Краткие сведения о Всемирной торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

В данной работе сделана эмоциональная попытка разобраться в проблематике: Россия и ВТО. Плюсы и минусы.
Даны краткие сведения об этой организации и выполняемых ею функциях. К сожаления формат данной работы не в состоянии выявить всю проблематику процесса вступления в ВТО. Но заинтересованные лица сами могут продолжить изыскания по этому вопросу, т.к. вектор поиска ответа на поставленный вопрос дан.

Файлы: 1 файл

МЭ Реферат ОЧ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Мы часто слышим аббревиатуру «ВТО». Эта тема постоянно поднимается в средствах массовой информации (СМИ). Что означает этот термин? Очень малое число людей в состоянии дать даже приближенную формулировку. Необходимо разобраться в терминологии и значении этой организации.

В данной работе сделана  эмоциональная попытка разобраться  в проблематике: Россия и ВТО. Плюсы  и минусы.

Даны краткие сведения об этой организации и выполняемых  ею функциях. К сожаления формат данной работы не в состоянии выявить  всю проблематику процесса вступления в ВТО. Но заинтересованные лица сами могут продолжить изыскания по этому вопросу, т.к. вектор поиска ответа на поставленный вопрос дан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткие сведения о Всемирной торговой организации

 

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам  переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство: 153 страны (по состоянию  на октябрь 2008 г.)

Бюджет: 169 млн.швейцарских  франков на 2005 г. (примерно 130 млн. долл США)

Штат Секретариата: 500 сотрудников

Глава: генеральный директор

 

Цели и принципы. Всемирная  торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

 

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно  действующего форума стран-членов для  урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией  соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

 

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

 

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление  национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли  преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования  количественных и иных ограничений; 

- транспарентность торговой  политики;

- разрешение торговых  споров путем консультаций и переговоров и др.

 

Важнейшими функциями  ВТО являются:

- контроль за выполнением  соглашений и договоренностей  пакета документов Уругвайского  раунда;

- проведение многосторонних  торговых переговоров между заинтересованными  странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной  торговой политики стран-членов;

- техническое содействие  развивающимся государствам в  рамках компетенции ВТО; 

- сотрудничество с  международными специализированными  организациями. 

 

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

 

получение более благоприятных  условий доступа на мировые рынки  товаров и услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической политики;

 

устранение дискриминации  в торговле путем доступа к  механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

 

возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

 

Все страны-члены ВТО  принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических  документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.[4]

 

 

 

 

 

 

2. Цели и задачи присоединения к ВТО (официальная версия)

 

Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран  мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

 

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

Получение лучших в сравнении  с существующими и недискриминационных  условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

Создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке  правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника  международной торговли.

 

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном  из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Вступление в ВТО: рациональность обоснования

 

Вопрос вступления РФ в ВТО уже несколько лет  разделяет политически активную часть нашего общества на два непримиримых лагеря. Число нейтральных или колеблющихся невелико. Это значит, что основания для раскола имеют фундаментальный характер. Отношение к планам вступления в ВТО стало пробным камнем при политическом размежевании граждан.

 

Определить, в какой  пропорции разделилось общество и какова динамика изменения этой пропорции, весьма трудно, поскольку господствующее в данный момент меньшинство, поддерживающее планы власти, обладает почти монопольным доступом к СМИ и создает в них “шум”, маскирующий реальное соотношение голосов.

 

Противники вступления предсказывают столь тяжелые последствия этой акции для РФ, что эти предсказания равноценны обвинению правящей верхушки в намерении совершить государственную измену. В стране уже возник латентный конфликт, который неизбежно примет открытые формы, если РФ будет действительно втянута в ВТО и сбудется хотя бы часть катастрофических прогнозов. Противоречие созрело настолько, что представить действия нынешней властной бригады по вступлению в ВТО как очередную ошибку будет невозможно. Отделаться классическим афоризмом наших реформаторов - “хотели как лучше, а получилось как всегда” - не удастся.

 

Поскольку уклониться от определения своей позиции в  конфликтах такого рода бывает трудно, все общественные силы, заинтересованные в рационализации этого противостояния и снижении его разрушительного потенциала, должны были бы способствовать рефлексии относительно интересов обеих сторон в конфликте, вызревания его предпосылок в “инкубационном периоде”, развития этого конфликта в самовоспроизводящуюся систему, ставшую уже частью большой системы всего российского кризиса. Само описание структуры этого конфликта достойно стать предметом исследовательского проекта.

 

Важной главой этого  проекта должен быть сравнительный  анализ дискурса тех сообществ, которые  заняли противоположные позиции, их когнитивной основы. Для темы данной книги это было бы прекрасной учебной задачей. Это анализ в жанре археологии знания – «раскопки» текстов и выступлений позволят упорядочить постулаты, из которых исходят оппоненты, их фактологическую базу, язык, тезисы и аргументы, логику умозаключений, выводы и тип коммуникации между собой и с противниками. Оба эти образа обладают диагностической и познавательной силой. Их сравнение важно и практически - оно поможет определиться любому добросовестному человеку.

