Корпоративная социальная ответственность как приоритет ЕС и ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть понимание корпоративной социальной ответственности, как приоритет таких крупнейших объединений, как ЕС и ООН.
Задачи работы:
Сформулировать понятие корпоративной социальной ответственности;
Рассмотреть применение корпоративной социальной ответственности на уровне ЕС и ООН;
Обобщить все полученные знания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. КСО и её развитие………………………………………………………….4
2. ЕС и КСО. Политика правительств ЕС в сфере КСО……………………6
3. ООН и КСО. Глобальный договор ООН…………………………….......11
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

ксо.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….......3

  1. КСО и её развитие………………………………………………………….4
  2. ЕС и КСО. Политика правительств ЕС в сфере КСО……………………6
  3. ООН и КСО. Глобальный договор ООН…………………………….......11

Заключение…………………………………………………………………….....14

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время для крупных компаний во всем мире характерна сильная вовлеченность в социальную сферу, в связи с чем концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) приобретает все более важное теоретическое и прикладное значение как необходимая составная часть теории и практики современного управления.

Понятие корпоративной  социальной ответственности - КСО (Corporate Social Responsibility - CSR) существует более полувека, но тем не менее и сегодня КСО - одно из наиболее противоречивых явлений и наиболее широко трактуемых терминов в современном бизнес-сообществе. И хотя на Западе практика социальной ответственности насчитывает несколько столетий, даже там эксперты часто расходятся во мнениях относительно широты охвата и определяющих характеристик этого понятия.

Цель работы – раскрыть понимание корпоративной социальной ответственности, как приоритет таких крупнейших объединений, как ЕС и ООН.

Задачи работы:

  • Сформулировать понятие корпоративной социальной ответственности;
  • Рассмотреть применение корпоративной социальной ответственности на уровне ЕС и ООН;
  • Обобщить все полученные знания.
  •  
  1. КСО и её развитие

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Впервые понятие КСО вошло в  практику корпоративного управления в 1950 - 1960-х гг. в США и Канаде. В середине прошлого века КСО в  основном включала вопросы корпоративной  филантропии, социального обеспечения  собственного персонала, а также оказания профессиональной и спонсорской помощи местным органам власти и тесно переплеталась с работой по связям с общественностью.

Корпоративная социальная ответственность  бизнеса применительно к России определяется Ассоциацией менеджеров России (АМР) более узко: "КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций" [3].

На европейском континенте в 1995 г. по примеру американцев и канадцев была образована сеть евробизнеса по КСО (European Business Network - CSR Europe), которая занялась распространением и популяризацией принципов КСО на business-to-business основе. Официально КСО была оформлена на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г. Чуть позже, в июле 2001 г., Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о КСО [11].

В объединенной Европе понятие (политика) КСО определяется как "концепция  интеграции заботы о социальном и  экологическом развитии в бизнес-операциях  компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой" [4].

Как политика и концепция стратегического  развития компаний КСО охватывает следующие  направления:

- формирование и укрепление  имиджа и деловой репутации;

- корпоративное развитие - проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;

- корпоративную этику;

- экологическую политику и использование  природных ресурсов;

- политику в отношении персонала;

- здоровье, безопасность и охрану  труда, соблюдение прав человека;

- взаимодействие с местными  органами власти, государственными  структурами и общественными  организациями для решения общих  социальных проблем;

- социальные аспекты взаимодействия  с поставщиками и покупателями  своей продукции и услуг;

- PR-обеспечение перечисленных направлений  [5].

В настоящее время КСО - это деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, является частью стратегического планирования и управления компаниями. Решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления - собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества. При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний [6].

Таким образом, КСО постепенно становится парадигмой стратегического управления бизнесом [1].

  1. ЕС и КСО

В каждой стране КСО имеет  свои характерные особенности. На этом фоне своей многогранностью и  разработанностью выделяется КСО в странах Европейского Союза (ЕС). Эта практика вмещает в себя не только проявления социальной, экономической и экологической ответственности. К сегодняшнему дню в мире из 22 тысяч корпоративных нефинансовых отчетов более половины составляют отчеты европейских компаний [15]. ЕС представлены более половины из 6700 организаций, подписавшихся под основным международным сводом принципов КСО — Глобальным Договором ООН [17]. Немаловажно и то, что из 3148 НКО и НГО, консультирующих компании по КСО, 37% работают в ЕС [16].

