Корпорация как форма организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

В процессе формирования и дальнейшего развития рыночной экономики выделились различные типы предпринимательства и формы его организации. Такое разграничение определяется такими факторами как тип собственности и деятельности, характер и состав субъектов экономической деятельности, состав учредителей соответствующих предприятий, объемов капитала и др.
Предприниматель как субъект экономической деятельности обладает комплексом прав и обязанностей, среди которых выделяют:

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 99.76 Кб (Скачать файл)

санкт-петербургский  государственный университет

сервиса и экономики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Корпорация как форма организации»

 

 

 

 

Выполнил:

студент II курса

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 

1. Основные типы организации  бизнеса

В процессе формирования и дальнейшего  развития рыночной экономики выделились различные типы предпринимательства и формы его организации. Такое разграничение определяется такими факторами как тип собственности и деятельности, характер и состав субъектов экономической деятельности, состав учредителей соответствующих предприятий, объемов капитала и др.

Предприниматель как субъект экономической деятельности обладает комплексом прав и обязанностей, среди которых выделяют:

1) права на создание предприятий  любых форм, не запрещенных действующими  законами;

2) приобретение имущества других  предприятий, в том числе государственных,  и продажу имущества собственного  предприятия;

3) участие в деятельности других хозяйствующих субъектов;

4) наем и увольнение работников;

5) разработку и осуществление  программ хозяйственной деятельности;

6) свободное распоряжение прибылью  предприятия, остающейся после  выплаты налогов и других обязательных платежей;

7) осуществление валютных операций  в установленном законодательством  порядке, и т.д. 

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационных рамках, которые принимают форму разного рода производственных и коммерческих предприятий, учреждений, объединений, союзов.

В соответствии с формами собственности, установленными законодательством РФ о собственности, выделяют следующие виды предприятий, представленные на рисунке 1.

По функционально-отраслевому  принципу выделяются: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, торгово-посреднические, производственно-торговые, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические предприятия, предприятия связи и т.п.

Можно также выделить:

1) хозяйственные товарищества (полные, коммандитные и с ограниченной  ответственностью) и общества (открытые  и закрытые АО);

2) производственные кооперативы;

3) государственные и муниципальные  унитарные предприятия;

4) некоммерческие организации.

Таким образом, можно выделить следующие  основные типы предпринимательства  по различным критериям (рисунок 2).

Рисунок 1 – Виды предприятий по формам собственности

Рисунок 2 – Типы предпринимательства

Выбор формы хозяйственной и  коммерческой деятельности в значительной степени определяется размером капитала, личными качествами предпринимателя, такими, как инициативность, предприимчивость, склонность к риску, готовность брать на себя ту или иную степень ответственности за результаты своей деятельности, отраслевая и функциональная направленность предприятия, отраслевая и общеэкономическая ситуация в стране, масштабы предполагаемой деятельности, социальная и политическая обстановка в государстве и т.д.

 

2. Корпорация: понятие и содержание

В современных условиях наиболее распространенной и значимой формой организации крупного предпринимательства является корпорация, связанная с акционерным соучредительством многих лиц.

Термин «корпорация» возник еще  в Средние века и означает объединение, союз, общество или совокупность лиц, объединившихся для достижения каких-либо своих целей и выполняющих определенные социальные функции. Изначально корпорация представляла собой объединение свободных хозяйственных субъектов ради достижения экономических целей.

Для западных корпораций показателем  успеха является лидерство в какой-либо сфере. Для субъектов российского  бизнеса актуальна стратегия  выживания и закрепления на соответствующих  рынках, а также создание нормативно-правовой базы корпоративного бизнеса. Этим объясняется  и логика формирования теории корпоративного управления.

В России развиваются в основном две модели бизнеса: индивидуальная и корпоративная. Субъектом корпоративной модели является корпорация.

Корпорация - это особая форма организации бизнеса, регулируемая законодательством, представляющая с точки зрения закона отдельное юридическое лицо.

Любая группа людей может организовать корпорацию, выполнив особую процедуру  регистрации на основе представленных учредительных документов. В этом контексте корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся от других его форм, где процедура учредительства не обязательна или упрощена.

Отличительные характеристики корпорации:

1) корпорация находится полностью  во владении акционеров, владеющих  долей собственности в виде  акций или паев и имеющих  определенные права;

2) акционеры имеют право на  долю доходов (дивидендов) выплачиваемых  им из расчета величины, приходящейся  на одну акцию;

3) акционеры не отвечают за  обязательства и долги корпорации;

4) все работающие на корпорацию, являются наемными работниками.

Преимущества корпоративной формы организации бизнеса:

1) корпорация - наиболее эффективная форма организации бизнеса с точки зрения привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования через продажу акций и облигаций, что позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств;

2) существенное преимущество корпорации - это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;

3) благодаря привилегиям в области привлечения денежного капитала корпорации легче увеличить его объем, расширить круг операций и реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологии массового производства. Размеры корпорации позволяют также осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов;

4) передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостность, поскольку корпорация является юридическим лицом, и существует независимо от ее владельцев и от собственных должностных лиц.

