Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 08:44, контрольная работа
Актуальность данной работы в значительной степени обуславливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Введение………………………………………………………………1-2
Понятие и содержание государственного контроля……………3-5
Принципы и содержание государственного контроля…………5-6
Заключение…………………………………………………………...7-8
Список литературы…………………………………………………….9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет
Имени Т.Ф. Горбачёва»
Филиал в г. Белово
Кафедра государственного и муниципального управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика государственного и муниципального сектора
На тему: Контрольные функции современного государства
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность данной работы в значительной степени обуславливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль – феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов. В зависимости от специфики форм государственного устройства и управления, национальных традиций они строятся по-разному.
Наиболее эффективно контрольные системы функционируют в тех странах, где им обеспечена максимальная не зависимость, поскольку единственной и основной задачей органов контроля является выяснение реального состояния дел в государственном механизме вне зависимости от того, выгодна такая информация кому-либо или нет.
Можно отметить, что современное состояние государственного контроля Российской Федерации характеризуется многообразием видов, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля. Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 впервые закрепил функции контроля и надзора за федеральными службами. Это снимает внутренний конфликт интересов, существовавший в большинстве ведомств, которые сами устанавливали правила, сами контролировали их исполнение и сами же оказывали связанные с этим услуги, в том числе в области учета. Предполагается, что все это повысит эффективность управления и существенно повлияет на уменьшение параллелизма и дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.
Целью данной работы является анализ государственного контроля, как контрольной деятельности государства, механизма его осуществления.
Задачей данной работы является:
- исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущность, содержание, характерных признаков его осуществления.
1. Понятие и содержание государственного контроля
Понятие государственного контроля:
Государственный контроль - надзор со стороны уполномоченных государственных органов. Он проводится с целью соблюдения законности, а также с целью обеспечения реального выполнения решений исполнительных органов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственному контролю присущи все сущностные признаки, которые свойственны государству в целом. Как и государство в целом государственный контроль есть:
Повышение роли регулирующей функции государства не исключает, а предполагает наличие системы государственного контроля за исполнением Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Эффективность новых форм государственного контроля (путем повышения роли его координирующих и других функций) зависит от четко отлаженной системы взаимодействия контрольных органов между собой. Это позволяет охватывать контролем наиболее важные стороны процесса государственного управления, а так же избегать дублирования, а так же неоправданно высокой степени автономности в деятельности органов контроля.
Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эффективность осуществления народом своей власти через названные органы решающим образом зависит от уровня государственного контроля.
При этом данный контроль в соответствии с Конституцией в любом случае остается государственным, поскольку и органы государственной власти, и органы местного самоуправления выступаю формой единой государственной власти.
Государственный контроль выступает от имени всего сообщества, что и определяет его демократическую сущность. Структура контрольных органов государства, процедура и методы контроля призваны обеспечивать реализацию воли народа, устранять нарушение законности и другие отклонения от принятых государством решений независимо от форм собственности, субъективных взглядов тех или иных должностных лиц, ведомственных или сепаратистских подходов.
При соблюдении этих условий государственный контроль может не только противодействовать анархии и произволу со стороны отдельных должностных лиц, но и становится преградой на их пути, не допускать совершения противозаконных действий.
Итак, государственный контроль, как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.
2. Принципы и содержание государственного контроля
Контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплавное. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принцип, как функция. Исходя из понимания сути контроля в сфере управления как наблюдения за соответствием деятельности управляемого объекта тем предписаниям, которые он получил от управляющего субъекта, и выполнениям принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении заключается в анализе и сопоставлении фактического состояния в той или другой отрасли с требованиями, которые поставлены перед ними, отклонениями в исполнении поставленных заданий и причинах этих отклонений, а также оценкой деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность назначения контроля, как отмечают в своих трудах исследователи этой проблемы, и дает возможность выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые не выполняют или почти не выполняют других, кроме контроля, государственных функций, определить компетенцию этих органов.
Укрепление государственного контроля происходит на основе принципов, закрепленных в Конституции России. К ним относятся:
Таким образом, принципы государственного контроля имеют универсальный характер и распространяются на всю систему государственных органов и, следовательно, являются общими принципами государственного контроля.
Заключение
Чтобы избежать узкого понимания государственного контроля как проверки, являющейся основной, но не единственной формой его осуществления, необходимо помнить следующее:
Государственный контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. государственный контроль правопорядок
Одной из отличительных черт государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью, является то, что правоприменительные формы деятельности исполнительной власти: регистрация, сертификация, аттестация, аккредитация, лицензирование - представляют собой особые формы осуществления государственного контроля исполнительной властью.
Государственное управление – социальный феномен политически организованной цивилизации. Рыночные отношения современного индустриального общества требуют соответствующего регулирования со стороны государства. На пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления, обозначилось их качественное усложнение.
Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий, явлений. Иными словами, в процессе государственного контроля выполняется определенная совокупность действий, проводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.
Информация о работе Контрольные функции современного государства