Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:06, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика".
Экономические методы предполагают использование материальных стимулов, затрагивающих интересы людей. Это рост заработной платы, выплата различных вознаграждений, предоставление льгот в налогообложении, сокращение количества платежей и т. п.
Социально-психологические методы основаны на использовании достижений науки, социологии, психологии, морали, совести и убеждений людей. Эти меры носят воспитательный характер. Во многом эффект от этого метода зависит от воспитанности самого человека. Указанный метод имеет подчиненную роль по отношению к другим методам.
В рыночной экономике основной формой управления является менеджмент.
Менеджмент (от англ. - управление) - это наука управления на микроуровне, представляет совокупность принципов, методов, средств и форм оптимального варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Его возникновение связано с развитием предпринимательства, в котором управление имуществом переходит от собственников к их представителям - менеджерам.
Менеджеры - это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности в целях получения прибыли предпринимателями. Становление менеджмента относится к началу XX в. Основоположниками его считаются американский инженер Тейлор и француз А. Файоль.
Тейлор разработал условия рационализации и интенсификации труда, позволяющие повысить эффективность производства. Для этого необходимо выполнять четыре управляющие функции: выбор цели, выбор средств, подготовку средств и контроль результатов. А. Файоль считал, что менеджер обязан предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать.
В современном менеджменте выделяют следующие функции:
планирование - определение целей на основе бизнес-плана сроком от 3 до 5 лет; организация - обеспечение взаимодействия и координации подразделений фирмы для достижения поставленных целей; мотивация - создание стимулов, побуждений работников к труду; контроль - определение достигнутых результатов с запланированными и внесение корректировок в работу фирмы. Управление фирмой предполагает создание ее структуры.
Структура - это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне решается свой комплекс вопросов. Современные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:
В структуре менеджмента различают три основных вида менеджмента:
производственный, финансовый и рыночный (сбытовой) менеджмент или маркетинг.
Производственный менеджмент - это управленческая подсистема, занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах.
Финансовый менеджмент - это подсистема, обеспечивающая формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат.
Если же фирма вышла на участок инерционного развития и приближается к банкротству, то применяется система антикризисного управления, где используются такие понятия, как конкурсный управляющий, конкурсное производство, программа «санация», диверсификации и т.д.
Рыночный менеджмент или маркетинг- это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок.
Теория маркетинга (от англ. - рынкоделание) зародилась в США. Она включала сферу реализации, а производство в понятие «маркетинг» не входило. В дальнейшем звеньями маркетинга стали кредитование покупателей, послепродажное обслуживание, замена устаревшей продукции новыми и многие другие услуги. Поэтому существует множество определений. Наиболее полно раскрывает следующее определение. Маркетинг - это комплексная система управления по организации производства и сбыта продукции в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей. Он целенаправленно формирует спрос на товары и услуги.
Его основными функциями являются:
Концепцию маркетинга можно охарактеризовать сочетанием пяти ключевых слов, начинающихся на букву «П»: производимый продукт, продажная цена, продвижение товара к потребителю, полезность и пригодность товара. Маркетинг должен ответить на 3 главных вопроса: 1. Какой товар следует производить? 2. По какой цене следует стремиться продать товар? 3. На каких рынках целесообразно продать товар?
Его лозунг прост и понятен: «Любите клиента, а не товар».
Что касается нашей страны, что некоторые авторы считают, что маркетинг в форме оптовых торговых баз прочно утвердился со времен Петра Первого. Петр провозгласил маркетинг того времени как основную форму товарооборота на внутреннем и внешнем рынках тогдашней России.
В СССР его почти не было, хотя в начале 70-х годов появилась секция маркетинга при торгово-промышленной палате СССР, где периодически проходили достаточно жаркие споры о совместимости или несовместимости маркетинга с социализмом. Командно-административная экономика не была расположена к маркетингу, более того, он ей даже мешал гнать валовую; продукцию, получать премии за перевыполнение обязательств побеждать в соревнованиях. Он все-таки считался чужеродным для советской экономики.
Лишь в 1995 г. была создана Российская ассоциация маркетинга (РАМ), ключевая цель которой - координация маркетинговых действий в широком смысле на всей территории РФ. Таким образом маркетинг - это вид деятельности по удовлетворению нужд и потребностей. Нужда, потребность, спрос, рынок -основные понятия в маркетинге. «Скорость» маркетинга измеряется количеством сделок.
Службы маркетинга на уровне предприятия выполняют следующие специальные функции: сбыт, рекламу, ценообразование, планирование товарного ассортимента, изучение спроса
на рынке.
Цель маркетинга - производить то, что нужно покупателю. Для выполнения этой цели используется «бенгмаркетинг» (от лучшего к лучшему) - искусство обнаружения новых методов и стиля работы у других с целью использования у себя. При этом могут быть восстановлены старые фирмы.
Конверсионный маркетинг применяется тогда, когда спрос на товар отсутствует. И вся маркетинговая деятельность должна быть направлена на формирование спроса.
Стимулирующий маркетинг нужен тогда, когда спрос на товар (новый) слабый или совсем отсутствует, т. е. потребитель еще не разобрался в товаре. Вся маркетинговая деятельность должна быть направлена на создание спроса и условий для его
появления.
