Крупные экономические районы - макрорегионы по действующей сетке, их особенности и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 04:58, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является история размещения производительных сил России и социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Крупные экономические районы - макрорегионы по действующей сетке, их особенности и проблемы……………………………………….5
2. Необходимость совершенствования районирования и административно-территориального деления ………………………..21
3. Локальные территориально-производственные комплексы(ТПК)….25
Заключение …………………………………………………………………….27
Список литературы

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природными ресурсами и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования.

Некоторые ученые и специалисты предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. Помимо того что рекомендуемая схема кардинально не решает вопрос (сохраняются перекосы в экономическом потенциале регионов, недостатки их специализации и комплексности и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна, ибо регионы уже получили законодательный статус, обладают определенными правами, которые нельзя отобрать, не нарушая Конституцию. Вышесказанное не означает прекращения работ по совершенствованию сетки экономического районирования в целях повышения эффективности региональной политики управления государством.

В настоящее время существует ряд проектов регионального деления страны1. Первый проект основан на базе действующей сетки экономического районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад; 4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье; 6) Северный Кавказ; 7) Поволжье; 8) Урал; 9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь; 11) Дальний Восток.
Второй проект делает упор наразукрупненную сетку: 1) Российский Центр (Московский регион); 2) Европейский Север; 3) Северо-Запад; 4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Центральное Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя Волга; 10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал; 12) Южный Урал; 13) Западная Сибирь; 14) Южная Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) Забайкалье; 17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток.
Третий проект составлен с учетом укрупненной сетки: 1) Российский Центр (Центральная Россия); 2) Северо-Запад; 3) Центральное Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье; 6) Урал; 7) Сибирь; 8) Дальний Восток.
Для третьего проекта по сравнению с действующим и особенно разукрупненным районированием характерно относительное выравнивание экономических характеристик макрорегионов. Сохраняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом макрорегионе, укрупненная сетка (8 районов) имеет сравнительно небольшие колебания экономического и структурно-организационного потенциала: населения — в 2,7 раза, количества входящих областных единиц — в 1,7, тогда как колебания указанных показателей для действующей сетки (11 районов) составляют соответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) — соответственно 10,6 и 5 раз[3].

На стабилизацию социально-политической обстановки в регионах оказывает влияние «степень присутствия» национального фактора. В этом отношении укрупненная и действующая сетки дают определенные преимущества: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет здесь 35—36%, в то время как при разукрупненной сетке — 53% (хотя фактическая численность титульных этносов значительно ниже).

Укрупненная сетка в значительной степени совпадает с действующей схемой межрегиональных ассоциаций, хотя цели и задачи этих образований имеют значительные различия.

Ввиду большого сходства специализации входящих регионов (областей, краев, республик), их тесных связей и благоприятных условий хозяйственной интеграции в каждом из 8 макрорегионов четко прослеживается выраженная общность решаемых специфических межрегиональных проблем. При активной поддержке федерального Центра это будет способствовать успешной реализации главных общенациональных задач — выходу из кризиса, стабилизации и оживлению экономики.
Таким образом, с точки зрения целей реформирования территориального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной сетки административно-экономических образований. Ввиду офомных размеров отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток) может потребоваться их разукрупнение и доведение общего числа макрорегионов до 10.
Однако этим реформирование территориального деления не исчерпывается.
Современная России состоит из двух огромных частей: Западного (Европейская часть России и Урал) и Восточного макрорегионов (азиатская часть России). Они различаются историческими особенностями освоения территории, природно-климатическими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использованием, перспективами развития.

Территория России до настоящего времени подразделяется на 11 экономических районов, из них 8 — в Западном макрорегионе (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский) и 3 в Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела по следующим причинам:
• во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже — в республиках, краях и областях);
• во-вторых, многие районы (Сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию;
• в-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности населения, так и по экономическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.
Поэтому, например, Центральный район, где проживает почти 1/2 населения страны и сосредоточены 1/з промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком, огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей), или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.
Самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и т.д.) в определенных территориальных границах.
Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до мелких) и сельских поселений, миграцию населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.
Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в регионах более низкого ранга — в административно-территориальных единицах (в республиках, краях и областях). К сожалению, действующее административно-территориальное деление в значительной степени устарело. До революции в границах современной России насчитывалось 56 административных единиц. В 1920-е гг. в Советской России их число первоначально сократилось до 14 областей, краев и автономных республик. Однако командно-административной системе управления потребовалось более дробное деление страны. В итоге к моменту распада СССР Российская Федерация состояла из 49 областей, 6 краев (в составе которых было 5 автономных областей), 16 автономных республик. В слабо заселенных районах России (в областях и краях) было образовано 10 автономных и национальных округов. В современной России автономные республики и области (кроме Еврейской автономной области) добились повышения своего статуса, став республиками (их ныне 21).
При этом бывшие автономные области (включая Еврейскую) вышли из состава краев, и теперь фактически нет разницы между краями и областями России. Такая сложная современная административно-территориальная система России не обеспечивает нормальных условий для территориального управления.
Было бы целесообразно привести сложившуюся систему территориального районирования в соответствие с новыми требованиями, возникшими в связи с переходом на рыночную экономику. В России выделяются две широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и Основная зона расселения и хозяйственного освоения. Иными словами, мы имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а широтной границей. Сама зона Севера может быть поделена на несколько частей — районов: Европейский Север, Обский Север, Енисейский Север (Обский и Енисейский Север могут быть объединены в единый Сибирский Север) и Северо-Восток.

