Коррупция как форма теневого лоббизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование и анализ коррупции в широком понимании этого термина.
Для этого будет введено понятие лоббизма как такового, механизмов возникновения данного политического феномена.
Этот шаг необходим для дальнейшего понимания причин появления и внутренней природы коррупции – сложного и противоречивого явления. Задачи:
Изучить понятие лоббизма и механизм его возникновения
Рассмотреть сущность коррупции и методы борьбы с ней

Содержание работы

Введение 3
1. Лоббизм 5
1.1.Понятие лоббизма. 5
1.2. Механизм возникновения лоббизма. 6
2. Коррупция 7
2.1. Понятие коррупции. 7
2.2. Причины коррупции. 9
3.Меры по борьбе с коррупцией 12
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

гнездилова коррупция.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

По мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой     полиции     и     другие     правоохранительные     органы».

Причем в указанных  органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией, к которой «привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с  тем неоспоримо и другое – масштабы коррупции во многом зависят от характера  принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов.

Примечательный пример из этой области содержится в Отчете о мировом развитии за 2011г. Всемирного банка. В нем, в частности, констатируется, что в паспортных отделах США коррупция практически отсутствует, так как граждане имеют право обращаться за паспортом в любое из многочисленных отделений, а общенациональная система регистрации исключает возможность повторного получения паспорта. Чтобы избежать взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату. И в определенной мере такое дублирование сводит на нет возможность подкупа должностного лица клиентами. Таким образом, расходы взяточников превышают возможную выгоду.4

В  идеале здесь   должен    превалировать    единственно    разумный

принцип взаимодействия: предприниматели в установленных  случаях направляют в государственные  органы уведомления о своих действиях, а эти органы контролируют соблюдение принятых правил.

Однако особо важную роль в демонополизации властных полномочий призвана сыграть законодательно закрепленная практика участия легитимных предпринимательских и иных общественных организаций в выработке органами законодательной и исполнительной власти решений экономического и социального характера.

Выше мы достаточно подробно останавливались на этой проблеме при  характеристике институционализированных форм лоббистской деятельности. В  частности, уже отмечалось, что участие этих общественных структур в деятельности полуправительственных организаций обеспечивает выработку на консенсусной основе проектов всевозможных государственных актов законодательного характера, что само по себе выбивает почву из-под коридорного лоббизма и тем самым сопряженной с ним противоправной коррупционной деятельности.

Очевидно, не было бы шумных скандалов по поводу «Норильского никеля»  и череповецкого «Азота», других подобных инцидентов, если бы проекты  процедурных решений принимались с учетом мнений заинтересованных сторон в полуправительственных организациях, подобных имевшим место в дореволюционной России особым совещаниям и комитетам при ведущих министерствах и ведомствах. Ясно, что подобная практика взаимодействия предпринимательских и властных структур, по крайней мере создавала существенные барьеры коррупционной деятельности чиновников высшего ранга.

Таким образом, принятие и последовательное осуществление  демократических процедур при взаимодействии власти и бизнеса выступают важнейшим средством профилактики коррупции как застарелого социального недуга общества и экономики. Оно становится еще более эффективным и действенным, если сопряжено с прозрачностью и конкурсностью, обычно отсутствующими в российской практике взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти.

Как отмечает бывший глава  ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в  любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача».5

 Ясно, что понимание  необходимости борьбы с коррупцией  присутствует, но в то же время  юридического понятия «коррупция»  до сих пор нет в российском  праве. Закон «О борьбе с  коррупцией» в России принимают с 1993г. Сначала это пытался сделать Верховный Совет. Затем за него несколько раз голосовала Государственная Дума. Президент трижды не подписывал этот закон. Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.

На международном уровне взаимодействие стран по проблемам  борьбы с коррупцией осуществляется в рамках многих международных организаций, например, Совета Европы. В соответствии с решениями и резолюциями  конференций министров европейских стран 1994,1997 и 1999гг., а также с Программой действий против коррупции, принятой Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1996г., осуществление политики, нацеленной на защиту общества от коррупции становится первоочередной задачей и придает определенную направленность работе по содействию в осуществлении борьбы с коррупцией на национальном и региональном уровнях.

Результатом международного сотрудничества стало подписание двух важных актов: Конвенции об уголовной  ответственности за коррупцию 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. Оба документа подписаны Россией. Представляется возможным, что знакомство с западным опытом законодательной и репрессивной борьбы с коррупцией поможет России преодолеть кризисные явления, вызываемые коррупцией. 

Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что борьба с коррупцией должна вестись по нескольким направлениям, только тогда она будет приносить  заметные результаты. Выделяют ряд  приоритетных направлений:

- совершенствование законодательной базы

- усиление общественного контроля за деятельностью органов власти и законотворческим процессом

- широкомасштабная борьба со всеми видами преступности

- повышение уровня заработной платы госслужащих (спорное мнение)

- активное сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией

Как видим, между причинами  коррупции и методами борьбы с  ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается  искоренению данного феномена, а не его последствий.

Борьба с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация  в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические  институты и традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать ее социально безопасной. 

 

Заключение

 

Можно сделать следующие  выводы по данной работе.

Во-первых, коррупция  является, по общему признанию, неизбежным спутником политики. Там, где должностное  лицо имеет доступ к распределению благ, всегда будет потенциальная возможность давления на  него со стороны заинтересованных лиц. Под благом в данном случае понимаются не только материальные ресурсы, но и воля чиновника наложить или снять запрет, предоставить возможность какой-либо деятельности и т.д.

Во-вторых, высокий уровень  коррупции заставляет обращать все  больше внимания на эту проблему. Современные  средства по борьбе с коррупцией должны включать не только меры репрессивного  характера, но и усовершенствование законодательства. Последнее направление должно стать приоритетным для России на современном этапе строительства правового государства.

В-третьих, консолидация общества в противостоянии данному  общественному злу является необходимым  условием успеха в борьбе с коррупцией.

В целом, представляется очевидным, что проблема исследования коррупции еще не исчерпана полностью. Реальность вносит коррективы в самые, казалось, очевидные вещи.

Не исключено, что в  будущем проявятся новые формы  проявления коррупции и теневой деятельности вообще. Задача общества и государства – снизить вероятность коррупции до минимума.

 

Список используемой литературы

 

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика. Изд. дело и сервис. 2008 г

2. Годовой доклад Торгово-промышленной Палаты РФ, 2009.

3. Концепция социально-экономического развития России на период до 2008г.

4. Коррупция и органы  государственной власти.//Независимая газета. 2009.

5. М. Левин, Г. Сатаров.  Что есть коррупция?// Независимая  газета. 2007.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 8.

7. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией.// Журнал российского права. 2009.

8. Особенности менеджмента в России.//Управление персоналом. 2009.№9. С.53-54.

9. Собрание законодательства РФ. Проекты федеральных законов 2003-2007гг.

10. Теневой образ жизни.//Полис. 2008. №4.

11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Учебник. М., 2010.

 

1 Годовой доклад Торгово-промышленной Палаты РФ, 2008г. С. 6.

2 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии, 2006г. Международный банк реконструкции и развития// Всемирный банк.2006. С. 133.

3 Проект закона «О борьбе с коррупцией» ВС РФ 2004.

. 4 От плана к рынку. Отчет о мировом развитии. 2011. С.135

5 Коррупцию шлагбаумом не перекроешь.//Парламентская газета. 1 февр.2008г. С.3.


Информация о работе Коррупция как форма теневого лоббизма