Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 04:58, реферат
В настоящее время объем нормативной и технической документации многих организаций и их бюрократизация достигли таких размеров, что предприятие, пытающееся регламентировать все и вся, не способно к развитию.
Найти меру масштабов и глубины документированности СМК призваны международные стандарты ИСО серии 9000:2000. Версия стандартов ИСО серии 9000:2000 стремится избежать ситуации, при которой документирование становится самоцелью.
Введение 3
Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы 4
Система менеджмента качества 9
Рекомендации по улучшению деятельности 10
Сертификация систем менеджмента качества 13
Литература 16
Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.
Задачи, которые необходимо решить для создания СМК, представлены на рис. 1.
Одна из таких задач — определить основные элементы (процессы) СМК и требования к ним. «Неразлучная пара» стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает организациям решить эту задачу.
ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:
* ИСО 9001 Система
менеджмента качества. Требования
— устанавливает основные
* ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия — направлен на развитие СМК. В стандарте ИСО 9004:2000 сделан акцент на условиях выполнения процессов и дополнительных возможностях самооценки деятельности организации.
Два данных стандарта являются независимыми, но совместное их использование может способствовать наилучшему пониманию заложенных в них требований и стимулировать непрерывное улучшение СМК.
Другая не менее важная задача, которую необходимо решить при внедрении СМК, — вовлечь сотрудников в систему, обучить их, распределить ответственность и делегировать им полномочия. Пока в организации не накопится «критическая масса» людей, которые не только хотят создать СМК, но и знают, как это сделать, все усилия по внедрению СМК будут наталкиваться на сопротивление коллектива.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендации по улучшению деятельности приведены в международном стандарте ИСО 9004:2000. Этот стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001:2000, и включает рассмотрение результативности и эффективности систем менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.
Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен для сертификации или использования в контрактах и регламентах, а также для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001:2000. Он содержит методические указания и рекомендации.
В качестве подходов
к совершенствованию деятельнос
* методы самооценки, такие как модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций;
* проекты прорыва,
которые обычно связаны с
* деятельность по постоянному
улучшению, проводимая
Постоянные улучшения могут применяться ко всей СМК или к любому из ее процессов и включают:
* определение целей планируемого улучшения;
* анализ существующего процесса или системы «как есть» и формирование входных данных;
* идентификацию возможных
решений и выбор наилучшего
из них, которое устранит
* внедрение улучшения;
* верификацию и валидацию улучшенного процесса;
* оценку
достигнутого улучшения,
Результаты оценок достигнутого улучшения, контролируемые по времени, могут быть использованы при оценке уровней развития (зрелости) организации.
Уровни развития деятельности приведены в табл. 1.
Таблица 1. Уровни развития деятельности
Уровень развития |
Характеристика уровня |
Пояснения |
1 |
Неформализованный подход |
Систематический подход к проблемам отсутствует; нет результатов; результаты слабые или непредсказуемые |
2 |
Подход основан на реакции на проблемы |
Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции («режим тушения пожаров»); наличие минимальных данных о результатах улучшения |
3 |
Устоявшийся формализованный системный подход |
Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения |
4 |
Акцент на постоянном улучшении |
Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения |
5 |
Лучшие показатели в классе деятельности |
Значительно интегрированный
процесс улучшения; лучшие в классе
результаты в сравнении с |
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В рамках пересмотра международных стандартов ИСО серии 9000 техническими комитетами ИСО/ТК 176 и ИСО/ТК 207 был разработан единый стандарт по аудиту систем менеджмента качества и систем менеджмента окружающей среды (СМОС). Стандарт ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей среды, заменивший сразу четыре стандарта (ISO 10011, ISO 14010 — ISO 14012), используется внутренними и внешними аудиторами СМК и СМОС.
Целью сертификации СМК является признание аккредитованным органом по сертификации способности руководства организации осуществлять менеджмент качества для выполнения установленных требований.
При подготовке СМК организации к сертификации необходимо:
* открыть внутренний
проект в организации по
* сформировать рабочую группу и назначить ответственного (менеджера проекта) — координатора работ и сопровождающего команды аудита;
* провести внутренний
аудит и оценить соответствие
процессов СМК и документации
требованиям стандарта ИСО
* совместно с органом
по сертификации спланировать
процесс сертификации в
* довести до сведения
персонала политику
* оповестить о сертификации и подготовить к ней весь персонал организации.
Для успешной сертификации
персоналу организации
При сертификационном аудите на вопросы аудитора необходимо отвечать спокойно, со всеми подробностями, упоминая все, даже самые очевидные, положения. То, что не было упомянуто, будет зачтено как отсутствующее.
Ответ на вопрос аудитора должен быть структурирован примерно так:
*на это у нас
есть документированная
* выполнение этой работы
запланировано в Планах
* адекватные ресурсы запланированы и выделены;
* производится мониторинг
выполнения процессов
* результаты мониторинга анализируются, и в случае необходимости производятся корректирующие действия по документированной процедуре Корректирующие действия.
Обязательно показать все
требуемые документы в
Не следует при аудиторе упоминать свои внутренние проблемы и жаловаться на нехватку чего-либо. Не нужно спорить с аудитором, не следует показывать негативного отношения к происходящему. Обязательно нужно подчеркивать понимание необходимости процесса оценивания продукта, производственного процесса, процесса сертификации и положительные моменты, которые они обеспечивают.
При положительных результатах аудита орган сертификации принимает решение о выдаче организации сертификата соответствия СМК требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Действие сертификата подтверждается в течение трех лет путем ежегодного инспекционного аудита. По истечении срока действия сертификата проводится ресертифицирующий аудит.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
2. ГОСТ Р ИСО/ МЭК 12207-99 Информационная технология. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. М.: Изд-во стандартов, 1999.
3. ГОСТ Р 1.4-92. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 1992.
4. ГОСТ Р 1.5-2002. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов. М.: Изд-во стандартов, 2003.
5. ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. ПРАВИЛА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ. М.: Изд-во стандартов, 1990.
6. Адлер Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество. 2001. № 5-6.
7. Голъдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1998. 132 с.
8. Морозов Л. М., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методологические основы теории эффективности. ВИКИ им. Можайского, 1982. 236 с.
9. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. Перераб и доп. – СПб.:Питер, 2006.127 с.
Информация о работе Контрольная работа по управлению качеством