Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:08, контрольная работа
Описание работы
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….3 Состав и место Южного федерального округа в общероссийском разделении труда. Особенности экономико-географического положения………………………………………………………………4 Хозяйственный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности и сельского хозяйства………………………………………………….10 Основные проблемы и инновационные направления социально экономического развития региона……………………………………16 Практическая часть…………………………………………………….25 Список литературы…………………………………………………………...27
Уникальны рекреационные ресурсы федерального округа. Мягкий
климат, обилие минеральных источников
и лечебных грязей, теплые морские воды
создают богатейшие возможности для лечения
и отдыха. Горные районы с их неповторимыми
ландшафтами имеют все необходимые условия
для развития альпинизма и туризма, организации
здесь горнолыжных баз международного
значения.
2. Хозяйственный комплекс
округа. Развитие и размещение отраслей
рыночной специализации промышленности
и сельского хозяйства.
Современная промышленность
характеризуется высоким уровнем специализации.
Отрасли специализации образуют хозяйственный
профиль региона. Ключевыми секторами
экономики округа, имеющими общероссийское
и межрегиональное значение, являются
агропромышленный, туристско-рекреационный,
транспортный комплексы и торговля.
Благодаря благоприятным для
развития сельского хозяйства природно
климатическим условиям ЮФО принадлежит
важная роль в обеспечении продовольственной
безопасности страны. На дол округа приходится
примерно 1/6 часть всех посевных площадей,
1/5 общероссийского валового сбора зерновых
культур, свыше 2/5 – сбора семян подсолнечника,
почти 1/5 – овощей. Получило развитие мясомолочное
скотоводство, овцеводство.
Агропромышленный комплекс
ЮФО обеспечивает 12-13% от общего по стране
объема производства мяса и мясопродуктов,
10-11% - яиц и цельномолочной продукции,
11-12% - животного масла, почти половину
- растительного масла, треть - сахара-песка,
значительное количество плодоовощных
консервов, продукции виноделия. Удельный
вес ЮФО в совокупном по России объеме
экспорта продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья превышает
1/4.
Существенное развитие в округе
получила легкая промышленность, ориентированная
в основном на поставки и другие регионы
страны. На территории округа производится
1/10 всех трикотажных изделий в РФ и свыше
1/4 обуви.
К отраслям рыночной специализации
промышленности округа также относятся:
топливная промышленность (добыча угля,
природного газа), черная металлургия,
машиностроение (энергетическое, сельскохозяйственное
тяжёлое, транспортное), химическая и нефтехимическая
промышленность (выпуск минеральных удобрений,
продукции бытовой химии, искусственных
волокон и нитей и др.).
По отдельным товарным группам
устойчивые конкурентные позиции сохраняют
металлургический и машиностроительный
комплексы. Предприятия округа производят
1/5 общего объема выпускаемых в стране
стальных труб, 1/10 — металлорежущих станков,
около 1/5 - тракторов. Большая часть продукции
машиностроения (75%) сосредоточена в Ростовской
и Волгоградской областях.
Приток инвестиций и стабильно
развивающийся строительный комплекс
ЮФО требуют дальнейшего наращивания
выпуска строительных материалов. В настоящее
время здесь производится около 18% цемента,
15% — строительного кирпича, почти 10% всего
объема сборных железобетонных конструкций
и изделий в РФ.
ЮФО обладает уникальными
возможностями для развития курортно-рекреационного
хозяйства. Это по сути единственный в
России регион, имеющий выход к бассейнам
сразу трех южных морей — Азовского, Черного
и Каспийского. Исключительно благоприятное
сочетание климатических, природно-ландшафтных
условий, целебных минеральных источников,
а также высокая степень хозяйственной
освоенности территории создают необходимые
предпосылки для организации здесь различных
видов отдыха, туризма, санаторнокурортного
лечения.
По масштабам и темпам развития
санаторно-курортной и туристической
сфер хозяйства округ лидирует в стране.
Десятки расположенных здесь санаториев,
пансионатов, домов отдыха, туристических
баз, гостиниц способны ежегодно принимать
и обслуживать сотни тысяч отдыхающих.
Только в Краснодарском крае ежегодно
отдыхают до 5 млн человек, а к 2015 г, согласно
прогнозу их чисто может возрасти до 7
млн. Однако потребуется вложить еще немало
средств в инфраструктуру создаваемого
в регионе туристско-рекреационного кластера,
чтобы поднять качество оказываемых услуг
до требуемого уровня.
