Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:45, творческая работа
Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная
политика) — это совокупность государственных мероприятий,
регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка
ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения
ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического
роста, укрепления денежной единицы. Обычно денежно-кредитная
политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой
стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и
обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Основными целями
кредитно-денежной политики являются сдерживание инфляции,
обеспечение полной занятости, регулирование темпов экономического
роста, смягчение циклических колебаний в экономике и обеспечение
устойчивости платежного баланса.
Текст творческой работы
Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная
политика) — это совокупность государственных мероприятий,
регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка
ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения
ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического
роста, укрепления денежной единицы. Обычно денежно-кредитная
политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой
стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и
обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Основными целями
кредитно-денежной политики являются сдерживание инфляции,
обеспечение полной занятости, регулирование темпов экономического
роста, смягчение циклических колебаний в экономике и обеспечение
устойчивости платежного баланса.
В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит
принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании
двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на
различных фазах экономического цикла:
- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих
денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня
процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы.
Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с
целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать
перепроизводство товаров
- политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых
денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы
процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных
денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях
падения производства и роста безработицы. Заключается в
стимулировании кредитных операций банков, введении льготных
условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги
и оживления экономической конъюнктуры.
Что касается нашей экономики то особенности проведения денежно-
кредитной политики на 2014-2016 года таковы. В соответствии со
сценарными условиями функционирования экономики Российской
Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России
определили задачу снизить инфляцию в 2014 году до 5—6%, в 2015 и 2016
годах — до 4—5%. Указанной цели по инфляции на потребительском
рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7—5,7% в 2014 году,
3,6—4,6% в 2015 и 2016 годах. Расчеты по денежной программе на
2014—2016
годы проведены исходя из
соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной
динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также
прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета
на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. В зависимости от
вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2014 году
может составить 9—18%, в 2015 и 2016 годах — 14—19% в год. Банк
России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант
программы базируется на макроэкономических показателях,
использованных при формировании проекта федерального бюджета на
2014 год и плановый период 2015—2016 годов. Темп прироста денежной
базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по
инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по
вариантам программы в 2014 году 7—14%, в 2015—2016 годах — 11—
14% ежегодно. В условиях повышения гибкости курсовой политики
ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения
в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со
стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых
международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для
осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели
исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение
равномерности расходования бюджетных средств. В предстоящий период
в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется
переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с
бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет
формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает
последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2014—
2016 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного
уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение
Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать
ограничению денежного предложения и тем самым — достижению
целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать
одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской
ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать
данные факторы при проведении операций денежно-кредитного
регулирования. В соответствии с бюджетными проектировками в
предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет
будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в
среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться
преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений
от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств
Резервного фонда в 2014— 2016 годах. В первом варианте денежной
программы предполагается рост чистого кредита федеральному
правительству, в рамках второго и третьего вариантов — его снижение,
обусловленное в основном планируемым накоплением средств на счетах
суверенных фондов. Указанные условия будут определять влияние
бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом
ожидается рост валового кредита банкам в 2014 году по первому и второму
вариантам, в 2015—2016 годах — по всем вариантам. В рамках первого
варианта денежной программы при реализации сценария значительного
снижения средних мировых цен на нефть в 2014 году ожидается
уменьшение ЧМР по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. Рублей,
в 2015 году — на 0,2 трлн. Рублей, в 2016 году — на 0,7 трлн. Рублей. Для
обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного
варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов
(ЧВА)
органов денежно-кредитного
цен на нефть ниже уровня, закладываемого в проекте бюджета на 2014—
2016
годы, обусловливает повышение
шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в
2014 году может составить 3—4% ВВП. Однако в 2015—2016 годах
возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину
условно утвержденных расходов, что может привести к снижению
бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в
глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на
внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не
позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых
условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при
недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена
будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета
возможно будет использовать средства Резервного фонда. В первом
варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита
расширенному правительству в 2014—2016 годах на 0,5 трлн. рублей
ежегодно, в 2016 году — на 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам по
программе, при реализации данного сценария в 2014—2016 годах прирост
чистого кредита банкам может составить 0,8—1,3 трлн. рублей в год за
счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности
банковскому сектору. В этих условиях к концу 2016 года объем валового
кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная
динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода.
Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР
составит в 2014 году 0,8 трлн. рублей, в 2015 году – 0,7 трлн. рублей, а в
2016 году— 0,4 трлн. рублей[1]. Согласно расчетам, в 2014—2016 годах
указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с
учетом динамики денежной базы. Исходя из предусматриваемого в
соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита
федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его
финансирования в основном за счет немонетарных источников объем
чистого кредита расширенному правительству в 2014—2015 годах, по
оценке, снизится на 0,6 трлн. Рублей ежегодно, в 2016 году — на 0,8 трлн.
Рублей. При этом основным каналом увеличения ЧВА в 2014—2016 годах,
как и в первом варианте, будет прирост чистого кредита банкам (на 0,6—
1,4 трлн. Рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за
счет повышения валового кредита банкам. В соответствии с третьим
вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен
на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2014 году составит 3,2
трлн.рублей, в 2015 году — 3,0 трлн. Рублей, в 2016 году — 2,5 трлн.
рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы
в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА. С учетом
предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и
более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать
более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков
средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению
чистого кредита расширенному правительству в 2014—2016 годах на 1,5—
1,6 трлн. Рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом
случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При
этом в 2016 году размер Резервного фонда может превысить нормативную
величину 7% ВВП. В рамках данного сценария в 2014 году ожидается
сокращение чистого кредита банкам на 0,3 трлн. Рублей, в 2015 и 2016
годах—его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно[1].
Таким образом, можно сказать, что Центральный Банк играет
ключевую роль в осуществлении кредитно-денежной политики в нашей
стране. А что касается будущего российской экономики на период 2014-
2016
годов, то основные параметры
денежной программы в
трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних
рынках, решениями Банка России в области валютной и процентной
политики, соотношением между уровнями процентных ставок на
внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии
Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются
жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической
конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий
формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного
реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк
России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его
распоряжении.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Научный метод |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Н |
2 |
Денежно-кредитная политика ЦБ |
www.Grandars.ru » Экономическая теория » Макроэкономика » |
3 |
Денежно-кредитная политика |
http://coolreferat.com |
Информация о работе Кредитно-денежная политика Центрального банка