Контрольная работа по «Региональная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Состав и место Южного федерального округа в общероссийском разделении труда. Особенности экономико-географического положения………………………………………………………………4
Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности
и сельского хозяйства………………………………………………….10
Основные проблемы и инновационные направления социально экономического развития региона……………………………………16
Практическая часть…………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

regionalnaya_ekonomika.docx

— 175.56 Кб (Скачать файл)

Уникальны рекреационные ресурсы федерального округа. Мягкий климат, обилие минеральных источников и лечебных грязей, теплые морские воды создают богатейшие возможности для лечения и отдыха. Горные районы с их неповторимыми ландшафтами имеют все необходимые условия для развития альпинизма и туризма, организации здесь горнолыжных баз международного значения. 

 

2. Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. Отрасли специализации образуют хозяйственный профиль региона. Ключевыми секторами экономики округа, имеющими общероссийское и межрегиональное значение, являются агропромышленный, туристско-рекреационный, транспортный комплексы и торговля.

Благодаря благоприятным для развития сельского хозяйства  природно климатическим условиям ЮФО принадлежит важная роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. На дол округа приходится примерно 1/6 часть всех посевных площадей, 1/5 общероссийского валового сбора зерновых культур, свыше 2/5 – сбора семян подсолнечника, почти 1/5 – овощей. Получило развитие мясомолочное скотоводство, овцеводство.

Агропромышленный комплекс ЮФО обеспечивает 12-13% от общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, 10-11% - яиц и цельномолочной продукции, 11-12% - животного масла, почти половину - растительного масла, треть - сахара-песка, значительное количество плодоовощных консервов, продукции виноделия. Удельный вес ЮФО в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 1/4.

Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, ориентированная в основном на поставки и другие регионы страны. На территории округа производится 1/10 всех трикотажных изделий в РФ и свыше 1/4 обуви.

К отраслям рыночной специализации промышленности округа также относятся: топливная промышленность (добыча угля, природного газа), черная металлургия, машиностроение (энергетическое, сельскохозяйственное тяжёлое, транспортное), химическая и нефтехимическая промышленность (выпуск минеральных удобрений, продукции бытовой химии, искусственных волокон и нитей и др.).

По отдельным товарным группам устойчивые конкурентные позиции сохраняют металлургический и машиностроительный комплексы. Предприятия округа производят 1/5 общего объема выпускаемых в стране стальных труб, 1/10 — металлорежущих станков, около 1/5 - тракторов. Большая часть продукции машиностроения (75%) сосредоточена в Ростовской и Волгоградской областях.

Приток  инвестиций и стабильно развивающийся строительный комплекс ЮФО требуют дальнейшего наращивания выпуска строительных материалов. В настоящее время здесь производится около 18% цемента, 15% — строительного кирпича, почти 10% всего объема сборных железобетонных конструкций и изделий в РФ.

 ЮФО обладает уникальными возможностями для развития курортно-рекреационного хозяйства. Это по сути единственный в России регион, имеющий выход к бассейнам сразу трех южных морей — Азовского, Черного и Каспийского. Исключительно благоприятное сочетание климатических, природно-ландшафтных условий, целебных минеральных источников, а также высокая степень хозяйственной освоенности территории создают необходимые предпосылки для организации здесь различных видов отдыха, туризма, санаторнокурортного лечения.

По масштабам и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер хозяйства округ лидирует в стране. Десятки расположенных здесь санаториев, пансионатов, домов отдыха, туристических баз, гостиниц способны ежегодно принимать и обслуживать сотни тысяч отдыхающих. Только в Краснодарском крае ежегодно отдыхают до 5 млн человек, а к 2015 г, согласно прогнозу их чисто может возрасти до 7 млн. Однако потребуется вложить еще немало средств в инфраструктуру создаваемого в регионе туристско-рекреационного кластера, чтобы поднять качество оказываемых услуг до требуемого уровня.

