Кооперация крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 20:41, доклад

Описание работы

С 90-х годов ХХ века начался новый этап развития сельского хозяйства. Реформирование систем управления всего народнохозяйственного комплекса страны после 1990 года повлекло серьезные изменения в сельском хозяйстве. На смену колхозно-совхозной системе ведения сельскохозяйственного производства пришли коллективные, кооперативные, акционерные и другие частные сельскохозяйственные предприятия, получившие в собственность землю и средства производства.

Файлы: 1 файл

КООПЕРАЦИЯ.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

КООПЕРАЦИЯ  КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) И ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ.

 

С 90-х годов ХХ века начался  новый этап развития сельского хозяйства. Реформирование систем управления всего  народнохозяйственного комплекса  страны после 1990 года повлекло серьезные  изменения в сельском хозяйстве. На смену колхозно-совхозной системе ведения сельскохозяйственного производства пришли коллективные, кооперативные, акционерные и другие частные сельскохозяйственные предприятия, получившие в собственность землю и средства производства.

В последнее время многие фермерские хозяйства по всей стране, распадаются. Сами они за счет своих  средств, практически не способны купить дорогостоящую технику, необходимые  материалы и т.п. Бывает, что фермерами  становятся случайные люди, совершенно незнакомые с сельскохозяйственным производством. Они не думают о повышении плодородия почв, высоких урожаях, привесах скота, а прежде всего о том, чтобы получить от государства льготный кредит, который затем использовать на другие нужды, нередко далекие от сельского хозяйства.

За последние десять лет  создана правовая база регулирования  земельных отношений, позволяющая  реализовать конституционное право  граждан и их объединений иметь  в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться  ею. За эти годы решалась задача обеспечения доступа людей к земле. Фермерское землепользование имеет хорошие перспективы для развития. Основным источником земли для образования крестьянских (фермерских) хозяйств являются земельные доли при выходе крестьян из сельскохозяйственных предприятий.

Вместе с тем, являясь  лишь необходимой предпосылкой для  улучшения сельского хозяйства, проведение земельной реформы, наделение  крестьян и их объединений землей не может быть вполне достаточным  для подъема сельскохозяйственного производства. Разрешение аграрного вопроса – это и осуществление мероприятий, связанных с решением общих экономических и правовых проблем, влияющих на хозяйственное положение крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.

Преобразования, произошедшие на селе, за последние десять лет, коренным образом изменили социально-экономические, финансовые и правовые условия.

В условиях реформирования аграрных отношений, трансформации, а  частично и распада колхозно-совхозного производства, длительности и сложности процесса становления новых хозяйственных форм в АПК роль личного подсобного хозяйства как наиболее гибкой, достаточно устойчивой и самонастраивающейся организационно-правовой формы в производстве сельскохозяйственной продукции возросла. Как правило, ЛПХ является сферой вторичной занятости населения, включая занятость в общественной сфере сельскохозяйственного производства.

В настоящее время практически исчерпаны возможности для стабильного и устойчивого развития ЛПХ, так как трудности при ведении хозяйственной деятельности огромные. Причем уход за животными выполняются простейшим образом вручную, затраты рабочего времени на каждого члена семьи составляют 5-7 часов в день. В некоторых семьях, особенно в напряженное время - до 8-9 часов, ежедневно, без выходных.

Таким образом, результаты отражают негативные изменения объективных  и субъективных характеристик в  уровне материального благосостояния большинства семей.

В хозяйствах населения  не учитываются затраты труда  и услуги. Успешно развиваются те хозяйства, где сельскохозяйственные предприятия оказывают какую-то помощь (то есть выделение техники, обработка земельных участков, вспашка, обеспечение кормами, ветеринарная, зоотехническая и агрономическая помощь).

В последние  годы отношения между ЛПХ и сельскохозяйственными предприятиями начали приобретать правовые основы. Это объясняется тем, что крестьяне стали собственниками земельных долей. Хозяйство заключает с собственниками земельных долей договор, в соответствии с которым оно обязуется оказывать услуги по имеющемуся перечню в счет арендной платы за пользование земельными долями. Без договора владельцы ЛПХ лишаются возможности получить услуги предприятия (выдача сена и соломы, посадка и уборка картофеля, обработка и вспашка огорода и т.д.).

