Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:43, реферат
Цель работы – проанализировать опыт развития кооперации в Швеции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать тенденции развитие потребительской кооперация в Швеции, ее территориальное распределение и организационно-правовые особенности функционирования;
2. Рассмотреть тенденции развитие производственной кооперация в Швеции, ее территориальное распределение и организационно-правовые особенности функционирования;
3. Описать тенденции развитие кредитной кооперация в Швеции, ее территориальное распределение и организационно-правовые особенности функционирования;
4. Показать роль региональных, национальных и международных кооперативных объединений в развитии кооперации Швеции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДИНАМИКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………….
2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДИНАМИКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………….
3. КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДИНАМИКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………
4. КООПЕРАТИВЫ ШВЕЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ………………………………………………………………..
5
11
15
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 21
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, 3. КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ
В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, 4. КООПЕРАТИВЫ ШВЕЦИИ
В НАЦИОНАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И
МЕЖДУНАРОДНОМ КООПЕРАТИВНОМ |
5
11
15
17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
20 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. |
21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
В развитых странах мира
сложились богатые
Кооперативное движение Швеции имеет богатейшие традиции и в настоящее время успешно развивается. Кооперация Швеции прошла ряд этапов своего развития в условиях. Высокий уровень развития кооперации в Швеции обеспечил этой стране в течение последних шестидесяти лет устойчивую репутацию «Мекки кооперативного движения», к заимствованию успешного опыта которого неизменно обращались и обращаются кооператоры многих стран мира.
Кооперативное движение в этой стране имеет более чем 150-ю историю и является одной из основ, так шведской модели общественного развития. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Российские ученые целенаправленно исследуют проблемы и достижения шведской кооперации. Харламов В.И. [6] рассматривается роль кооперативного союза Швеции в продовольственном обеспечении населения. Белорусские ученые Якушкин Е.А., Пушкина С.Е., Непочатых О.С., Шашура Н.В. [8] выделили особенности технологии управления розничной торговлей в Шведском кооперативном союзе. Достижения производственной сельскохозяйственной кооперации Швеции проанализированы в диссертационном исследовании Романовой Ю.А. [5]. В работе Аксенов С.М. [1] раскрыта роль кооперативного сектора в развитии шведской модели экономики.
Обобщение опыта работы кооперативов в этой стране представляется актуальным, особенно в связи с тем, что в современных условиях кооперативное движение Швеции сталкивается с рядом проблем, общих для стран Евросоюза.
Это и определило тему реферата «Кооперация и кооперативное движение в Швеции во второй половине ХХ – начале XXI вв.»
Цель работы – проанализировать опыт развития кооперации в Швеции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать тенденции
развитие потребительской
2. Рассмотреть тенденции
развитие производственной
3. Описать тенденции развитие кредитной кооперация в Швеции, ее территориальное распределение и организационно-правовые особенности функционирования;
4. Показать роль региональных, национальных и международных кооперативных объединений в развитии кооперации Швеции.
Информационной базой работы послужили статьи и монографии российских и белорусских ученых по проблемам развития кооперации в Швеции, материалы периодической печати, официальные сайты кооперативных организаций.
Реферат имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и приложение.
1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ШВЕЦИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДИНАМИКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Особое место в экономике Швеци
«Потребительские кооперативы Швеции входят в Шведский кооперативный союз, учрежденный в Швеции еще в 1899 году. В настоящее время в «КF» входят 51 потребительское общество, пайщиками которого являются более 3 млн. человек или около 30% всего населения Швеции» [8,C.424]. «Потребительские общества очень разняться по величине. Самое маленькое объединяет всего 62 пайщика, а самое большое -590 тыс. чел.» [8,C.425].
«Шведский кооперативный союз» занимает второе место по объему розничных продаж продовольственных и непродовольственных товаров, и уступает лишь главному конкуренту – частой сети ИКА.
По данным рейтинга Глобал-300 [13], который составляется Международным кооперативным Альянсом «КF» находиться на 17 месте по товарообороту среди крупнейших мировых кооперативных розничных сетей.
Шведский опыт активно внедряется в России. Так Председатель Совета директоров ГК «ЕвроАгро» Алекс Ятсоун в своей статье отмечает, что «шведские кооператоры использовали самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему супермаркетов. Широкое применение технологии быстрозамороженных продуктов позволило стать потребительским объединениям ведущими экспортерами продуктов» [16].
Основой механизма успешного функционирования шведских потребительских кооперативов является их интеграция и специализация.
Два этих термина присутствуют в описании любого процесса, будь то закупки товаров у поставщиков или организация работы в магазине.
Деятельность потребительских кооперативов имеет демократическую основу. Внешне процесс отчетов и выборов в «KF» очень похож на российскую кооперацию. Пайщики также собираются на собрания по участкам, также выбирают представителей на общее собрание.
