Кредитная система в малом и среднем бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Первое десятилетие экономических преобразований в странах, сбросивших давление командно-административной системы управления, стало для них началом нового политэкономического обустройства в векторе мирового развития. Радикальные и в целом последовательные рыночные преобразования в Республике Казахстан позволили создать государство с динамично развивающейся рыночной экономикой, достичь стабильного роста ВВП, приемлемого уровня инфляции и относительной устойчивости обменного курса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК………………………………………………….…....5
1.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК....5
1.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………...9
1.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса….…17
2. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК………………………………………...………....24
Заключение……………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………....28

Файлы: 1 файл

контрольная кредитование бизнеса.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования            « Уральский  федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина »                                                             в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа.

       Экономический   факультет

 

«Кредитная система в малом и среднем бизнесе»

 

 

Контрольная работа

Студентки IV курса

 Гр.  З  401 Э

Сергачевой  Е.В.

 

Преподаватель

Щукина В.А.

                                   

Ноябрьск

2011

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3

1. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК………………………………………………….…....5

1.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК....5

1.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса……………………………………...9

1.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса….…17

2. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК………………………………………...………....24

Заключение……………………………………………………………….…26

Список литературы………………………………………………………....28

 

 

Введение

Первое десятилетие экономических  преобразований в странах, сбросивших давление командно-административной системы  управления, стало для них началом  нового политэкономического обустройства в векторе мирового развития.         Радикальные и в целом последовательные рыночные преобразования в Республике Казахстан позволили создать государство с динамично развивающейся рыночной экономикой, достичь стабильного роста ВВП, приемлемого уровня инфляции и относительной устойчивости обменного курса.           Банковские кредиты предоставляются на чрезмерно жестких условиях, что побуждает крупных отечественных промышленников обращаться за заемными ресурсами и консультациями к иностранным банкам, а предпринимателей среднего и малого звена - привлекать кредиты лишь, в крайнем случае. Банки не стремятся оказывать своим клиентам консалтинговые услуги в реструктуризации с целью повышения их кредитоспособности. Они в большей мере работают над поиском прибыльных проектов, тогда как их интересы зависят от экономической эффективности заемщиков.        Заемщики, в свою очередь, не всегда соблюдают целевое и эффективное использование кредитов, что обусловливает невыполнение обязательств по возврату кредитов и процентов за кредит.   Следует учитывать, что решение задач, поставленных Стратегией развития «Казахстан - 2030», достижение устойчивого развития экономики в значительной мере предопределены годом реализации Программы индустриально-инновационного развития Казахстана до 2013 года, программой развития села, что в свою очередь требует преобразования  накопленных сбережений в инновации. Для этого необходимы инструменты свободного перелива капитала в перспективные отрасли, обеспечивающие экономическую защищенность инвестиций.

Представленная характеристика определяет социально-экономическую  значимость финансов в устойчивом развитии национальной экономики и обусловливает  необходимость теоретического осмысления закономерностей, проблем и перспектив его развития.       Актуальностью данной работы является объективная необходимость в функционировании финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.          В процессе исследования были использованы методы системного анализа, экономико-статистическая обработка информации, сравнения, обобщения, компьютерное программирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современное  состояние государственной поддержки  малого и среднего бизнеса  в РК

1.1 Современное  состояние развития малого и  среднего бизнеса в РК

Количественные параметры  развития малого бизнеса и среднего бизнеса в Казахстане достаточно внушительны.       В целом возможность организации бизнеса в условиях рынка создана самой природой рыночных отношений. Однако на практике превратить такую возможность в реальность далеко не просто. Перед желающим открыть свой бизнес встает масса проблем, а также препятствий, чинимых различными и государственными, и негосударственными органами и в том числе коммерческими банками, когда приходится прибегать к их услугам. Причины сдерживающие развитие в Казахстане малого бизнеса:    - отсутствие или основательный недостаток у субъекта предпринимательства стартового капитала и их неумение найти тот сегмент товарного рынка, где можно успешно функционировать, а также нечеткое знание налоговой системы государства и механизма налогообложения;  - слабую ориентацию предпринимателей в издержках производства и обращения, незнание установленного порядка их определения и расчета;  - нередко поверхностное знание механизма ценообразования в условиях рынка и выбора на каждом этапе развития бизнеса стратегии ценовой политики;           - неумение четко выработать основные направления целевого использования не только собственных, но главным образом привлекаемых заемных средств, особенно кредитов коммерческих банков,    - недооценка необходимости изучения своего сегмента товарного рынка, основных конкурентов и покупательского поведения потребителей и почти полнейшая беспомощность в юридических и экономических аспектах организации бизнеса, а также возможных рисков в нем;

- бюрократизм и волокита, чинимая местной администрацией  и иными государственными органами, а также неоправданные проверки  со стороны соответствующих органов,  создающих помехи в работе  предпринимателей, это всякого рода поборы и взяточничество, особо сильно процветающие банковской и налоговой системе;         - полное, либо частичное сокрытие со стороны предпринимателей налоговых и иных платежей и как результат несение немалых штрафных иных санкций, подрывающих в итоге финансовую и материально-техническую базу такого бизнеса и т. п.