Взгляды на роль и перспективы развития ЛПХ различные. При обзоре литературы можно встретить  противоположные взгляды ученых. Одни полагают, что в настоящее  время экономическая эффективность  ЛПХ выше, чем в коллективных хозяйствах, другие считают, что перспективы развития сельского хозяйства связаны только с крупными товарными коллективными хозяйствами.

Очень важным является вопрос о кооперации и интеграции внутри индивидуального сельского  сектора, а также с другими  хозяйственными формами. Без развития кооперационных связей с сельскохозяйственными коммерческими организациями, фермерскими хозяйствами, а также без создания обслуживающих, сервисных, кредитных кооперативов дальнейшее эффективное развитие ЛПХ, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, невозможно.

В Беларуси хозяйственно-трудовую деятельность, связанную с производством  сельскохозяйственной продукции, осуществляют различные категории индивидуальных хозяйств: личные подсобные хозяйства  граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, дачные кооперативы, садоводческие товарищества, домашние хозяйства городского населения и т. д.

Как видно, в последние  годы наметилась тенденция сокращения производства животноводческой продукции, за исключением картофеля, овощей, плодов и ягод, производство которых, в результате роста урожайности, стабилизировалось и даже несколько возросло.

 Уменьшение  объемов производства животноводческой  продукции в хозяйствах населения  стало результатом существенного  сокращения поголовья сельскохозяйственных  животных 

Реализация  мероприятий по развитию личных подсобных  хозяйств граждан, предусмотренных  Государственной программой возрождения  и развития села на 2005—2010 годы, а  также сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции в  индивидуальном секторе предопределили необходимость разработки и принятия Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006—2010 гг., которая была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 681 от 30.05.2006 г.

 Главная  цель Программы заключается в развитии и поддержке личных подсобных хозяйств граждан, повышении занятости и доходов граждан, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, улучшении демографической структуры населения страны.

 Источниками  централизованной материальной и финансовой поддержки Программы выступают средства республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

 Вместе с  тем, оценка финансовой и материальной поддержки личных подсобных хозяйств граждан свидетельствует, что в первые годы реализации Программы государственные ресурсы осваиваются не полностью (табл. 4). На финансирование мероприятий Программы в 2006 г. было направлено 13,5 млрд. руб., а в 2007 г. — 46,1 млрд. руб., что составило соответственно 24,1 и 57,4 % от суммы предусмотренных средств.

Реализация  комплекса мероприятий при финансовой поддержке государства не оказала  существенного влияния на увеличение объемов производства и закупок  сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения (табл. 5).

Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, показывает, что недостаточная работа в сфере  оказания услуг гражданам, ведущим  личное подсобное хозяйство, проводится по реализации семенного материала картофеля и овощных культур. Нерешенной проблемой остается организация коммунально-бытовых структур по оказанию услуг, которая требует существенных, но не всегда оправдывающих себя, инвестиционных вложений за счет бюджетных ресурсов.

 В сфере производства сельскохозяйственной продукции индивидуального сектора аграрной экономики в 2006—2007 гг. были достигнуты и перевыполнены прогнозируемые показатели только по производству картофеля — на 1,4 %, овощей — на 16,1, плодов и ягод — на 91,8, сбору меда — на 43,7 %. По всем остальным видам продукции показатели остались недовыполненными.

 Еще более проблемным  вопросом в ходе выполнения  Программы осталась заготовка  сельскохозяйственной продукции,  произведенной в индивидуальных  хозяйствах населения. Потребительский характер производства и возможности выбора более выгодных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции не обеспечивает выполнение параметров, предусмотренных Программой. Уровень закупок (товарности) сельскохозяйственной продукции в индивидуальных хозяйствах населения остается очень низким: в 2007 г. он составил по картофелю 0,9 %, овощам — 1,7, плодам и ягодам — 32,6, молоку — 37,3 %. Закупки скота и птицы организациями в общей структуре реализации составили соответственно 6 %, а на 100 голов среднегодового поголовья коров сельскохозяйственными организациями закуплено у населения 37,4 головы молодняка крупного рогатого скота.