Более сложно разделить основную зону расселения и хозяйственного освоения. Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной ее территории необходимо учитывать следующие факторы:
исторический — как поэтапно осваивалась территория России; расселенческий — как размещается население и какие крупные взаимосвязанные системы населенных пунктов образуют ареалы расселения, к каким крупным городам и агломерациям тяготеет население;
экономический — учет крупнейших промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами;
природный, связанный не с природным районированием и зонированием, а с географией речных бассейнов России. Это особенно важно, так как исторически все русские княжества возникали вокруг городов на важных речных системах. Исторические границы внутри России, как и во многих странах, проходили по водоразделам рек. То есть наблюдается четкая взаимосвязь гидрографического, исторического и расселенческого факторов.
Реки с их пресной водой являются важным фактором для размещения экономики. Пресная вода — важнейший из ресурсов для жизни людей, а охрана водных ресурсов — одна из главных проблем экологии.
Исходя из изложенных факторов и особенностей, учитываемых при районировании, предлагается следующая система районирования:

1. Балтийский район, охватывающий бассейн рек Балтийского моря, — Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области.

2. Волго-Днепровский, охватывающий Верхнюю Волгу — Тверская, Смоленская, Брянская, Калужская области.

3. Волго-Окский, включающий области Центрального райо¬на — Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Ивановскую, Яро¬славскую и Костромскую.

4. Москва и Московская область — их целесообразно выделить в специальный федеральный округ.

5. Волго-Камский — Нижегородская, Кировская области и республики Марий Эл, Чувашская и Мордовская.

6. Средневолжский — Самарская, Ульяновская, Пензенская области и Республика Татарстан.

7. Нижневолжский — Саратовская, Волгоградская, Астраханская области и республика Калмыкия.

8. Черноморско-Азовский район — Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края.

9. Северный Кавказ (горный) — республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия.

10. Северный Урал — водораздел рек Камы и Оби: Пермская, Свердловская области и Удмуртская Республика.

11. Южный Урал — Оренбургская, Челябинская и Курская об¬ласти.

12. Обь-Иртышский (Западная Сибирь) — юг Тюменской области (без Ямало-Ненецкого и Ханты Мансийской округов), Омская, Новосибирская и юг Томской области.

13. Верхнеобский (Кузнецко-Алтайский) — Кемеровская область, Алтайский край и Республика Алтай.

14. Ангаро-Енисейский — юг Красноярского края, республи¬ки Хакасия и Тыва.

15. Байкало-Амурский — юг Иркутской области, Республика Бурятия и Читинская область.

16. Тихоокеанский — Амурская область, юг Хабаровского края, Еврейская автономная область, Приморский край и Сахалинская область (включая Курильские острова).

17. Европейский Север — Мурманская, Вологодская и Архангельская области (включая Ненецкий автономный округ), республики Карелия и Коми.

18. Обский Север — северная часть Тюменской области (в границах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) и север Томской области.
19. Енисейский Север — север Красноярского края и север Иркутской области.

20. Северо-Восток — Республика Саха (Якутия), север Хабаровского края, Магаданская область (включая Чукотский автономный округ), Камчатская область (включая Корякский автономный округ).

В связи с предлагаемой системой экономического районирования необходимо привести в соответствие и административно-территориальное деление России.

Так как при районировании использовался широтный принцип, то многие административно-территориальные единицы должны быть поделены на северную часть и южную, расположенную в основной зоне расселения и хозяйственного освоения.

1.      Тюменская область делится:

- на Южно-Тюменскую (до границы с Ханты-Мансийским

автономным округом);

- Северо-Тюменскую, включающую Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

2.      Томская область делится:

- на Южно-Томскую — по границе, проходящей от Северной границы Южно-Тюменской области через город Колпашев, далее по реке Кетьдо Красноярского края;

- Северо-Томскую, включающую всю северную часть области от северной границы Южно-Томский до границы с Ханты-Мансийским округом.
     3. Красноярский край делится:

- на Южно-Красноярскую область — по границе от Северной границы Южно-Томской области (проходящей по реке Кетъ) перпендикулярно реке Енисею с выходом на границу Эвенкийского автономного округа;

- Северо-Красноярскую область (включая часть, не вошедшую в Южно-Красноярскую область, в том числе Эвенкийский и Таймырский автономные округа).

3.   Иркутская область делится:

- на Южно-Иркутскую, северная граница, которой проходит от северной границы Южно-Красноярской области, далее перпендикулярно реке Лене до пересечения с республикой Бурятия;

Информация о работе Крупные экономические районы - макрорегионы по действующей сетке, их особенности и проблемы