Это неполный перечень причин, сдерживающих развитие подлинного предпринимательства  в Казахстане и обуславливающих  немалые потери не только для не состоявшегося предпринимателя, но и для экономики в целом. Такие  причины основательно сдерживают развитие всего общественного производства, замедляют процесс формирования конкурентной и рыночной среды, насыщения  последней продукцией производственного  назначения потребительскими товарами и услугами, создания стоимости и  пополнения на этой основе государственного и местного бюджета, а также различных  внебюджетных фондов и иных структур. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд проблема частного характера  выливается в общегосударственную  проблему, имеющему прямое отношение  к жизненным интересам каждого  человека, всего общества и государства  в целом.           Следует отметить, что незначительное участие банков в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в производственной сфере, объясняется наличием большого числа рисков, связанных с ее значительной капиталоемкостью и долгосрочным периодом оборачиваемости средств. Таким образом, одним из условий, способствующих увеличению объемов кредитования банками производственной деятельности, в качестве дополнительной меры льготного налогообложения целесообразно рассмотреть возможность введения для банков, осуществляющих среднее и долгосрочное кредитование субъектов малого бизнеса, пониженной ставки подоходного налога при условии снижения процентной ставки за предоставляемые кредиты.   Наряду с совершенствованием налогообложения банковской системы, требуется дальнейшее развитие самого банковского сектора, прежде чем он будет способен обеспечить эффективное посредничество, необходимое для содействия росту реального сектора и, естественно, бизнеса. Проведенный анализ развития банковского сектора страны позволил сделать следующие выводы:             - во-первых, государству необходимо обеспечить более высокий уровень надзора за банковским сектором, осуществляющим работу с депозитами;            - во-вторых, банки должны повысить свою доходность на основе улучшения качества кредитов и сокращения расходов на содержание менеджмента. Это позволит снизить существующее большое различие между процентными ставками по займам и ставкам по депозитам;     - в-третьих, банкам следует разработать кредитную культуру, которая позволит совершенствовать механизм снижения кредитного риска. Этому в немалой степени будет содействовать создание кредитного бюро (данный законопроект разрабатывается в настоящее время Национальным банком).

В настоящее время в  Казахстане назрела необходимость  функционирования подобной организации. Казахстанскими учеными предлагаются различные формы организации  кредитного бюро, в частности в  виде самостоятельного акционерного общества, некоммерческого партнерства, структурного подразделения общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы  и т.д.), а также при Национальном банке РК. Несомненным является тот факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке РК имеет ряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций: располагает разветвленной инфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитую телекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатывать электронную информацию со всех регионов республики.        Таким образом, создание кредитного бюро в Казахстане позволит сократить риски банков и значительно активизирует процесс кредитования малого предпринимательства.      Исследования зарубежных и отечественных специалистов подтвердили необходимость, целесообразность и актуальность создания в стране института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. Необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими.  Необходимо отметить, что в феврале 2003 года Казкоммерцбанк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заключили кредитное соглашение на 10 миллионов долларов. Важным является то обстоятельство, что вторая программа ЕБРР, в отличие от первой, реализуется без предоставления каких-либо гарантий со стороны государства. Это означает, что ставка по кредитам будет варьироваться в зависимости от суммы, срока погашения и общей ситуации на рынке.     Одновременно с кредитной линией ЕБРР определился еще один источник кредитования предприятий бизнеса. Это средства кредитной линии Азиатского банка развития (АБР). Программный заем АБР предназначен для кредитования проектов по закупке оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, техники, создания оптовых продовольственных рынков и других рыночных инфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной  продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств.    Однако, несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержке предпринимательства Фондам, на практике у субъектов бизнеса возникают затруднения с получением кредитных ресурсов: заемщик проходит сложную процедуру утверждения бизнес-плана в банке и затем обращается в Фонд развития предпринимательства для повторного одобрения, вследствие чего процедуры затягиваются на несколько месяцев. Фонд должен иметь разветвленную инфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это должно вызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить акценты на те области и районы, где в настоящее время существует объективная необходимость в организации структур малого бизнеса. Однако, основная причина, сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, - трудности бюджетного финансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональным привлечение областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности, предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капитал административных зданий большой площади для того, чтобы в них можно было разместить на взаимовыгодных условиях.