 В данных условиях  возникает объективная необходимость  выработки новых подходов и  научно обоснованных направлений  по дальнейшему развитию этой категории хозяйств, суть которых состоит в следующем.

 В современных условиях  хозяйствования возникла объективная  необходимость совершенствования  действующего законодательства, разработки  и принятия единого законодательного  акта, определяющего правовые аспекты деятельности различных форм хозяйств населения, занятых производством сельскохозяйственной продукции.

 Действующий  Закон Республики Беларусь №  149-З от 11 ноября 2002 г. «О личных  подсобных хозяйствах граждан» имеет определенные, не в полной мере отвечающие правовым нормам, рычаги регулирования деятельности всех категорий хозяйств населения, проживающего не только в сельской местности, а и в малых городах, районных и областных центрах республики. Основным документом правового обеспечения деятельности индивидуальных товарно-потребительских хозяйств населения должен стать Закон Республики Беларусь «О личных хозяйствах граждан», который будет обеспечивать правовое регулирование более широких групп хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции: личные хозяйства сельского населения, домашние хозяйства городских жителей, садово-огороднические кооперативы и т. д. Причем в новой редакции Закона важно определить категорию личного крестьянского хозяйства как формы трудовой (непредпринимательской) деятельности граждан, постоянно (или преимущественно) проживающих в сельских населенных пунктах и осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на земельных участках, предоставленных им в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

На наш взгляд, в законодательстве следует исключить  категорию «подсобное хозяйство», которая  появилась во времена советской  коллективизации и, тем самым, ограничила право на индивидуальную трудовую деятельность в сельской местности, в результате хозяйство приобрело статус «потребительского хозяйства», направленного на удовлетворение потребностей семьи. Индивидуальная трудовая деятельность населения, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, в отдельных густонаселенных регионах республики (Столинский, Лунинецкий, Ганцевичский и другие районы) сегодня довольно распространена, и в реальности является основным источником доходов населения.

Совершенствование правового законодательства и закрепление юридических основ развития кооперации в индивидуальных хозяйствах позволят решить ряд проблем организационного и экономического характера.

Устойчивое  развитие индивидуальных хозяйств населения  связано с сохранением и развитием  крупных форм хозяйствования на селе, укреплением их материально-технической базы, кооперации и интеграции с мелкотоварными формами сельскохозяйственного производства, построением более эффективных экономических отношений между ними, механизмов сочетания их интересов.

Обособление личного  подсобного хозяйства как самостоятельной  формы хозяйственно-трудовой деятельности и отсутствие соответствующей законодательной  базы, способствующей развитию кооперации и интеграции мелкотоварных хозяйств с крупнотоварными формами сельскохозяйственного производства, усложняют систему взаимоотношений и ограничивают возможность организации их развития и осуществления производственной, заготовительной и сбытовой деятельности. К примеру, в настоящее время во многих сельских населенных пунктах заготовки молока для перерабатывающих предприятий молочной промышленности осуществляют сельские (поселковые) исполнительные комитеты, т. е. занимаются хозяйственной деятельностью, что не совсем соответствует их функциям согласно действующему законодательству Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении. В этой связи одним из вариантов объединения интересов и кооперации мелкотоварных крестьянских подворий может стать создание в пределах административных единиц первичного уровня (сельских советов, агрогородков), сельских населенных пунктов специализированных и многофункциональных потребительских кооперативов, основной целью деятельности которых является развитие и поддержка личных подсобных хозяйств граждан.

В республике существует объективная необходимость трансформации устойчивых и адаптированных к условиям рынка передовых потребительски-товарных индивидуальных хозяйств сельского населения в товарные фермерские хозяйства и иные формы хозяйствования. Такой подход будет способствовать притоку инвестиций в сельскохозяйственное производство, наращиванию объемов производства товарной продукции. Для этих целей необходимо ускорить процесс вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого движимого и недвижимого имущества и принять соответствующие нормативные акты о вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества сельскохозяйственных производственных кооперативов, в которых имеется достаточно неиспользуемых основных средств.

Информация о работе Кооперация крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств