Грецию — к промышленно развитым?
6. Какие показатели позволяют оценить уровень экономического развития страны?
7. Какой показатель позволяет наиболее полно оценить уровень жизни в стране?
Положительные и отрицательные последствия
открытости экономики для России
Сравнительные признаки |
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
Рынок |
|
|
капитал |
Иностранные инвестиции |
Утечка капитала. |
технологии |
|
Выводы. Влияние открытия финансовых рынков на экономику неоднозначно. Если рынки будут открываться быстро, до широкого распространения добровольного страхования жизни и имущества, то отечественные страховые компании потеряют свои позиции и не смогут аккумулировать существенные объемы долгосрочных пассивов. В макромасштабе это означает недополученную прибыль одного из секторов финансовой
сферы экономики, причем далеко не самого развитого. Однако с точки зрения рисков ситуация серьезнее – это может привести к резкому росту утечки капитала в ситуации, когда процентные ставки на мировых рынках будут расти. В то же время установление разумных барьеров на пути движения капитала, а также законодательное удержание
долгосрочных пассивов страховых компаний и банков внутри страны (что является обычной практикой для большинства развивающихся стран, присоединяющихся к ВТО) существенно облегчит положение реального сектора экономики и снизит риски вымывания капитала из страны.
Открытая экономика – экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международного разделения труда, активно использующая различные формы мирохозяйственных связей, обусловленные процессами глобализации.
Факторы, влияющие на степень открытости экономики:
- уровень экономического развития страны;
- структура общественного производства;
- обеспеченность ресурсами;
- емкость внутреннего рынка.
Ключевые показатели:
- Экспортная квота (Эк):
Эк = Э : ВВП ·100%,
где Э – стоимость экспорта за определенный период;
ВВП — стоимость валового внутреннего продукта за определенный период.
Характеризует значимость экспорта для экономики, т.е. показывает удельный вес экспортного производства в ВВП. Может рассчитываться как в целом, так и по отдельным отраслям (товарным группам). Чем больше экспортная квота, тем глубже участие страны в международных экономических связях. Высоким считается показатель, превышающий 30%.
Значительную степень открытости демонстрируют западноевропейские страны: Нидерланды — 57%, Люксембург — 40%, Швеция — 34%, Швейцария — 32%.
Еще более высокие показатели имеют некоторые развивающиеся страны: ОАЭ — 105%, Гайана — 84%, Катар — 89%, Суринам — 68%, тем не менее, в отличие от развитых стран, экономика данных государств почти целиком зависит от экспорта сырья. С другой стороны, мощнейшие государства имеют невысокую экспортную квоту: США — 7%, Япония — 12%, Франция — 22%, Великобритания — 17%, Италия — 22%. Но это свидетельствует не о низкой степени интегрированности данных стран в мировую экономику, а о больших объемах ВВП и наличии широкого внутреннего рынка.
- Импортная квота (Ик):
Ик = И : ВВП ·100%,
где И – стоимость импорта за определенный период.
Показатель импортной квоты обычно высок в развивающихся и умерен или низок в развитых странах. Так, в Гайане он составляет 91%, Свазиленде — 88%, Суринаме — 68%, Йемене — 65%. В то же время во Франции этот показатель равен 23%, Италии — 22%, США — 14%, Японии — 10%.
Комбинация экспортной и импортной квоты дает представление о масштабах связи отдельных национальных экономик с мировым хозяйством.
- Доля импорта в объеме национального потребления (Ди):
Ди = И : (ВВП + И – Э) ·100%,
Рост доли импорта в объеме национального потребления может свидетельствовать о расширении ассортимента, увеличении предлагаемых товаров (услуг), стимулирующем влиянии конкуренции. В то же время очень высокое значение данного показателя свидетельствует о сокращении отечественного производства из-за его низкой конкурентоспособности, о возникновении существенной и неоправданной зависимости отдельных отраслей, и экономики в целом, от импорта.
- Внешнеторговая квота (ВТк):
ВТк = ВТО : ВВП ·100%,
где ВТО - объем внешнеторгового оборота.