Однако после того, как избран председатель правления, начинаются главные отличия.
«Правление и председатель подбирают человека на должность президента кооператива или главного исполнительного директор. Председатель правления и президент – разные люди, имеющие совершенно разные обязанности. Председатель не имеет права вмешиваться в оперативные решения, принимаемые президентом. Задача президента – создать управленческую структуру, способную организовать дело не хуже, а даже лучше, чем у конкурентов. Если он не справляется с этой задачей – с ним, по итогам года, просто расстаются» [8,C.427].
Организационная структура «КF» построена так, чтобы свести к минимуму издержки на содержание аппарата управления, однако без ущерба для функциональной эффективности.
Так в ней отсутствует деление потребительских кооперативов
по административно-
«Необходимо отметить, что в настоящее время «КF» представлена 847 магазинами, из которых 800 магазины по продаже продовольственных товаров. Отметит, что ещё в 50-е годы 20-го века в Швеции существовало около 8 тыс. кооперативных магазинов, но постепенно их количество сокращалось, а сами магазины укрупнялись» [19].
Сегодня они разделены на пять концептов исходя из площади, ассортимента и целевой аудитории: супермаркет у дома «Нара», супермаркет здоровой пищи «Консум», классический супермаркет «Экстра», продовольственный гипермаркет «Формум», хозяйственный гипермаркет «Бигг». Логотипы этих сетевых магазинов «КF» представлены на рисунке 1. Фотографии приведенные в приложении позволяют судить о масштабах магазинов и их внешнем виде.
Рисунок 1. Логотипы кооперативных магазинов Шведского кооперативного союза
Кроме этого «КF» является владельцем нескольких интернет-магазинов и активно занимается электронной коммерцией [9].
Характеристики основных концептов магазинов торговой сети «КF» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика магазинов торговой сети «КF» [8,С.430]
Название магазина |
Торговая площадь, кв.м. |
Количество наименований товаров, тыс.ед. |
Ежедневное число покупателей, в среднем на один магазин |
Уровень торговой надбавки, % |
НАРА |
250-400 |
3-4 |
750-1200 |
25-30 |
КОНСУМ |
400-1400 |
5-9 |
900-2000 |
25-28 |
ЭКСТРА |
1500-3000 |
9-12 |
1600-3000 |
20-25 |
ФОРУМ |
2300-12000 |
10-18 |
5000-10000 |
15-18 |
БИГГ |
До 5000 |
До 40 |
Нет данных |
Нет данных |
Магазины «НАРА» специализируется
на продаже продовольственных
«Магазины «Нара» являются представителями аптек, где можно забрать лекарства, заказанные в других аптечных сетях» [9].
«Супермаркеты «Экстра» предлагают также своим покупателям доставку продуктов (при этом прилагаться рецепты блюд здорового питания) и билетов на различные развлекательные мероприятия» [7].
«Гипермаркеты «Форум» предлагают своим членам пайщикам и клиентам широкий ассортимент свежих продуктов из экологически чистых фруктов и овощей, интересный ассортимент продуктов питания из иностранных кухонь. В магазинах существует отдел «Все для ребенка», который предлагает как одежду для новорожденных, так и игрушки для детей старшего возраста» [11].
В гипермаркетах расположены также рестораны, принадлежащие кооперативам.
Конечно, вы как член специальные предложения каждую неделю и скидки на все покупки.
«Входящие в «КF» потребительские кооперативы можно разделить на три категории по степени интеграции в управленческом процессе и передаче управленческих функций верхним уровням управления:
1) Потребительские кооперативы
с высокой степенью
2) Потребительские кооперативы со средней степенью интеграции (DDF кооперативы) Централизованы все процессы кроме управления недвижимостью. Такие кооперативы делегировали все права оперативного управления структурам «КF».
3) Кооперативы с низкой степенью централизации (независимые кооперативы). Централизован процесс договорной работы, поставок товаров, денежные потоки, управление основным капиталом» [8,C.430].
Так принадлежащей таким кооперативам недвижимостью управляет структурное подразделение «КF» Риал Эстейт. За наполнение магазинов товарами отвечает группа компаний «КООП Швеция». Договорную работу со шведскими поставщиками ведет компания СИЛАБ, с европейскими поставщиками - КООП Трединг, а с африканскими и азиатскими поставщиками работает компания Интеркооп. За логистику отвечает СИЛАБ.
Денежными потоками М-кооперативов управляет финансовый департамент «КF». Большинство кооперативов, входящих в «КF» не имеют даже собственного счета в банках. Процесс централизации в данном случае не сопровождается потерей финансовой самостоятельности, так как централизованная компьютерная система позволяет отслеживать финансовые потоки.