Выгодное тронспортно - географическое положение, обусловленное наличием Волго – Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны АТР (Китай, Японию, Южную Корею и др.) со странами средиземноморского бассейна, создает уникальный транспортно-транзитный потенциал ЮФО. Формирование транспортно-логистического комплекса стало важнейшим фактором развития этого макрорегиона.

Ведущую роль в межрайонных перевозках играет железнодорожный транспорт: крупнейший на юге страны Ростовский железнодорожный узел обеспечивает связи округа с другими регионами России, с Украиной, Казахстаном (через Астрахань), а также с Закавказьем (Грузией и Азербайджаном). Железнодорожный транспорт сочетается с автомобильным и речным (перевозящим главным образом насыпные грузы по Волге и Дону). Важной водной транспортной артерией, связывающей порты пяти морей, в том числе бассейны Каспийского и Черного морей, является Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 100 км.

Морской транспорт обслуживает экспортно-импортные грузы России, формируемые в портах Черного (Новороссийск, Туапсе), Азовского (Таганрог, Азов, Ейск, Тамань) и Каспийского (Оля) морей. Через Новороссийск - крупнейший порт страны (с грузооборотом свыше 104 млн т в год) и Туапсе проходит большая часть нефтяного и зернового экспорта Российской Федерации. В связи с возросшим в последние годы объемом перевалки грузов эти порты нуждаются в технической конструкции и расширении. Через Территорию ЮФО (и далее по дну Черного моря) проходят трассы экспортных  газопроводов: один из них в Турцию («Голубой поток» проектной мощностью 16 млрд.  куб. м) уже действует, другой – в Болгарию и далее в Италию и Австрию («Южный поток», 63 млрд. куб. м) находится в стадии строительства.

Нефтяная промышленность – старейшая отрасль специализации региона. Нефтегазовый комплекс является развитым и диверсифицированным сектором экономики Южного федерального округа. Его потенциал составляют значительные ресурсы углеводородов (более 96 процентов сосредоточено в Астраханской области и на шельфе Северного Каспия), многочисленные добывающие и геологоразведочные компании, их научно-исследовательские дивизионы, постоянно расширяющаяся трубопроводная сеть, магистральные трубопроводы и портовая инфраструктура Черного моря, мощные нефтеперерабатывающие, газоперерабатывающие заводы, газохимические и нефтехимические предприятия. На долю крупнейшего в Европе Астраханского газоконденсатного месторождения приходится также 81% выпускаемой в России и 10 процентов мировой выработки газовой серы.

В сфере высоких технологий лидируют иностранные компании, обеспечивающие в Астраханской области и на шельфе практически весь объем геофизических работ и поисково-разведочного бурения.

Самая молодая отрасль топливной промышленности региона – газовая. Большим потенциалом углеводородного сырья располагает Волгоградская и Астраханская области, Краснодарский край. Крупнейшее газовое месторождение расположено в Астраханской области. Также существуют Ставропольское, Ленинградское, Березанское. Сеть газопроводов связывает места добычи с потребителями внутри региона и за его пределами.

Особенно актуальное направление развития углеводородной энергетики – разработка соответствующих объектов на шельфах Каспийского, Азовского и Черного морей. Электроэнергетика региона представлена двумя типами электростанций – тепловыми и гидравлическими. Основная доля электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, использующих преимущественно газовое топливо и отчасти донецкий уголь, а также мазут. Размещение тепловых электростанций обусловлено сырьевым и потребительским факторами.

Одна из важнейших отраслей промышленного производства региона – металлообработка и машиностроение.

Металлургический комплекс Южного Федерального Округа представлен предприятиями черной и цветной металлургии, большинство из которых размещены в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. В число основных отраслей специализации экономики Южного федерального округа входит химический комплекс и включает в себя такие виды экономической деятельности как химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. Большая часть продукции химического комплекса выпускается в крупных промышленных узлах на территории Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края.