 

Здесь нет возможности  подробно развить эту тему, вывод  же мой таков: когнитивная структура  пропагандистов вступления в ВТО  является вырожденной - настолько, что  она не соответствует элементарным нормам рациональности. В понятийном аппарате, которым пользуются сторонники вступления в ВТО, изобилуют туманные, неопределимые термины (типа «интеграция в мировую экономику»). Часто они просто неприложимы к реальности РФ (говорится о необходимости продвижения отечественных товаров на мировой рынок, в то время как они вытесняются с внутреннего рынка и рынка СНГ). Строгие понятия нередко подменяются метафорами, обычно неадекватными. Количественная мера практически отсутствует (никогда не говорится, сколько и каких товаров РФ может доволнительно «продвинуть на мировой рынок» и какова от этого будет выгода). Не формулируются постулаты, допущения и гипотезы. Нет связного массива фактов для аргументации, многие тезисы прямо противоречат эмпирическим данным.

 

Не названы ограничения, в рамках которых будет вынуждена  действовать РФ при вступлении в ВТО, трудно найти перечень индикаторов, по которым реформаторы собираются следить за ходом процесса, и тем более нет никаких указаний на то, каким образом эти индикаторы связаны с латентными величинами, которые они должны представлять. Наконец, скандальным является демонстративный уход от формулировки критериев, по которым реформаторы будут судить об успехе или провале всей программы. Вся конструкция настолько уродлива и неустойчива, что в ней отсутствует даже самый простой вывод в виде ответа на примитивный вопрос: зачем РФ вступать в ВТО? Разве США и Китай перестанут покупать у РФ нефть, а Германия газ, если РФ уклонится от вступления в ВТО?

 

В целом интеллектуальная основа, на которой стоит утверждение  о пользе вступления в ВТО, напоминает ту, что была построена для обоснования приватизации 1992-1994 гг. Но тогда ее манипулятивный характер не вызывал такого возмущения, потому что общество переживало “время гибели богов”, так что приватизация была лишь элементом общей катастрофы. Сейчас мы проходим период относительной стабильности, противостояние приобрело позиционный характер, все берется на учет и запоминается. 

 

Напротив, противники вступления в ВТО используют простые, однозначно трактуемые понятия, опираются на хорошо организованную эмпирическую базу опыта мировой капиталистической системы “центр-периферия”, включающую большой массив надежно установленных количественных данных. Система периферийного капитализма изучена настолько, что знание о ней во многих аспектов достигло уровня теории, модели которой, в отличие от неолиберальных концепций, включают в себя важные черты реальности как центра, так и периферии.

 

Противники вступления в ВТО сформулировали небольшое  число важнейших (“ядерных”) постулатов, а также создали защитный пояс тезисов второго эшелона. Их аргументы вполне определенны и логика прозрачна. Хотя по ряду вопросов разные авторы имеют отличные точки зрения, в целом логика отрицания внутренне непротиворечива. Когнитивная структура этой позиции является целостной, достаточно полной и способной к развитию. По каждому важному тезису можно быстро найти массу эмпирических данных - просто взяв базу данных «Dissertation Abstracts», содержащую рефераты диссертаций, защищенных в США и частично Западной Европе, и привлечь результаты исследований по конкретным вопросам.

 

По своим свойствам  когнитивная структура противников  вступления РФ в ВТО - это нормальная, добротная структура, отвечающая требованиям  научной рациональности. Конечно, в  оппозиционной прессе эта позиция  излагается эмоционально (по ряду объяснимых причин), но она без всякого труда может быть выражена в совершенно бесстрастных терминах, без всякой апелляции к моральным ценностям.

 

Сильнейшей стороной в тактике противников вступления в ВТО является проведение в ряде отраслей “штабных игр”, в ходе которых были изучены, с реальными данными в руках, неминуемые последствия приложения норм ВТО к этим отраслям. Ни один добросовестный специалист, каким бы энтузиастом ВТО он ни был, не может игнорировать результатов этих исследований. Они были представлены на слушаниях в Госдуме и опубликованы в виде доклада Торговой палаты РФ.

 

Вот, например, выдержка из выводов такого штабного учения, проведенного в промышленности гражданского авиастроения: “Российская авиационная  промышленность, несмотря на глубокий кризис, сохраняет потенциал развития… Перспективы вывода из кризиса связаны с многоаспектной государственной поддержкой. Отечественный авиапром в силу принадлежности к оборонно-промышленному комплексу, высокой степени государственного участия и общего критического положения в отрасли не готов к функционированию в условиях ВТО… В целом, вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности, причем не только ее гражданской части, но, в значительной степени, и военной”. Как можно не замечать таких выводов и делать вид, что “отечественные товаропроизводители” поддерживают идею вступления в ВТО!

Информация о работе Краткие сведения о Всемирной торговой организации