Выгодное тронспортно - географическое
положение, обусловленное наличием Волго
– Каспийского пути из Северной и Центральной
Европы в страны Средней, Юго-Западной
и Южной Азии, а также Транссибирско-Черноморского
пути, связывающего страны АТР (Китай,
Японию, Южную Корею и др.) со странами
средиземноморского бассейна, создает
уникальный транспортно-транзитный потенциал
ЮФО. Формирование транспортно-логистического
комплекса стало важнейшим фактором развития
этого макрорегиона.
Ведущую роль в межрайонных
перевозках играет железнодорожный транспорт:
крупнейший на юге страны Ростовский железнодорожный
узел обеспечивает связи округа с другими
регионами России, с Украиной, Казахстаном
(через Астрахань), а также с Закавказьем
(Грузией и Азербайджаном). Железнодорожный
транспорт сочетается с автомобильным
и речным (перевозящим главным образом
насыпные грузы по Волге и Дону). Важной
водной транспортной артерией, связывающей
порты пяти морей, в том числе бассейны
Каспийского и Черного морей, является
Волго-Донской судоходный канал, протяженностью
100 км.
Морской транспорт обслуживает
экспортно-импортные грузы России, формируемые
в портах Черного (Новороссийск, Туапсе),
Азовского (Таганрог, Азов, Ейск, Тамань)
и Каспийского (Оля) морей. Через Новороссийск
- крупнейший порт страны (с грузооборотом
свыше 104 млн т в год) и Туапсе проходит
большая часть нефтяного и зернового экспорта
Российской Федерации. В связи с возросшим
в последние годы объемом перевалки грузов
эти порты нуждаются в технической конструкции и расширении. Через
Территорию ЮФО (и далее по дну Черного
моря) проходят трассы экспортных газопроводов:
один из них в Турцию («Голубой поток»
проектной мощностью 16 млрд. куб. м)
уже действует, другой – в Болгарию и далее
в Италию и Австрию («Южный поток», 63 млрд.
куб. м) находится в стадии строительства.
Нефтяная промышленность –
старейшая отрасль специализации региона.
Нефтегазовый комплекс является развитым
и диверсифицированным сектором экономики
Южного федерального округа. Его потенциал
составляют значительные ресурсы углеводородов
(более 96 процентов сосредоточено в Астраханской
области и на шельфе Северного Каспия),
многочисленные добывающие и геологоразведочные
компании, их научно-исследовательские
дивизионы, постоянно расширяющаяся трубопроводная
сеть, магистральные трубопроводы и портовая
инфраструктура Черного моря, мощные нефтеперерабатывающие,
газоперерабатывающие заводы, газохимические
и нефтехимические предприятия. На долю
крупнейшего в Европе Астраханского газоконденсатного
месторождения приходится также 81% выпускаемой
в России и 10 процентов мировой выработки
газовой серы.
В сфере высоких технологий
лидируют иностранные компании, обеспечивающие
в Астраханской области и на шельфе практически
весь объем геофизических работ и поисково-разведочного
бурения.
Самая молодая отрасль топливной
промышленности региона – газовая. Большим потенциалом углеводородного
сырья располагает Волгоградская и Астраханская
области, Краснодарский край. Крупнейшее
газовое месторождение расположено в
Астраханской области. Также существуют
Ставропольское, Ленинградское, Березанское.
Сеть газопроводов связывает места добычи
с потребителями внутри региона и за его
пределами.
Особенно актуальное направление
развития углеводородной энергетики –
разработка соответствующих объектов
на шельфах Каспийского, Азовского и Черного
морей. Электроэнергетика региона представлена
двумя типами электростанций – тепловыми
и гидравлическими. Основная доля электроэнергии
вырабатывается на тепловых электростанциях,
использующих преимущественно газовое
топливо и отчасти донецкий уголь, а также
мазут. Размещение тепловых электростанций
обусловлено сырьевым и потребительским
факторами.
Одна из важнейших отраслей
промышленного производства региона –
металлообработка и машиностроение.
Металлургический комплекс
Южного Федерального Округа представлен
предприятиями черной и цветной металлургии,
большинство из которых размещены в Ростовской,
Волгоградской областях и Краснодарском
крае. В число основных отраслей специализации
экономики Южного федерального округа
входит химический комплекс и включает
в себя такие виды экономической деятельности
как химическое производство и производство
резиновых и пластмассовых изделий. Большая
часть продукции химического комплекса
выпускается в крупных промышленных узлах
на территории Волгоградской, Ростовской
областей и Краснодарского края.
