Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 13:18, реферат
Двадцатый век для России - век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них - строительство социалистического общества провалилось. Сейчас приходится очень часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в 60-ые годы. К 90-ым годам «экономическая машина» Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
Введение
3
1 Проблемы перехода к рыночной экономике
4
2 Пути выхода из кризиса
7
Заключение
10
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Кафедра финансовых рынков и банковского дела
Реферат-эссе
по дисциплине: «Макроэкономика»
по теме: «Кризис российской экономики и пути выхода из него»
Исполнитель: магистр I курса
гр. М-ФиБМ-14
Рубникович Ю.А.
Руководитель: Комарова О.В.
Екатеринбург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Проблемы перехода к рыночной экономике |
4 |
2 Пути выхода из кризиса |
7 |
Заключение |
10 |
Список использованных источников |
11 |
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый век для России - век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них - строительство социалистического общества провалилось. Сейчас приходится очень часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в 60-ые годы. К 90-ым годам «экономическая машина» Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
История сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий - концепцию монетаристов. По прошествии 7 лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала.
1 ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКЕ
Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы.
Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.
Это, однако, характерно для стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В странах, переходящих к рынку или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление - высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку - в России, странах СНГ, государствах Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии - наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты и катастрофическое бегство от нее.
Причина таких явлений - гипертрофия государственного вмешательства в экономику.
Причины дефицита государственного бюджета, финансируемого за счет включения печатного станка, могут быть разные: огромные военные расходы, «стройки века», субсидирование государством многочисленных убыточных предприятий, популистские социальные программы. Ни в одном из случаев хозяйствующие субъекты не сталкиваются с жестким бюджетным ограничением ни на микро-, ни на макроуровне.
Часто можно встретиться с утверждением, что финансовая и кредитно-денежная система СССР была сбалансированной, а инфляция - это результат начатой в 1992 г. реформы. Однако инфляция может проявляться как в открытом, явном росте цен, так и быть подавленной. Подавленная инфляция выражается в дефиците, ухудшении качества товаров, очередях. Из-за постоянного дефицита товаров у населения появляются вынужденные сбережения, ввиду невозможности потратить деньги. Это способствует образования денежного навеса - избыточной денежной массы, что способствует инфляции. Таким образом, в январе 1992 г., в связи с либерализацией цен инфляция в России перешла из подавленной формы в открытую.
При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.
Ортодоксальный сценарий стабилизации - совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».
Согласно этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Можно покрывать дефицит за счет эмиссии и за счет займов у населения. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального «якоря». Номинальный «якорь» - это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег «номинальная денежная масса», номинальная заработная плата. Эти макроэкономические показатели действуют как якорь, удерживая на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляционный рост. Поддерживаемый Центральным Банком страны фиксированный обменный курс помогает преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств.
Для достижения вышеперечисленных целей правительство должно действовать в следующих направлениях:
Уравнение MV=PY наглядно демонстрирует потенциальные пути устранения денежного навеса. Первый пункт затрагивает показатель M, второй – показатель P, третий – Y, и четвертый – V.
На практике, как правило, решаются две задачи: воздействие на денежную массу путем проведения денежной реформы или путем воздействия на цены посредством либерализации цен.
Таким образом, государство должно проводить весьма жесткую политику для последующего осуществления рыночных преобразований.
2 ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Условия российской экономики таковы, что не следует говорить о безболезненных путях выхода из кризиса. В данный момент программу выхода можно разделить на два основных этапа:
Вот некоторые возможности преодоления бюджетного кризиса.
Необходимо всеми доступными средствами пополнять бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь для расшивки неплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность.
Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны являются:
1. Рост
доходов государственного
Восстановление государственной монополии на спиртное формально произошло, одного этого источника теоретически хватит для покрытия расходов, но здесь неизбежно сопротивление легальных и нелегальных производителей. Сказывается и практически полное отсутствие рычагов контроля над нелегальным оборотом алкоголя.
От попыток сокращения бюджетных расходов в краткосрочном периоде будет мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. Дальнейшее сокращение расходов оставит страну без армии, или без здравоохранения, науки, - что равносильно гибели.
2. Второй
источник бюджетных доходов –
займы внутри страны и за
рубежом. После конвертации
3. Для
пополнения доходной части
4. Это
не источник пополнения
5. Эмиссия.
Из-за скудности других
Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются:
Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него