Кривая безразличия, ее свойства, графическое описание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Кривая безразличия – геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию видов товаров, что потребителю безразлично, какую ему выбрать, т. к. он реализует одинаковую совокупную полезность при любой их комбинации. Показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности. Впервые применена английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.
Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия.
Кривая безразличия это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющих для потребителя одинаковый уровень полезности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ¦2 по микроэкономике (Автосохраненный).docx

— 74.98 Кб (Скачать файл)

                             

  1. Кривая безразличия, ее свойства, графическое описание.

        Кривая безразличия – геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию видов товаров, что потребителю безразлично, какую ему выбрать, т. к. он реализует одинаковую совокупную полезность при любой их комбинации. Показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности. Впервые применена английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.

Графически  система предпочтений потребителя  иллюстрируется посредством кривых безразличия.

Кривая безразличия  это графическое изображение  совокупности наборов благ, имеющих  для потребителя одинаковый уровень  полезности.

Свойства  кривых безразличия:

1) кривая  безразличия, расположенная выше  другой кривой, характеризует более  высокий уровень полезности;

2) кривые  безразличия для обычных благ  всегда имеют отрицательный наклон;

3) как правило,  имеют вогнутую форму, обусловленную  уменьшающимися предельными нормами  замещения;

4) кривые  безразличия никогда не пересекаются;

5) наборы  благ на кривых, более удаленных  от начала координат, более  предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных  от координат кривых.

Чтобы описать  предпочтения человека по всем наборам  продуктов питания (F) и одежды (C), используется множество кривых безразличия

Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя  по всем возможным наборам благ.

Кривые безразличия  могут иметь разные виды:

а) товары – абсолютные заменители, например кока-кола и пепси-кола, красная роза и белая роза

 б) абсолютно дополняемые товары, например левый ботинок и правый ботинок, правая перчатка и левая перчатка

в) частичное замещение и дополнение товарами друг друга, например сок и безалкогольные напитки.

Основным  рабочим понятием порядковой теории полезности считается предельная норма  замещения MRS (MRS – marginal rate of substitution), которая показывает, от скольких единиц одного блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности. Так, предельная норма замещения одежды продуктами питания MRSFC показывает, какое количество одного блага (одежды) может быть заменено использованием дополнительной единицы другого блага (продуктов питания) без изменения общей полезности потребительской корзины. Значения предельной нормы замещения, как правило, отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.

Поскольку кривая безразличия в большинстве случаев  вогнута вниз, к началу оси координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся  предельной нормой замещения.

Наклон кривой безразличия отражает оценку потребителем относительной полезности каждого  из благ.

Допустим, MRS = f (QC,QF).  Тогда  – максимальное количество продукта С, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы товара F, оставаясь на данной кривой безразличия.

MRS может быть различна в каждой  точке кривой безразличия и  определяется tg угла наклона касательной в данной точке графика или

 

 

 

  1. Эластичность предложения, его виды и факторы, измерения.

 

 «Эластичность»  в русском языке обозначает  гибкость, плавность. Необходимость  использования этого термина  в экономической теории обусловлена  тем, что экономический анализ  удобнее вести не на основе  показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения,  а на основе показателей, устанавливающих  зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

       Термин «эластичность» в экономической  науке используется для измерения  соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее  удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает  процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой  экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы  измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской  практике  чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате; 1%-ного изменения другой.        

Степень изменения  объема предложения в зависимости  от изменения цены характеризует  эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

           

где Е – коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

Например: Цена на товар X возросла от 10 до 12 руб., при этом объём предложения увеличился от 240 до 260 шт. Формула эластичности предложения имеет вид:

Подставляем данные в формулу и получаем:

 

Таким образом коэффициент эластичности предложения равен 0,44.

Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Виды  эластичности предложения.

      Предложение, поскольку оно связано  с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется  к изменению цены, чем спрос.  Поэтому фактор времени является  важнейшим в определении показателя  эластичности.

     Обычно при оценке эластичности  предложения рассматриваются три  временных периода: 

А) краткосрочный,

Б) среднесрочный,

В) долгосрочный.

       Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

       Среднесрочный период достаточен  для расширения или сокращения  производства на уже существующих  производственных мощностях, но  недостаточен для введения новых  мощностей. 

        Долгосрочный период предполагает  расширение или сокращение фирмой  своих производственных мощностей,  а также приток новых фирм  в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

        Эластичность предложения служит  показателем относительного изменения  предложения в соответствии с  относительным изменением рыночной  цены. Если предлагаемое количество  товара остается неизменным для  перепродажи по любой цене, то  имеет место неэластичное предложение.  Когда же малейшее уменьшение  цены товара вызывает сокращение  предложения до нуля, а малейшее  увеличение цены обусловливает  увеличение предложения, то имеем  дело с абсолютно эластичным  предложением.