В ЕС практика КСО больше, чем где бы то ни было, позиционируется  и является не чем иным, как содействием  бизнеса движению региона по пути устойчивого развития, а организация  условий для этого — важнейший  мотив деятельности и представителей гражданского общества, и институтов власти ЕС. Власти ЕС подчеркивают, что КСО не может заменить направления публичной политики, но способна внести вклад в достижение их целей, таких как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, уменьшение загрязнения окружающей среды, более рациональное использование ресурсов, выработка инноваций в ответ на социальные и экологические вызовы и так далее [12].

Политика национальных правительств ЕС в сфере КСО

Одним из показателей  роли КСО в обществе, ее институционализации  и участия в этом процессе национальных правительств является ее юридическое  и символическое оформление: в  Великобритании работает Министр по КСО, в Швеции — Посол по КСО и так далее. Но на уровне стран ЕС фокус участия властей в развитии КСО несколько отличается. По заявлению Владимира Шпидлы, комиссара ЕС по вопросам занятости, социального развития и равных возможностей, «в одних странах КСО все больше и больше интегрируется в широкий спектр публичных политик, в то время как в других в первую очередь развиваются инициативы, повышающие общую осведомленность в вопросах КСО».

Наиболее полные примеры политики национальных правительств в сфере  КСО представляют Великобритания и Франция. Их опыт показывает широту спектра подходов к развитию КСО, и вместе с тем, в этих странах есть уже общее, характерное для многих стран ЕС.

В Великобритании в марте 2000 года, правительство ввело должность  министра по КСО. С этого времени роль правительства расширилась и стала включать в себя повышение осведомленности о КСО, обеспечение защиты окружающей среды через содействие бизнесу в КСО во внутренних и в международных проектах, а также поддержку и поощрение приверженности международным стандартам делового поведения.

Среди направлений этой политики —  поддержка инновационных подходов и показательной практики стейкхолдеров  и компаний; определение минимального уровня КСО — например, по таким  фундаментальным проблемам, как здравоохранение, безопасность и равные возможности; поддержка бизнеса, приносящего обществу социальные и экологические выгоды. Правительство участвует во многих международных проектах, развивает финансовые механизмы и стимулы, внедряет КСО в систему государственных закупок, создает программы повышения прозрачности ряда отраслей экономики, расширяет рамки корпоративной отчетности, стандартизирует вклад компаний в устойчивое развитие, создает репутационные стимулы, стимулирует общественный диалог о КСО, а также применяет разные меры по продвижению КСО, в том числе используя авторитет политических лидеров и ресурсы интернета [10].

В законотворческой деятельности важно  упомянуть новый закон Companies Act 2006 года. Он ввел регулярную отчетность — Business Review, требующую от компаний раскрытия общей информации по вопросам охраны окружающей среды, политики взаимоотношений с сотрудниками и взаимодействием с местным сообществом. Закон вступил в силу 1 октября 2008 года. Данный закон, пусть позже и в меньшей степени, чем во Франции или Дании, но также закрепляет нефинансовую отчетность в общем виде.

Практически одновременно парламентом  были приняты налоговые льготы на инвестиции в социальную сферу. Льгота Community Investment Tax Relief (CITR) поощряет частные  инвестиции через финансовые институты развития (Сommunity Development Finance Institutions, CDFIs) как недоходных, так и доходных учреждений, находящихся в «неблагополучных» регионах и находящиеся в тяжелой финансовой ситуации. Соответствуя определенным условиям, CITR рассчитана и на физические, и на юридические лица, предлагая инвестировать, путем займа-покупки ценных бумаг или долевого участия в учреждениях, аккредитованных CDFI. Льготы зависят от объема инвестированных средств и сокращают налог на доход инвесторов и корпоративные налоговые обязательства. Льгота достигает 25% от инвестированных средств [10]. Помимо CITR правительство также предлагает налоговые стимулы, чтобы поощрить корпоративную поддержку деньгами, оборудованием и другой материальной помощью добровольцам и местным сообществам, включая перечисление средств в фонд зарплат и помощь подарками.