1.2 Анализ системы  государственно – финансового  регулирования субъектов малого  и среднего бизнеса.         Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Это объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Между тем малые и средние предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.         Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция). В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2—3млрд. долл.             В РК также существуют различные организационные фонды поддержки и защиты интересов малых и средних предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, фонды развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Государственная поддержка малых и средних форм производства в РК с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.          Одной из важнейших проблем малого бизнеса в РК является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого и среднего бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые и средние предприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с иными предприятиями. Малые и средние предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.        Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие проценты, чем те, что действуют на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.     Важным звеном, определяющим взаимоотношения финансово-кредитной системы и бизнеса, являются банки. О повышении доверия к банковским институтам свидетельствует увеличение объемов депозитов  в 8,3 раза (в последние годы этому способствовало создание Фонда обязательного гарантирования депозитов). Объем банковских кредитов за последние 6 лет увеличился в 11 раз и на начало 2009 года составил 672,4млрд. тенге. Положительным является увеличение доли средних и долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования экономики банков второго уровня (на начало 2009 года - 57%).      Однако, несмотря на положительные тенденции развития банковского сектора, современное состояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной их доступностью для малого бизнеса. Удельный вес кредитов, субъектам малого бизнеса, имея пик в 2004 году 26,9% от общего объема кредитования экономики, ежегодно снижается. Это объясняется, в первую очередь, высокими ставками вознаграждения. Несмотря на то, что Национальный банк продолжает политику снижения ставки рефинансирования (с 18 % на начало 2004 года до 7,5 % в настоящее время), это не привело к существенному снижению уровня процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками второго уровня (средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым кредитам снизилась всего лишь на 2,9 % с 19,1 до 16.2 процента для юридических лиц).      Ключевыми проблемами, которые должны найти свое разрешение при формировании механизма эффективной связи банковской системы и бизнеса при осуществлении процесса кредитования являются оценки банковского риска, их снижение на основе совершенствования залоговой и других схем, возвратность кредитов, а также вовлечение в этот процесс альтернативных способов финансовой поддержки бизнеса. Все эти проблемы в методическом плане недостаточно исследованы, в практическом же плане требуют немалых усилий по осуществлению более полных аналитических процедур со стороны банков.            Банки второго уровня придерживаются основных принципов и процедур кредитования, определяемых международной банковской практикой. Но при этом, принимая, на наш взгляд, достаточно жесткие меры ответственности за возврат кредитов и руководствуясь задачей снижения собственного риска, пока не проявляют интереса к поиску альтернативных вариантов или к совершенствованию действующих банковских процедур, облегчающих доступ к кредитным ресурсам субъектам малого бизнеса.  Поэтому, для обоснованной оценки банковского риска должны предприниматься встречные шаги со стороны бизнеса. А именно:   - проведение оценок собственного риска, которые станут одним из условий достоверной оценки риска банка и принятия решения по кредитованию бизнес-проектов субъектов бизнеса;      - объективность результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов бизнеса, достигаемая на основе анализа всего комплекса внешних и внутренних факторов, прогнозирования конечных результатов деятельности и обеспечения прозрачности финансовых и иных показателей на основе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и независимого аудита;           - проведение комплекса обоснований для оценки залоговых возможностей на основе изучения и использования потенциалов корпоративных гарантий, гарантий или имущества третьих лиц.

Подходящим обобщенным показателем  эффективности процессов кредитования, по нашему мнению, является - удельный вес кредитов бизнесу в общем  объеме банковских кредитов в реальную экономику. Действительно, он выступает  результирующим показателем действия всего комплекса факторов.

Высокая достоверность модели подтверждается коэффициентом детерминации, равной 0,96, и уровнем средней абсолютной процентной ошибки, равной 0,02%.          Анализ модели показывает, что положительно влияют на рост кредитования бизнеса факторы объемов банковских кредитных ресурсов и изменения процентной ставки (коэффициенты парной корреляции, определяющие степень статистической зависимости результирующего показателя от факторов, соответственно, равны: г = 0,69 и г 1 = 0,75). Недостаточное влияние первого фактора можно объяснить тем, что даже при растущих объемах ресурсов, банк имеет иные приоритеты в осуществлении своей кредитной политики. С другой стороны, казалось бы, действие второго фактора должно, наоборот, негативно сказываться на росте кредитования, однако положительный параметр при этом факторе можно объяснить тем, что сегодня по отдельным банкам имеет место тенденция общего снижения среднего уровня процентной ставки за кредит.      Таким образом, эту модель можно с большой долей надежности использовать как для целей прогнозирования, так и для повышения уровня аналитической работы банка, в частности, в оценках эффективности инвестиционных проектов субъектов бизнеса.       В результате возможного совершенствования системы кредитования на принципах, изложенных выше, появится возможность для банка усилить оценочную работу.          Как отмечалось выше, высокие уровни риска банков при кредитовании субъектов бизнеса налагают определенные условия и ограничения на бизнес проекты.             Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых и средних предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.  Развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, — в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Информация о работе Кредитная система в малом и среднем бизнесе