ВТО = Э + И,
- Внешнеторговый оборот на душу населения (ВТОн/д):
ВТОн/д = ВТО : Чн,
где Чн – численность населения
- Показатель международного движения капитала (ПИИн/д):
ПИИн/д = ПИИ : Чн,
где ПИИ – объем прямых иностранных инвестиций.
Коэффициенты открытости необходимо использовать в комплексе с другими показателями экономического развития страны.
Например, США и Япония имеют огромные объемы экспорта и импорта, а по показателям открытости они рассматриваются как государства, которые имеют ограниченные внешние связи.
В противоположность этому беднейшие страны, которые экспортируют лишь один вид продукции добывающей промышленности или продукции тропического земледелия (кофе, какао, бананы) и имеют в целом слаборазвитую экономику, выглядят как активные участники международного разделения труда.
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т.д.
Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. Важное значение для экономической безопасности имеют не сами критериальни показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, превышение которых угрожает экономической безопасности. Следует отметить, что не за всеми перечисленными показателями определены следующие предельные допустимые значения. Приведем известны. Так, нормальный циклический спад ВВП составляет 5-15% от его потенциального значения. Пороговый спадом ВВП считают ЗО%, при условиях высшего спада потери могут быть необратимыми. Нормальным уровнем инфляции считается среднегодовой темп роста цен на 5-6%. В случае инфляции в 6-10% необходимо принимать специальные ограничительные меры. Из мирового опыта известно, что в период радикальных преобразований уровень безработицы может достигать 15-20%. Однако такой уровень не должен держаться больше С-5 лет. Порогового уровня безработицы считается 10%.
Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения не должен превышать 6-8 раз. А индикатор концентрации доходов (коэффициент Джина) в развитых странах составляет 0,15-0,17. Если же соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп населения превышает 1: 10 (т.е. достигает двузначных цифр), то обществу грозит социальная нестабильность.
Когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, достигает 8-10%, это приводит к возникновению длительного кризиса и стагнации. Существенное значение имеет структура по источникам их образования. В развитых странах доля заработной платы в личных доходах составляет 60-65%, а доходы от предпринимательской деятельности (за исключением оплаты труда), операций с недвижимостью, дивидендов от вкладов и акций не превышают 20%.
Угрозами экономической безопасности страны является совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу, государству, затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов. Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны.
Основными внутренними угрозами следует считать: S в научно-технической сфере: разрушение научно-технического потенциала, уменьшение научно-технических разработок, сокращение потенциала фундаментальной науки, неопределенность государственной научно-технической политики, отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности; S в экономической сфере: сокращение объемов производства в ведущих отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, наличие структурных диспропорций, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности; S высокий уровень инфляции и безработицы, рост «теневой» экономики, низкий платежеспособный спрос населения, ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством, угроза потери продовольственной независимости страны, массовое уклонение от уплаты налогов; S в социальной сфере: углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, снижение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, социальная незащищенность значительных верстз населения, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы.
К внешних угроз экономической безопасности страны относятся: экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональное структура экспорта - чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов; потеря позиций на внешних рынках; рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов; неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу, размещение их в зарубежных банках. Исходя из приоритетных национальных интересов и угроз экономической безопасности страны определяются меры государственной политики экономической безопасности, охватывающие научно-техническую, экономическую, социальную сферы, а также политику, военную, экологическую, информативную сферы для обеспечения в целом национальной безопасности страны.
Греция —
индустриально-аграрное государство со
средним уровнем развития производства. Государственный
сектор даёт около половины ВВП. Высоко
развиты оптовая и розничная то
Промышленность Греции развита непропорционально по отраслевой структуре и неравномерно размещается на территории страны. Наиболее развиты лёгкая и пищевая промышленность. В промышленности занято 21 % работоспособного населения.
Ведётся добыча бокситов, пиритов, нике
Развита металлургическая промышленность, хотя в соответствии с решениями ЕС производство стал
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Мировая экономика"