На практике не менее важны и  дополнительные инициативы правительства  Великобритании, например, с целью  повышения прозрачности бизнеса. Среди  них меры по внедрению международных и национальных стандартов, таких, как ISO 14001 и BS 8555 [10], разработка в 2006 году первого в мире стандарта управления устойчивым развитием, BS 8900, определяющего результаты устойчивости организаций, которых они должны достичь и которые являются главным мерилом их прогресса, выпуск «Руководства по экологической отчетности».

Другой известной инициативой  является EITI — «Инициатива прозрачности добывающей промышленности», представленная премьер-министром Тони Блэром в  Йоханнесбурге в 2002 году [13]. Ее цель — повышение прозрачности платежей, производимых компаниями, а также государственных доходов в добывающей промышленности. Правительство Великобритании продолжает работать с партнерами над тем, чтобы применить опыт EITI в сферах здравоохранения, строительства и оборонной промышленности. Так, «Альянс прозрачности медицины» развивает в присоединившихся к нему странах прозрачность и подотчетность в цепочке медицинских закупок и поставок, тогда как «Инициатива прозрачности строительного сектора» призвана снизить коррупцию в строительном секторе. Еще один проект — «Инициатива этичной торговли» (ETI), являющаяся трехсторонним альянсом компаний, профсоюзов и НГО, работающих над улучшением условий труда в цепочке поставщиков компаний-членов альянса. Члены ETI используют в своей работе международные стандарты, записанные в ключевых конвенциях МОТ.

Во Франции развитие и регулирование КСО также  выделилось в отдельное направление  работы национальных и местных властей, имеющее не только сходства, но и  отличия от британского. Если в Великобритании инициируется много разноплановых проектов как продолжение активности гражданского общества, то во Франции заинтересованность общества в КСО не столь велика, что более соответствует общеевропейской специфике. Поэтому во Франции, как и во многих странах ЕС, развитие и регулирование КСО происходит в рамках «Национальной стратегии устойчивого развития». Она была принята в 2003 году правительством Франции на 5 лет и затем обновлена в 2006 году [10]. Главное направление стратегии — добровольное формирование обязательств крупного бизнеса в сфере КСО через работу с отраслевыми объединениями работодателей [10].

Во-первых, выделяются обращения  первых лиц государства, как способ продвижения идей устойчивого развития и КСО. В 2003 году президент страны Ж. Ширак лично призывал компании, присоединившиеся к Глобальному Договору ООН, организовать координационную сеть для представления страны на международной арене, обмена опытом и распространения принципов КСО. Внутри страны на уровне публичной политики за распространение ответственного делового поведения отвечают Премьер-министр, Министерство экологии и устойчивого развития, Национальный совет по устойчивому развитию, Межведомственный делегат по устойчивому развитию и ряд других органов власти, в том числе на местах [9].

Для Франции больше, чем  для Великобритании, характерно активное законотворчество в вопросе КСО. Обращает на себя внимание закон 2001 года «О новом экономическом регулировании», — первый в ЕС в области корпоративного управления, определяющий обязательную и подробную корпоративную нефинансовую отчетность. Вместе с тем, в данном законе санкции за не раскрытие информации не предусмотрены. Важными методами, призванным воодушевить бизнес на развитие КСО, являются информационные проекты, например, предложенная правительством в 2004 году «Эмблема равенства» [14]. Эта эмблема является знаком отличия, разработанным в результате работы правительства со стейкхолдерами. Этот знак демонстрирует, что в отношении сотрудников, заказчиков и акционеров компания придерживается высших принципов равенства и многообразия. Право на присвоение эмблемы выдает специальный независимый орган AFAQ-AFNOR после консультаций со специальным комитетом. Интересно, что упомянутый орган выглядит как трехсторонняя комиссия: в него входят по пять представителей от правительства, организаций работодателей и организаций, объединяющих работников. Эмблема выдается на 3 года и на сегодняшний день ее обладателями являются около 20 компаний.

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность как приоритет ЕС и ООН