Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:35, контрольная работа
Вопросы:
1 вопрос: газовая промышленность: экономическая значимость, основные месторождения газа
2 вопрос: экономические показатели воспроизводственного процесса.
Министерство сельского
ФГОУ ВПО «Новосибирский Государственный Аграрный Университет»
Факультет Государственного и Муниципального Управления
Кафедра государственно - правового обеспечения управления
Контрольная работа
По дисциплины «Региональная экономика и управления»
Вопросы:
1 вопрос: газовая промышленность: экономическая значимость, основные месторождения газа
2 вопрос: экономические
показатели
Выполнил студент 8301 группы:
Марчук Д.Е.
Научный руководитель:
Корецкая Т. А.
Новосибирск 2012
Экспорт газа является для РАО «Газпром» тем «буфером», который предохраняет его от банкротства и обеспечивает устойчивое финансовое положение также и внутри страны за счет перераспределения . средств даже в условиях жесткого налогообложения.
Приближение к цивилизованному внутреннему рынку газа может быть обусловлено только общим подъемом экономики России, сопровождаемым резким сокращением неплатежей и заинтересованностью потенциальных потребителей в гарантированных поставках газа.
В переходный к такому рынку период приоритет должен быть отдан государственному регулированию рынка при сохранении монополии РАО «Газпром». В дальнейшем, видимо, в ближайшие годы, в зависимости от достигнутых темпов роста ВВП и продукции промышленности следует ожидать этапа создания конкурентной среды и частичного саморегулирования газовых рынков.
Условия государственного регулирования внутреннего газового рынка были заложены в 1995 г, когда был принят Закон РФ «О естественных монополиях», а также издан Указ Президента РФ об образовании Федеральной экономической комиссии (ФЭК).
В современной российской экономике, по мнению большинства специалистов, включая Р.И.Вяхирева и А.А.Макарова, регулирование газового рынка должно учитывать тенденцию территориальной дифференциации цен на газ и отказ от уравнительного подхода к формированию этих цен.
Сейчас на территории России газ для промышленных предприятий стоит почти одинаково. И хотя расходы на его транспортировку достигают 75% реальной стоимости, разница в тарифах составляет всего 25%. До 1998 г. не было и этой разницы. Одну и ту же цену за газ платили и в Западной Сибири, где добывается большая часть российского газа, и за тысячи километров от нее — Центральном Черноземье или Ростовской области.
Задача разработки принципов рационального территориального зонирования России и формирования зональных цен на газ пока все еще далека от решения, хотя существуют предварительные оценки РАО «Газпром» уровня цен на газ для периода 1996-2006 гг. на регулируемых зональных рынках России (в долл. /1 тыс. м3, без НДС и акцизных сборов; см. рис. 1).
Рис.1.
Следует отметить, что переход к дифференцированной системе цен на природный газ сопряжен с рядом существенных трудностей, главные из которых связаны с социальными ограничениями на рост цен для потребителей с низкой платежеспособностью, а также с незавершенностью методологии учета производственных затрат на всех стадиях продвижения газа к потребителю — от добычи до распределения между отдельными категориями пользователей.
Еще одна проблема, имеющая для газовой отрасли особое значение, — энергосбережение.
В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», определяющий основные принципы энергосберегающей политики, ее экономические и финансовые механизмы, позволяющие, в частности, продавать сэкономленный газ по договорным ценам как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также получать различные льготы по налогообложению и таможенным сборам.
Принятие этого закона позволяет
Наметившаяся в концу 90-х гг. стабилизация экономики России благоприятствует росту внутреннего потребления газа в России, а также постепенному возобновлению роста газодобычи.
В этих условиях РАО «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных рынках газа. В качестве регулируемых покупателей при этом выступают региональные газораспределительные компании и крупные конечные потребители газа, непосредственно присоединенные к магистральным газопроводам. Предусматривается, что в случаях превышения установленных ФЭК предельных уровней годового потребления газа потребители будут выводиться на контрактный нерегулируемый рынок. Цены на регулируемых и нерегулируемых фрагментах зональных рынков газа при использовании РАО «Газпром» активной стратегии могут отличаться почти в 2 раза. По данным РАО «Газпром», цены на зональных рынках газа вблизи западной границы России, т.е. на экспортных «выводах» российского газа, ныне вплотную приблизились к экспортным ценам в нерегулируемом секторе.
Нынешняя относительная
На поддержание эффективности деятельности РАО «Газпром», безусловно, оказывают влияние как высокий уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрацией. Для РАО «Газпром» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает в среднем 20%, а доля добычи газа в РФ - 91%. Вместе с тем функционирование «Газпрома» как замкнутой государственной системы, на выходе которой цены на газ регулируются правительством, имеет и свои минусы.
Можно поставить под сомнение экономическую эффективность системы, в которой скрыты от посторонних глаз реальные издержки производства и не всегда обоснованы цены для потребителей газа. Та же проблема злостных неплатежей свидетельствуют о превышении цен над уровнем платежеспособного спроса.