Недостатки корпоративной  формы организации бизнеса:

1) учреждение корпорации сопряжено  с некоторыми бюрократическими  процедурами и с расходами  на юридические услуги;

2) возможны злоупотребления. Так как корпорация это юридическое лицо, недобросовестные владельцы могут избежать ответственности за сомнительную хозяйственную деятельность, ссылаясь на корпоративную коллегиальную форму управления;

3) возникают проблемы, связанные  с налогообложением прибыли корпорации. Доходы корпорации, выплачиваемые  в виде дивидендов акционерам, облагается дважды: как часть  прибыли корпорации и как часть  личного дохода владельца акций;

4) при единоличном предпринимательстве  и партнерстве владельцы недвижимости  и финансовых активов сами  управляют этими активами и  их контролируют. В крупных корпорациях,  акции которых распространены  среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение  между функциями собственности  и контроля.

 

3. Корпорация как экономический  и социальный институт

По мере поступательного развития мировой экономики, ее неуклонной глобализации роль и значение корпорации не только как экономического, но и политического  и социального института неуклонно  возрастают. Естественно, предприятие  оказывает влияние не только на своих  непосредственных партнеров и потребителей, но также на социальную среду в  целом и на экологическую обстановку. Поскольку крупные корпорации рассматриваются  не только как сугубо экономические, но и как общественные институты, на них возлагаются определенные моральные обязательства и социальная ответственность.

На экономической авансцене  корпорация выступает в качестве юридического лица.

Корпорация – это не только организация, но и определенным образом функционирующий социальный организм, социальный институт, оказывающий существенное влияние на характер и основные направления экономического, социального и политического развития страны.

Корпорация выступает как одно из важных звеньев политической системы  и тема самым во многом определяет ее параметры и характеристики. В  то же время как социальный институт она все более непосредственно  влияет на состояние гражданского общества.

Корпорация не может самоустраниться  от выполнения социальных функций по отношению к членам своего коллектива:

1) от обеспечения при любых  условиях выплаты гарантированного минимума заработной платы;

2) сохранения на должном уровне  необходимой для коллектива социальной  инфраструктуры;

3) защиты предпринимательской деятельности от административного и криминального рэкета,

4) снижения уровня занятости, 

5) оказания помощи в социальном страховании и обеспечении и т. д.

В современных условиях важным компонентом  делового успеха корпорации является ее социальная ответственность, способствующая утверждению легитимности компании в глазах общества (участие в решении насущных проблем образования, здравоохранения, развития местных инфраструктур).

 

4. Организационные и  организационно-правовые формы корпоративной  модели бизнеса

Корпорация составляет одну из важнейших  организационно-правовых форм структурной  организации предприятия или  группы предприятий, предусмотренных  законами и правовыми нормами  страны.

Во всем мире корпорации существуют в основном в форме акционерных обществ, где пай каждого участника-акционера подтвержден ценной бумагой - акцией, а его ответственность определяется размером внесенного им вклада в данное предприятие. Различаются акционерные общества закрытого и открытого типа. Закрытыми являются те АО, в которых все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободную продажу. Открытыми считаются АО, акции которых свободно продаются и покупаются без ограничений на рынке ценных бумаг.

Другой распространенной формой корпорации в индустриально развитых странах  является общество с ограниченной ответственностью, которое не очень часто встречается в России. В отличие от акционерного общества оно придерживается принципа участия учредителей в деятельности предприятия. Общества с ограниченной ответственностью создаются для отдельных структурных подразделений корпорации, в задачу которых входит решение тех или иных проблем. Здесь определяющее значение имеют вопросы ограничения или предотвращения всякого рода рисков.

Помимо перечисленных правовых форм корпораций, в ряде случаев  используются и другие юридические  формы, основанные на объединении капиталов акционерных кампаний через систему участий. Речь идет о различных типах акционерных объединений - это синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы (рисунок 3). Эти объединения часто носят временный характер и создаются с целью достижения конкретной цели, например для внедрения нового продукта или новой технологии на рынок. Отличительная особенность данной формы сотрудничества - сохраняющаяся независимость организаций. В таких случаях объединение бывает добровольным и не приводит к созданию нового юридического лица. Предприятия, входящие в подобные объединения, сохраняют полную хозяйственную независимость.

Особое место среди корпораций занимают так называемые естественные монополии. В их задачу, как правило, входят производство и реализация тех товаров и услуг, которые малоприбыльны или вовсе нерентабельны, в силу чего частные предприятия, работающие на рынок и в соответствии с рыночными принципами, не желают брать на себя риск их производства.

Рисунок 3 – Типы акционерных объединений

Все существующие ныне организационные  структуры корпораций можно разделить на три основные группы: унитарные, холдинговые и многодивизиональные (рисунок 4).

Рисунок 4 - Организационные структуры  корпораций

 

5. Роль государства в  регулировании корпоративного сектора

Государство выступает в качестве гаранта свободы предпринимательской  деятельности, оно призвано защищать права собственников и права  потребителей, рыночную конкуренцию, играет исключительно важную роль в формировании внешней среды, способной обеспечить увеличение конкурентоспособности всей национальной экономики.

Одной из важнейших задач государства  является обеспечение благоприятных условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе создание и поддержание экономической или производственно-хозяйственной инфраструктуры, т.е. таких базовых отраслей, как энергетика, металлургическая и топливно-энергетическая отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, связь, телекоммуникации и т.д.

Информация о работе Корпорация как форма организации