Южный федеральный округ – это одним из важнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции (зерно). Главная зерновая культура – пшеница, выращиваемая на просторах Ставропольского края. Кроме этого, широко распространено выращивание кукурузы и риса. На территории региона выращиваются технические культуры: сахарной свёклы, горчицы, подсолнечника, табака. Все виноградники России расположены именно в ЮФО, а плодово-ягодных насаждений региона – свыше 30% от российских объемов.

Широко развита легкая промышленность, представленная швейными, трикотажными и текстильными фабриками.

Современное состояние транспортной инфраструктуры ЮФО не обеспечивает еще конкурентоспособный уровень работы всех видов транспорта и качества предоставляемых субъектам хозяйствования и населению округа транспортных услуг. Низкая пропускная способность многих транспортных узлов и магистралей ограничивает возможности наращивания межрегиональных и международных грузо- и пассажиропотоков. В связи с этим стратегией развития округа предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности функционирования его транспортной системы. Намечено, в частности, создать на территории ЮФО единую сеть терминально-логистических комплексов для переработки транзитных и экспортных грузов в Ростове-на-Дону, Волгограде, Астрахани, Новороссийске, Туапсе, Тамани, порту Оля, Тихорецке и других населенных пунктах, что позволит устранить дефицит соответствующих мощностей в транспортных узлах, оптимизировать грузопотоки, обеспечить координацию работы всех видов транспорта, снизить затраты и время обработки грузов.

Использование транзитного потенциала округа в системе международных транспортных коридоров должно стать приоритетом развития транспортной системы и основой экономического роста округа. В связи с этим намечено реализовать ряд инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры международных транспортных коридоров, в том числе провести реконструкцию федеральных автомагистралей «Дон» и «Каспий»; увеличить пропускную способность воднотранспортного пути: р. Волга - Волго-донской канал – р. Дон - Черное море; организовать скоростное пассажирское сообщение на направлении Центр - Юг: Москва - Ростов-на-Дону - Адлер, Москва - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды и др.

Осуществление намеченных проектов развития транспортной инфраструктуры ЮФО позволит повысить уровень его интеграции в единое экономическое пространство России и обеспечит более эффективное включение в глобальную транспортную систему, что в свою очередь должно усилить стратегические конкурентные преимущества для развития экономики всего макрорегиона. [2, стр. 188]

 

3. Основные проблемы и инновационные направления социально экономического развития региона.

За многовековую историю края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными «возвращенцами» и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.

Южный федеральный округ экономическими, этническими и инфраструктурными нитями связан с Закавказьем, где вот уже более десяти лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.

Поэтому на фоне общего экономического спада в России в период реформ падение производства в южных регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится в ближайшее время.

Рассмотрим более подробно экономические проблемы Южного Федерального округа.

1. Данный регион и раньше  относился к районам с высокой трудообеспеченностью. В последние же годы в связи с общим экономическим кризисом, осложнением производственно-финансовой деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что в округ прибывает большое количество вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих. Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Уровень безработицы в округе достигает почти 7,00 (табл. 6). [4]

Табл. 6. Таблица усредненных статистических данных о занятости и

безработице в Южном Федеральном Округе

Экономическая активность населения  
в возрасте 15-72 лет 
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости 
в среднем за декабрь 2013г. - февраль 2014г.)

Южный  
федеральный округ

6896,4

6448,7

447,7

65,1

60,8

6,5

Республика Адыгея

204,1

186,3

17,9

61,6

56,2

8,7

Республика Калмыкия

151,5

130,3

21,2

71,0

61,0

14,0

Краснодарский край

2612,6

2459,3

153,3

64,7

60,9

5,9

Астраханская область

534,2

491,8

42,4

69,6

64,1

7,9

Волгоградская область

1336,8

1233,3

103,5

67,7

62,4

7,7

Ростовская область

2057,1

1947,7

109,4

62,8

59,4

5,3

             

Информация о работе Контрольная работа по «Региональная экономика»