Особо следует отметить, что сохраняющаяся экспортная эффективность РАО «Газпром» базируется на эксплуатации месторождений-гигантов, запасы которых исчисляются сотнями миллиардов и триллионами кубических метров природного газа. Исчерпание этих месторождений, большая часть которых расположена в труднодоступных приполярных районах и на шельфах замерзающих морей Арктики и Дальнего Востока, приведет к резкому возрастанию затрат на освоение и эксплуатацию менее крупных месторождений. В конечном счете конкурентоспособность «Газпрома» на внешних рынках может быть подорвана, и это надо учитывать.
Представляется, что при наличии большого числа аргументов «за» и «против» централизации «Газпрома» доводы последних звучат все более убедительно по мере продвижения России к реальному рынку.
Как представляется, несовершенство структуры и деятельности РАО «Газпром» в значительной степени является результатом отсутствия государственной программы преобразования газовой отрасли, а так же специального закона о газоснабжении, регламентирующего структуру и организацию газоснабжения (так, как это делается в других странах с развитой газовой промышленностью). Инициируемое государством газовое законодательство и программа преобразований газовой промышленности, на наш взгляд, должны включать как варианты целостной стратегии развития газовой отрасли, так и механизмы, методы управления и контроля за ее реализацией.
Уже почти не вызывает споров тезис о необходимости развития внутри «Газпрома» конкурентной среды.
Главная отличительная особенность назревшего этапа реформирования РАО «Газпром», признаваемая самим руководством монополии, состоит в постепенном демонтаже вертикально интегрированной организации газовой промышленности страны. Создание самостоятельных дочерних газодобывающих компаний со своими контрольными пакетами акций, а также сбытовых компаний, обеспечивающих межрегиональные и экспортные поставки газа, при сохранении единой государственной газотранспортной компании должно позволить увеличить долю газа, продаваемого по свободным рыночным ценам.
Образование самостоятельных газодобывающих компаний при наличии единой контролируемой государством транспортной компании должно создать конкурентный рынок на выходах магистральных газопроводов, характерной чертой которого будет контрактная схема взаимоотношений производителей газа с его потребителями. Доля потребителей, выходящих на контрактный рынок газа, будет увеличиваться с ростом промышленного производства в стране. По мере укрепления на рынке крупных независимых газовых компаний представляется целесообразным ослаблять монопольное положение РАО «Газпром», оставив ему функции генерального экспортера газа и ответственного за регулируемую часть внутреннего газового рынка.
Государственная газотранспортная компания должна управляться рыночными методами и быть в своей основе открытым акционерным обществом, имеющим определенные аналогии с РАО ЕЭС и зарубежными энергетическими компаниями типа «Рургаз» и «Газ де Франс».
В этом случае государство имело бы возможность проводить гибкую тарифную политику по отношению к отдельным потребителям газа и регионам в целом. Так, тарифы на доставку газа могут быть сокращены для регионов, осуществляющих пионерную газификацию, для потребителей, обеспечивающих энергосбережение либо эффективные природоохранные мероприятия.
Процесс регионального воспроизводства производственных ресурсов имеет три стадии: производство, распределение (перераспределение, обмен) и потребление (использование).
Региональное воспроизводство, исследуемое с позиций производительных сил как основы общественного развития, выступает в виде циклического процесса перехода производственных ресурсов региона от одной стадии движения к другой. Поэтому для выявления внутренней структуры процесса регионального воспроизводства целесообразно разделить его на ряд звеньев, каждое из которых отражало бы одну из стадий (фаз) движения производственных ресурсов: потребление, распределение и перераспределение (обмен, собственно воспроизводство).
Первая фаза тождественна процессу производства общественного продукта. Расходование ресурсов рабочей силы, средств и предметов труда составляет основное содержание производственного потребления и выражается в осуществлении затрат живого и овеществленного труда, направленных на получение полезной обществу продукции (материальных благ и услуг).
Данный
процесс, в отличие от других фаз
воспроизводства
Например, ресурсы рабочей силы обычно выражаются в человеко-часах рабочего времени или численности занятых в материальном производстве. В то же время затраты живого труда отражает величина вновь созданной стоимости. Соответственно если средства производства измеряются через объем производственных фондов, то затраты овеществленного труда — через величину перенесенной стоимости. Один и тот же объем продукции можно получить, используя разное количество производственных ресурсов. Одинаковая величина затрат живого и овеществленного труда дает различный результат. Между объемами осуществленных в течение определенного периода затрат труда и вовлеченных в производство ресурсов практически никогда не наблюдается однозначного соответствия.
Затраты общественного труда на производство продукции в регионе определяют ее региональную стоимость, которая может сильно отличаться от общественно необходимых затрат труда. Соотношения между региональными и общественными затратами труда на производство продукции, выступающей объектом ввоза-вывоза, при полном удовлетворении спроса на нее покажет эффективность межрегионального обмена.
Используемый
в регионе продукт формируется
как за счет собственного производства
и прямого межрегионального обмена,
так и в результате поставок, осуществляемых
путем централизованного
Информация о работе Контрольная работа по «Региональной экономике и управлению»