Кредитно-денежная политика Центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:45, творческая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная
политика) — это совокупность государственных мероприятий,
регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка
ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения
ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического
роста, укрепления денежной единицы. Обычно денежно-кредитная
политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой
стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и
обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Основными целями
кредитно-денежной политики являются сдерживание инфляции,
обеспечение полной занятости, регулирование темпов экономического
роста, смягчение циклических колебаний в экономике и обеспечение
устойчивости платежного баланса.

Файлы: 1 файл

_tvorcheskaia_rabota.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Основная часть

Кредитно-денежная политика Центрального банка

Текст творческой работы

Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная

политика) — это совокупность государственных мероприятий,

регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка

ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения

ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического

роста, укрепления денежной единицы. Обычно денежно-кредитная

политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой

стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и

обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Основными целями

кредитно-денежной политики являются сдерживание инфляции,

обеспечение полной занятости, регулирование темпов экономического

роста, смягчение циклических колебаний в экономике и обеспечение

устойчивости платежного баланса.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит

принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании

двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на

различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих

денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня

процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы.

Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с

целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать

перепроизводство товаров

- политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых

денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы

процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных

денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях

падения производства и роста безработицы. Заключается в

стимулировании кредитных операций банков, введении льготных

условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги

и оживления экономической конъюнктуры.

Что касается нашей экономики то особенности проведения денежно-

кредитной политики на 2014-2016 года таковы. В соответствии со

сценарными условиями функционирования экономики Российской

Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России

определили задачу снизить инфляцию в 2014 году до 5—6%, в 2015 и 2016

годах — до 4—5%. Указанной цели по инфляции на потребительском

рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7—5,7% в 2014 году,

3,6—4,6% в 2015 и 2016 годах. Расчеты по денежной  программе на 

2014—2016 годы проведены исходя из показателей  спроса на деньги,

соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной

динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также

прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета

на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. В зависимости от

вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2014 году

может составить 9—18%, в 2015 и 2016 годах — 14—19% в год. Банк

России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант

программы базируется на макроэкономических показателях,

использованных при формировании проекта федерального бюджета на

2014 год и плановый период 2015—2016 годов. Темп прироста денежной 

базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по

инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по

вариантам программы в 2014 году 7—14%, в 2015—2016 годах — 11—

14% ежегодно. В условиях повышения  гибкости курсовой политики 

ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения

в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со

стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых

международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для

осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели

исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение

равномерности расходования бюджетных средств. В предстоящий период

в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется

переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с

бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет

формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает

последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2014—

2016 годах. В случае превышения нефтяными  ценами запланированного 

уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение

Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать

ограничению денежного предложения и тем самым — достижению

целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать

одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской

ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать

данные факторы при проведении операций денежно-кредитного

регулирования. В соответствии с бюджетными проектировками в

предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет

будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в

среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться

преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений

от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств

 

Резервного фонда в 2014— 2016 годах. В первом варианте денежной

программы предполагается рост чистого кредита федеральному

правительству, в рамках второго и третьего вариантов — его снижение,

обусловленное в основном планируемым накоплением средств на счетах

суверенных фондов. Указанные условия будут определять влияние

бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом

ожидается рост валового кредита банкам в 2014 году по первому и второму

вариантам, в 2015—2016 годах — по всем вариантам. В рамках первого

варианта денежной программы при реализации сценария значительного

снижения средних мировых цен на нефть в 2014 году ожидается

уменьшение ЧМР по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. Рублей,

в 2015 году — на 0,2 трлн. Рублей, в 2016 году — на 0,7 трлн. Рублей. Для

обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного

варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов

(ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2014 году. Снижение

цен на нефть ниже уровня, закладываемого в проекте бюджета на 2014—

2016 годы, обусловливает повышение уязвимости  бюджета к различным 

шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в

2014 году может составить 3—4% ВВП. Однако в 2015—2016 годах

возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину

условно утвержденных расходов, что может привести к снижению

бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в

глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на

внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не

позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых

условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при

недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена

будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета

возможно будет использовать средства Резервного фонда. В первом

варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита

расширенному правительству в 2014—2016 годах на 0,5 трлн. рублей

ежегодно, в 2016 году — на 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам по

программе, при реализации данного сценария в 2014—2016 годах прирост

чистого кредита банкам может составить 0,8—1,3 трлн. рублей в год за

счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности

банковскому сектору. В этих условиях к концу 2016 года объем валового

кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная

динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода.

Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР

составит в 2014 году 0,8 трлн. рублей, в 2015 году – 0,7 трлн. рублей, а в

2016 году— 0,4 трлн. рублей[1]. Согласно расчетам, в 2014—2016 годах

указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с

учетом динамики денежной базы. Исходя из предусматриваемого в

соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита

федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его

финансирования в основном за счет немонетарных источников объем

чистого кредита расширенному правительству в 2014—2015 годах, по

оценке, снизится на 0,6 трлн. Рублей ежегодно, в 2016 году — на 0,8 трлн.

Рублей. При этом основным каналом увеличения ЧВА в 2014—2016 годах,

как и в первом варианте, будет прирост чистого кредита банкам (на 0,6—

1,4 трлн. Рублей в год), который будет  обеспечен в значительной мере  за 

счет повышения валового кредита банкам. В соответствии с третьим

вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен

на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2014 году составит 3,2

трлн.рублей, в 2015 году — 3,0 трлн. Рублей, в 2016 году — 2,5 трлн.

рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы

в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА. С учетом

предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и

более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать

более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков

средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению

чистого кредита расширенному правительству в 2014—2016 годах на 1,5—

1,6 трлн. Рублей в год. Объемы государственных  заимствований в этом

случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При

этом в 2016 году размер Резервного фонда может превысить нормативную

величину 7% ВВП. В рамках данного сценария в 2014 году ожидается

сокращение чистого кредита банкам на 0,3 трлн. Рублей, в 2015 и 2016

годах—его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно[1].

Таким образом, можно сказать, что Центральный Банк играет

ключевую роль в осуществлении кредитно-денежной политики в нашей

стране. А что касается будущего российской экономики на период 2014-

2016 годов, то основные параметры  денежной программы в предстоящий 

трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних

рынках, решениями Банка России в области валютной и процентной

политики, соотношением между уровнями процентных ставок на

внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии

Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются

жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической

конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий

формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного

реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета

возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк

России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его

распоряжении.

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный метод

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

2

Денежно-кредитная политика ЦБ

www.Grandars.ru » Экономическая теория »  Макроэкономика »

3

Денежно-кредитная политика

http://coolreferat.com


 

 

 

 


 



Информация о работе Кредитно-денежная политика Центрального банка