Южный федеральный округ –
это одним из важнейших поставщиков сельскохозяйственной
продукции (зерно). Главная зерновая культура
– пшеница, выращиваемая на просторах
Ставропольского края. Кроме этого, широко
распространено выращивание кукурузы
и риса. На территории региона выращиваются
технические культуры: сахарной свёклы,
горчицы, подсолнечника, табака. Все виноградники
России расположены именно в ЮФО, а плодово-ягодных
насаждений региона – свыше 30% от российских
объемов.
Широко развита легкая промышленность,
представленная швейными, трикотажными
и текстильными фабриками.
Современное состояние транспортной
инфраструктуры ЮФО не обеспечивает еще
конкурентоспособный уровень работы всех
видов транспорта и качества предоставляемых
субъектам хозяйствования и населению
округа транспортных услуг. Низкая пропускная
способность многих транспортных узлов
и магистралей ограничивает возможности
наращивания межрегиональных и международных
грузо- и пассажиропотоков. В связи с этим
стратегией развития округа предусмотрена
реализация комплекса мер, направленных
на повышение эффективности функционирования
его транспортной системы. Намечено, в
частности, создать на территории ЮФО
единую сеть терминально-логистических
комплексов для переработки транзитных
и экспортных грузов в Ростове-на-Дону,
Волгограде, Астрахани, Новороссийске,
Туапсе, Тамани, порту Оля, Тихорецке и
других населенных пунктах, что позволит
устранить дефицит соответствующих мощностей
в транспортных узлах, оптимизировать
грузопотоки, обеспечить координацию
работы всех видов транспорта, снизить
затраты и время обработки грузов.
Использование транзитного
потенциала округа в системе международных
транспортных коридоров должно стать
приоритетом развития транспортной системы
и основой экономического роста округа.
В связи с этим намечено реализовать ряд
инвестиционных проектов по развитию
инфраструктуры международных транспортных
коридоров, в том числе провести реконструкцию
федеральных автомагистралей «Дон» и
«Каспий»; увеличить пропускную способность
воднотранспортного пути: р. Волга - Волго-донской
канал – р. Дон - Черное море; организовать
скоростное пассажирское сообщение на
направлении Центр - Юг: Москва - Ростов-на-Дону
- Адлер, Москва - Ростов-на-Дону - Минеральные
Воды и др.
Осуществление намеченных проектов
развития транспортной инфраструктуры
ЮФО позволит повысить уровень его интеграции
в единое экономическое пространство
России и обеспечит более эффективное
включение в глобальную транспортную
систему, что в свою очередь должно усилить
стратегические конкурентные преимущества
для развития экономики всего макрорегиона.
[2, стр. 188]
3. Основные проблемы
и инновационные направления социально
экономического развития региона.
За многовековую историю края
здесь накопилось много противоречий
между центром и периферией, между народами
и религиями, между коренными и переселенцами;
между реабилитированными «возвращенцами»
и теми народами, которые избежали репрессий
и заняли земли спецпереселенцев.
Южный федеральный округ экономическими,
этническими и инфраструктурными нитями
связан с Закавказьем, где вот уже более
десяти лет не затухают конфликты. Все,
что происходит негативного к югу от Главного
Кавказского хребта, отражается на обстановке
к северу от него, и наоборот.
Поэтому на фоне общего экономического
спада в России в период реформ падение
производства в южных регионах проявилось
более заметно, и вряд ли эта тенденция
изменится в ближайшее время.
Рассмотрим более подробно
экономические проблемы Южного Федерального
округа.
1. Данный регион и раньше
относился к районам с высокой
трудообеспеченностью. В последние же
годы в связи с общим экономическим кризисом,
осложнением производственно-финансовой
деятельности предприятий произошло высвобождение
рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный.
Положение усугубляется еще и тем, что
в округ прибывает большое количество
вынужденных переселенцев и беженцев,
а также ушедших в запас военнослужащих.
Очевидно, в этих условиях проблема занятости
и рационального использования трудовых
ресурсов приобретает особую актуальность.
Уровень безработицы в округе достигает
почти 7,00 (табл. 6). [4]
Табл. 6. Таблица усредненных статистических
данных о занятости и
безработице в Южном Федеральном Округе
Экономическая активность населения
в возрасте 15-72 лет
(по данным выборочных обследований населения
по проблемам занятости
в среднем за декабрь 2013г. - февраль 2014г.)