Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:56, курсовая работа
Но понятие денег и валюты не тождественны еще и потому, что не всякие национальные знаки стоимости могут выступать в качестве валюты. Валютой становятся те деньги, которые признаны мировыми сообществами в качестве общих эквивалентов. В отношении банковских билетов, выполняющих функции меры стоимости и средства накопления как у себя дома, так и на мировом рынке, понятие валюты и денег совпадают. На практике они свободно пересекают границу и возвращаются обратно. Но неконвертируемые денежные знаки валютой быть не могут.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие кредит……………………………………………………………4
2. Валютные операции в Российской Федерации………………………..5
2.1. Регулирование валютных операций банков…………………………….5
2.2. Экономические основы валютных операций банков РФ……………...17
2.3. Классификация и понятие валютных операций банков России……....23
Заключение…………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………....30
Наиболее типичными нарушениями валютного законодательства в процентном соотношении:
25 % нарушений связана с проведением валютных операций, минуя уполномоченные банки (расчеты между резидентами и нерезидентами, покупка и продажа иностранной валюты);
21 % — с проведением валютных операций без разрешения Банка России (предоставление резидентами займов, портфельные инвестиции, вклады в УК иностранных юр. лиц);
18 % — с получением и предоставлением на срок более 180 дней финансовых кредитов, отсрочек платежей по экспорту и импорту;
31 % — с отсутствием полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Учитывая наличие специфики функций валютных ценностей в процессе их обращения в этих областях, основные цели валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе реформирования экономики Российской Федерации заключается в следующих положениях:
Достижение указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования иностранной валюты в различных сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по этим направлениям. В этой связи, политика валютного регулирования и валютного контроля должна строиться наследующих принципах:
1. Сделки «клиент-клиент»
1.1. Любые расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами, нерезидентами) на территории Российской Федерации должны быть максимально ограничены или запрещены на уровне Закона. Введение этого правила, на первом этапе, может содержать некоторые исключения, связанные с экономической целесообразностью. Банку России как органу валютного регулирования предоставляется право вводить такие исключения. На ближайший период такими исключениями можно рассматривать деятельность магазинов беспошлинной торговли, а также выплата комиссионных вознаграждений и расчеты с субпоставщиками.
Введение требования о проведении расчетов исключительно в рублях должно сопровождаться установлением специальных правил для нерезидентов. В этой связи, вносятся изменения в Инструкцию Банка России № 16, которые принципиально заключаются в следующем: для юридических лиц - нерезидентов открываются два счета-типа «К» (конверсионный) и типа «Н» (неконверсионный). Зачисление средств на тот или иной счет осуществляются в зависимости от вида проведенной операции. Перечень конверсионных операций устанавливается Банком России. Кредитные организации, обслуживающие рублевые счета нерезидентов, должны вести специальное досье (картотеку), позволяющее определить источники поступления рублевых средств. За счет средств, находящихся на счете типа «К», нерезидентом может быть куплена и переправлена за границу иностранная валюта. Кроме специальных исключений (купля-продажа иностранной валюты, государственных ценных бумаг) списание средств на любые цели осуществляется с любого счета. Изменение режимов этих счетов должно происходить параллельно со снятием ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
1.2. Любые расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации между физическими и юридическими лицами должны быть запрещены. Исключение может применяться только для магазинов беспошлинной торговли в таможенных зонах.
1.3. Любые расчеты в иностранной валюте между физическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами), совершаемые на территории Российской Федерации через уполномоченные банки должны быть запрещены.
2. Сделки «банк-клиент»
2.1. Расчеты с юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются только в безналичной форме, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России. Разрешены следующие виды операций:
2.2. Расчеты с физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются как в безналичной, так и в наличной форме. Разрешены следующие операции:
3. Сделки «банк-банк»
Межбанковские операции в иностранной валюте должны быть максимально либерализованы. Ограничения должны распространяться только на внесение валюты в уставный капитал банков-резидентов. Участие российских банков в капитале банков-нерезидентов и открытие их филиалов за границей регулируется Банком России.
4. Ввоз\вывоз наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации осуществляется только уполномоченными банками и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) при постепенном снятии ограничений на ввоз\вывоз наличных российских рублей. При этом, должна быть разработана система накопительного учета вывоза больших объемов иностранной валюты (более 10 тыс. дол.) и ввоза\вывоза российских рублей (в эквиваленте равном 10 тыс. дол).
5. Счета за рубежом. Сохраняется ограничение на открытие юридическими или физическими лицами счетов в иностранной валюте за рубежом, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России.
6. Рынок корпоративных ценных бумаг. Эмитированных резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, и биржевые сделки в иностранной валюте. Разработка документа определяющего общий порядок обращения, ввоза и вывоза ценных бумаг, эмитированных в иностранной валюте, а также документа регулирующего проведение биржевых сделок в иностранной валюте.
Постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.
В области регулирования и контроля текущих валютных операций поэтапное снятие ограничений как для резидентов, так и для нерезидентов на их осуществление, при усилении учетных и контрольных функций уполномоченных банков за состоянием расчетов и платежей по таким операциям. В этой связи:
1. Расширяется сфера применения системы таможенно-банковского контроля за исполнением внешнеторговых контрактов на:
Необходимо отметить, что распространение механизма валютного контроля на экспортные и импортные контракты. Предусматривающие осуществление таких платежей возможно только после принятия Федерального Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», проект которого направлен Банком России в Государственную Думу и предусматривает отнесение национальной валюты, при использовании ее в расчетах между резидентами и нерезидентами, к валютным ценностям.
При доработке документов предполагается уделить особое внимание установлению четкого порядка привлечения уполномоченных банков и хозяйствующих субъектов к ответственности за нарушения валютного законодательства.
2. Создается централизованная система банковской отчетности о совершенных, по поручениям клиентов, платежах и расчетах за поставки товаров, работ и услуг.
3. Снижается норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки. На первом этапе, до 30% с одновременной отменой всех льгот по освобождению от обязательной продажи и расширением перечня операций, для совершения которых предоставляется право свободной покупки юридическими лицами резидентами и нерезидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
В дальнейшем, в зависимости от состояния спроса и предложения на валютном рынке, а также состояния золотовалютных резервов страны, проводится отмена обязательной продажи валютной выручки, которая одновременно должна сопровождаться предоставлением юридическим лицам-резидентам права свободной покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Основной тенденцией трансформации валютного регулирования и валютного контроля за капитальными операциями в России станет постепенная либерализация движения капитала.
В то же время необходимо в виду, что на современном этапе национальным интересам России отвечает прежде всего либерализация импорта ссудного капитала в целом и импорта инвестиционного капитала - в промышленность, сельское хозяйство, строительство, связь и транспорт. Поэтому многие на сегодняшний день еще сохраняющиеся ограничения по этим капитальным операциям должны быть в самое ближайшее время сняты. Представляется, что Банку России следует пойти в этой области по пути перевода подавляющего большинства этих операций в режим регистрационного порядка. При этом, основной объем регистрационной работы должен быть сконцентрирован в территориальных учреждениях Банка России.
Что касается экспорта капитала, то процесс этот, в виду явной скудности российского рынка заемного капитала и сохраняющейся проблемы утечки капитала из страны (в том числе нелегальной), и в дальнейшем потребует соответствующего регулирования и контроля. В этих условиях главной задачей Банка России является должное обеспечение последовательности и плавности процесса перестройки сложившегося механизма валютного регулирования и валютного контроля за экспортом и импортом капитала.