Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 13:11, контрольная работа
В данной работе рассматриваются теоретическо-методологические основы стратегического планирования развития организации как фактора ее долгосрочного успеха и конкурентоспособности в современных условиях. Исследуются методологические основания и проблемы внедрения механизмов стратегического планирования в российскую практику. В рамках системного подхода к исследованию деятельности организации предлагается модель формирования системы стратегического планирования.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж. Для изучения влияния данных факторов на объем продаж и сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.
Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Без хорошей теории практика слепа.
Однако в настоящее время к менеджменту применяются только некоторые подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяются воспроизводственный, нормативный, функциональный подходы. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к стратегии, менеджменту всех научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга.
Системный подход
Это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход.
Основные свойства систем:
- Целостность
Системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы системы. Первичность целого - основной постулат теории систем.
- Взаимозависимость и взаимодействие системы и внешней среды
Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Без взаимодействия с внешней средой фирма как открытая система не может функционировать. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров системы к факторам внешней среды.
- Структурность
Под структурой понимается совокупность компонентов системы и их связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.
- Иерархичность
Каждый компонент системы может рассматриваться как сложная система (подсистема) более широкой глобальной системы.
- Множественность описания системы
Необходимость изучения ее отдельных сторон (аспектов). Для описания системы следует строить функциональные либо экономико-математические модели.
- Непрерывность функционирования и эволюции
Система существует, пока функционирует. Система должна быть способной к обучению и развитию (саморазвитию).
- Стремление, их к состоянию устойчивого равновесия
Оно предполагает адаптацию параметров внешней среды, к конкретным ситуациям путем обеспечения высокого уровня организованности системы менеджмента в динамике.
- Альтернативность путем функционирования и развития
В зависимости от конкретных параметров ситуаций, возникающих при оперативном управлении, могут быть несколько альтернативных путей достижения конкретной цели.
- Приоритет качества
Практика показывает, что выживают те, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству.
- Приоритет интересов системы более широкого уровня пред интересами её компонентов
- Надежность
На основе описанных свойств системы предлагаются упрощенные правила (требования) применения к менеджменту системного подхода.
Маркетинговый подход
Этот подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы стратегического менеджмента при решении любых задач на потребителя.
Функциональный подход
Сущность функционального подхода к стратегическому менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребностей.
Воспроизводственный подход
Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка, с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Нормативный подход
Сущность нормативного подхода заключается в установлении
нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического
менеджмента. Эти нормы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.
Нормирование - это процесс анализа использования оборотных средств (ОС), разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов ОС или других объектов.
Методы разработки норм:
- расчетно-аналитический метод,
- опытный метод,
- отчетно-статистический метод,
экономико-математические методы.
Комплексный подход
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, социальные, экономические, организационные, психологические и др. аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена.
Интеграционный подход
Термин «интеграция» - означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компаньонами системы управления.
Интеграционный подход к стратег, менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
- между стадиями жизненного цикла объекта управления;
- между отдельными подсистемами и компонентами системы стратегического менеджмента;
- между уровнями управления по вертикали;
- между субъектами управления по горизонтали.
Интеграция дает фирме дополнительные возможности повысить качество выпускаемой продукции, улучшить взаимодействие элементов управления.
Процессный подход
Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные.
Количественный подход
Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др.
Административный подход
В основе административного
подхода лежат административные методы менеджмента.
Сущность административного подхода заключается
в регламентации функций, прав, обязанностей,
нормативов качества, затрат, элементов системы менеджмента
в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания,
Поведенческий подход
Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности ее человеческих ресурсов.
Ситуационный подход
Этот подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и
во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом.
Список используемой литературы
Информация о работе Контрольная работа по «Стратегическое планирование на предприятии»