Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:55, реферат
Целью данной работы является исследование и анализ коррупции в широком понимании этого термина.
Для этого будет введено понятие лоббизма как такового, механизмов возникновения данного политического феномена.
Этот шаг необходим для дальнейшего понимания причин появления и внутренней природы коррупции – сложного и противоречивого явления. Задачи:
Изучить понятие лоббизма и механизм его возникновения
Рассмотреть сущность коррупции и методы борьбы с ней
Введение 3
1. Лоббизм 5
1.1.Понятие лоббизма. 5
1.2. Механизм возникновения лоббизма. 6
2. Коррупция 7
2.1. Понятие коррупции. 7
2.2. Причины коррупции. 9
3.Меры по борьбе с коррупцией 12
Заключение 17
Список используемой литературы 18
По мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы».
Причем в указанных
органах могут учреждаться
Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое – масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов.
Примечательный пример из этой области содержится в Отчете о мировом развитии за 2011г. Всемирного банка. В нем, в частности, констатируется, что в паспортных отделах США коррупция практически отсутствует, так как граждане имеют право обращаться за паспортом в любое из многочисленных отделений, а общенациональная система регистрации исключает возможность повторного получения паспорта. Чтобы избежать взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату. И в определенной мере такое дублирование сводит на нет возможность подкупа должностного лица клиентами. Таким образом, расходы взяточников превышают возможную выгоду.4
В идеале здесь должен превалировать единственно разумный
принцип взаимодействия:
предприниматели в
Однако особо важную роль в демонополизации властных полномочий призвана сыграть законодательно закрепленная практика участия легитимных предпринимательских и иных общественных организаций в выработке органами законодательной и исполнительной власти решений экономического и социального характера.
Выше мы достаточно подробно останавливались на этой проблеме при характеристике институционализированных форм лоббистской деятельности. В частности, уже отмечалось, что участие этих общественных структур в деятельности полуправительственных организаций обеспечивает выработку на консенсусной основе проектов всевозможных государственных актов законодательного характера, что само по себе выбивает почву из-под коридорного лоббизма и тем самым сопряженной с ним противоправной коррупционной деятельности.
Очевидно, не было бы шумных скандалов по поводу «Норильского никеля» и череповецкого «Азота», других подобных инцидентов, если бы проекты процедурных решений принимались с учетом мнений заинтересованных сторон в полуправительственных организациях, подобных имевшим место в дореволюционной России особым совещаниям и комитетам при ведущих министерствах и ведомствах. Ясно, что подобная практика взаимодействия предпринимательских и властных структур, по крайней мере создавала существенные барьеры коррупционной деятельности чиновников высшего ранга.
Таким образом, принятие и последовательное осуществление демократических процедур при взаимодействии власти и бизнеса выступают важнейшим средством профилактики коррупции как застарелого социального недуга общества и экономики. Оно становится еще более эффективным и действенным, если сопряжено с прозрачностью и конкурсностью, обычно отсутствующими в российской практике взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти.
Как отмечает бывший глава ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача».5
Ясно, что понимание
необходимости борьбы с
На международном уровне взаимодействие стран по проблемам борьбы с коррупцией осуществляется в рамках многих международных организаций, например, Совета Европы. В соответствии с решениями и резолюциями конференций министров европейских стран 1994,1997 и 1999гг., а также с Программой действий против коррупции, принятой Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1996г., осуществление политики, нацеленной на защиту общества от коррупции становится первоочередной задачей и придает определенную направленность работе по содействию в осуществлении борьбы с коррупцией на национальном и региональном уровнях.
Результатом международного сотрудничества стало подписание двух важных актов: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. Оба документа подписаны Россией. Представляется возможным, что знакомство с западным опытом законодательной и репрессивной борьбы с коррупцией поможет России преодолеть кризисные явления, вызываемые коррупцией.
Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что борьба с коррупцией должна вестись по нескольким направлениям, только тогда она будет приносить заметные результаты. Выделяют ряд приоритетных направлений:
- совершенствование законодательной базы
- усиление общественного контроля за деятельностью органов власти и законотворческим процессом
- широкомасштабная борьба со всеми видами преступности
- повышение уровня заработной платы госслужащих (спорное мнение)
- активное сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией
Как видим, между причинами коррупции и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению данного феномена, а не его последствий.
Борьба с коррупцией
будет тем действеннее, чем стабильнее
экономическая ситуация в целом,
чем выше социальные гарантии населения,
чем более развиты
Можно сделать следующие выводы по данной работе.
Во-первых, коррупция является, по общему признанию, неизбежным спутником политики. Там, где должностное лицо имеет доступ к распределению благ, всегда будет потенциальная возможность давления на него со стороны заинтересованных лиц. Под благом в данном случае понимаются не только материальные ресурсы, но и воля чиновника наложить или снять запрет, предоставить возможность какой-либо деятельности и т.д.
Во-вторых, высокий уровень коррупции заставляет обращать все больше внимания на эту проблему. Современные средства по борьбе с коррупцией должны включать не только меры репрессивного характера, но и усовершенствование законодательства. Последнее направление должно стать приоритетным для России на современном этапе строительства правового государства.
В-третьих, консолидация общества в противостоянии данному общественному злу является необходимым условием успеха в борьбе с коррупцией.
В целом, представляется очевидным, что проблема исследования коррупции еще не исчерпана полностью. Реальность вносит коррективы в самые, казалось, очевидные вещи.
Не исключено, что в будущем проявятся новые формы проявления коррупции и теневой деятельности вообще. Задача общества и государства – снизить вероятность коррупции до минимума.
2. Годовой доклад Торгово-промышленной Палаты РФ, 2009.
3. Концепция социально-экономического развития России на период до 2008г.
4. Коррупция и органы
государственной власти.//Незав
5. М. Левин, Г. Сатаров. Что есть коррупция?// Независимая газета. 2007.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 8.
7. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией.// Журнал российского права. 2009.
8. Особенности менеджмента в России.//Управление персоналом. 2009.№9. С.53-54.
9. Собрание законодательства РФ. Проекты федеральных законов 2003-2007гг.
10. Теневой образ жизни.//Полис. 2008. №4.
11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Учебник. М., 2010.
1 Годовой доклад Торгово-промышленной Палаты РФ, 2008г. С. 6.
2 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии, 2006г. Международный банк реконструкции и развития// Всемирный банк.2006. С. 133.
3 Проект закона «О борьбе с коррупцией» ВС РФ 2004.
. 4 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии. 2011. С.135
5 Коррупцию шлагбаумом не перекроешь.//Парламентская газета. 1 февр.2008г. С.3.