        Различают пять вариантов эластичности  предложения (рис.1). Эластичность  предложения равна нулю, когда  кривая предложения вертикальна.  Здесь предложение не изменяется  от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины  Шишкина "Утро в лесу" является  совершенно неэластичной, так как  в наличии имеется фиксированное  количество (одна картина), которое  не может быть увеличено, как  бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно  бывает больше на протяжении  длительного времени, чем в  короткие сроки. Это вызвано  приспособлением производителей  к более высокой цене. Эластичность  предложения меняется под воздействием  технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве  того или иного товара, ведет  к уменьшению значения эластичности  предложения.

Рис.1. Графики  эластичности предложения 

 

 

 

 

 

Основные  факторы эластичности предложения.

 

1.  Наличие  ресурсов, или факторов, не вовлеченных  в производство какого то товара, обусловливает высокую эластичность предложения данного товара. Если же дополнительных ресурсов, необходимых для увеличения производства какого то товара мало или их вообще нет, то эластичность предложения будет слабой или даже нулевой.

2.  Факторы  производства на предприятиях  могут быть полностью использованы  для производства какого то товара, но при этом другая часть факторов занята производством другого товара. В этом случае повышение цены на первый товар может вызвать перевод факторов от производства второго товара на увеличение производства первого.

3.  Эластичность  предложения зависит и от издержек  производства того или иного  товара. Как правило, высокие издержки  обусловливают слабую эластичность  предложения, низкие сильную.  Эти издержки определяют во  многом возможность вхождения  других товаропроизводителей в  рынок соответствующего товара.

4.  При  отсутствии факторов расширения  производства эластичность предложения  зависит от наличия или отсутствия  товарных запасов, соответственно, от способности товара храниться,  накапливаться.

5.  На эластичность  предложения при данных возможностях  производства и хранения товаров  влияет и транспортная система,  позволяющая товары перебрасывать  оттуда, где цены на них низкие, туда, где цены повысились.

6.  На эластичность  предложения влияет и фактор  времени. Предложение основной  массы товаров неэластично в  краткосрочном периоде. Производители  и продавцы не могут так  быстро отреагировать на изменение  цены, как покупатели. Если, например, какой-то скоропортящийся товар  привезен на рынок и на нем  цена на этот товар прямо  на глазах стала падать, то  его нельзя увезти с рынка,  не продав. Так как ущерб будет  более значительным, чем убыток  от понижения цены. Если взять  долгосрочный период, то окажется, что практически все товары  имеют эластичное предложение.  В целом же реакция предложения  на изменение цены оказывается  более растянутой во времени,  по сравнению с реакцией спроса. Вместе с тем видно, что чем  быстрее предприятие реагирует  на изменение цены по сравнению  с другими предприятиями, тем  большие преимущества оно получает  на рынке.

       Реакция предложения на изменение  неценовых факторов характеризует  неценовую эластичность. Это может  быть реакция предложения на  изменение уровня заработной  платы изменение стоимости сырья,  энергии (М), налоговых ставок (Т), ставок ссудного процента (Я) и  т.д.

 

 

 

 

  1. Задача.

 

Предприятие реализует 1000 изделий по цене 600 рублей, при величине издержек 400 рублей на данную продукцию. Коэффициент эластичности составляет 1,2.

Что выгоднее для предприятия:

а) повысить цену на 20 %,

б) понизить цену на 10 %,

в) оставить прежнюю цену.

При расчете  учитывать: увеличение объема на 1% ведет  к снижению издержек на 0,75 %, а сокращение объема производства на 1 % увеличивает  издержки на единицу продукции на 1 %.

 

Решение:

 

       Для начала нужно определить  прибыль предприятия при базовых  условиях:

Прибыль0 = выручка - издержки = 1000*600 - 1000*400 = 200 000 руб.

Если предприятие  повысит цену на 20 %, то прибыль составит:

Прибыль1 = 1000*(1 - 0,2*1,2)*600*1,2 - 1000*(1 - 0,2*1,2)*400= 243200 руб.

Если предприятие  понизит цену на 10 %, то прибыль составит:

Прибыль2 = 1000*1,2*600*0,9 - 1000*1,2*400 = 168 000 руб.

 

       Таким образом, наибольшая прибыль  будет у предприятия, если оно  повысит цену на 20 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

   Список используемой литературы

 

1. Емцов Р.Г., Лукин И.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ. «Дело и Сервис», 2009

2. Ивасенко А.Г. и др. Азбука финансового менеджмента. ч.2: Управление финансовыми предприятия, ч.3: Инвестиционная деятельность: Учебное пособие. – М.: КНОРУС. 2005

3. Курс экономической теории: учебник для студентов высших учебных заведений./ под общ. Ред. Проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., 5-е изд., Киров «АССА», 2006

4. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Учебное пособие. – М.: МГУ, «Дис», 2007

5. Экономическая теория.\Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.   Учебник для вузов. Питер – Таблишинг, 2007

6. Экономичсекая теория: Учебник для вузов\Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович и др. – М.: Юнити-Дана, 2008

7. Экономическая теория: Учебник для вузов\Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2006

 


Информация о работе Кривая безразличия, ее свойства, графическое описание