Развивающий применяется тогда, когда спрос потенциальный, но его нужно сделать реальным. Для этого необходимо повышать качество продукции.
Ремаркетинг нужен тогда, когда спрос уменьшается в результате насыщения рынка данным товаром. Задача состоит в необходимости восстановить (оживить) спрос с помощью придания товару новизны.
Синхромаркетинг применяется тогда, когда спрос колеблется из-за сезонности товара, конъюнктуры и т. д. Необходимо стабилизировать сбыт на основе учета факторов колебания
спроса.
Поддерживающий необходим тогда, когда спрос точно соответствует возможностям фирмы.
Демаркетинг необходим тогда, когда спрос чрезмерен по отношению к производственным возможностям фирмы. Необходимо уменьшить спрос путем увеличения цен, прекращения рекламы товаров и т. д.
Противодействующий нужен тогда, когда спрос повышен, ■ нужно его ослабить или свести к нулю (на спиртные напитки, сигареты и т. д.). Целесообразно сокращение производства и торговли данными товарами.
Целевой маркетинг предполагает разделение сегментов рынка (по видам продукции) и разработка товаров в соответствии с каждым сегментом.
Маркетинг располагает своим бюджетом - бюджетом маркетинга. Это расходы на исследование рынка, обеспечение конкурентоспособности товара, участие в выставках, ярмарках и т.д.
В период становления рыночных отношений использование фирмами маркетинга имеет весьма важное значение.
3. Факторы
повышения доходности
Рост эффективности производства прежде всего связан с новыми прогрессивными формами хозяйствования. К таковым относятся: хозяйственный расчет и коммерческий расчет. Их внедрение во многом определяется научным пониманием этих явлений. В экономической печати нет единого мнения относительно хозрасчета и коммерческого расчета. Одни их отождествляют, другие о хозрасчете говорят как о чем-то совершенно новом, никогда прежде не применявшемся, а о коммерческом расчете - как о давно пройденном этапе.
При оценке таких мнений следует подчеркнуть неправильную интерпретацию этих явлений и теми, и другими. Как известно, еще в самом начале 20-х гг. XX в., когда в стране создавались тресты, им было строго вменено в обязанность работать только на полном хозрасчете. Все надежды экономической реформы 1965-1967 гг. и перестройки экономики 80-х гг. были связаны с полным хозрасчетом. Сначала важным принципом хозрасчета была провозглашена материальная заинтересованность, а затем самофинансирование. В тени оставались оперативно-хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость, самоуправление, материальная ответственность и финансовый контроль.
Методологически неверно подчеркивать лишь одну сторону хозрасчета - материальное стимулирование или самофинансирование. На полный хозрасчет можно перейти лишь тогда, когда будут внедрены во взаимосвязи и взаимообусловленности все его основополагающие принципы, о которых сказано выше.
Следует отметить, что принцип «оперативно-хозяйственная самостоятельность предприятий» не означает полную хозяйственную самостоятельность предприятий. Этот принцип выражается в демократическом централизме, который предполагает установление взаимоотношений между вышестоящими властно-хозяйственными системами и предприятиями на основе безусловного административного подчинения последних и выполнения ими «спускаемых» сверху распорядительных команд (твердые планы закупок продукции).
Следовательно, при хозрасчете не исключается значительное вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий. Это особенно проявляется в распределении полученного хозрасчетного дохода. Сверху регламентируется доля отчислений от доходов предприятий в госбюджет и бюджет вышестоящих организаций. А это явно стимулирует сокрытие предприятиями своих резервов. При этом сохраняется отчужденность работников от общей собственности, а значит, и от результатов собственного труда.
В условиях такого распорядительства обозначаются и узкие рамки самостоятельности в принятии хозяйственных решений. Отсюда следует, что хозрасчет - это метод планового управления предприятиями со стороны государства. Он преимущественно функционировал в условиях безраздельного) господства государственной собственности, когда до 95 процентов производственных фондов страны находилось в руках, государства.
В условиях же рыночного хозяйства, когда государственная собственность составляет не более 10-15% всей собственность предпринимательская деятельность требует развития и превращения хозяйственного расчета в коммерческий расчет. Если в центре внимания хозрасчета находится обычная производственно-сбытовая деятельность, то у коммерческого наряду с производственной маркетинговая деятельность. Коммерческий расчет ведется в интересах получения выгоды (прибыли), а хозрасчет в первую очередь нацелен на выполнение государственных плановых показателей, а затем на получение дохода. К организации коммерческого расчета государство никакого отношения не имеет, оно может выступать лишь в качестве партнера и предлагать свои рекомендации.
Таким образом, коммерческий расчет ликвидирует административную регламентацию хозяйственной самостоятельности предприятий, обеспечивая их реальную экономическую самостоятельность. Это значит, что предприятие само выделяет денежные средства на приобретение ресурсов, материалов и оплату труда работников. Оно само определяет, какие товары выпускать с учетом конъюнктуры рынка, и само же реализует свою продукцию с учетом выгоды. Принцип «экономическая самостоятельность» приходит на смену принципу хозрасчета - «демократическому централизму». При этом подлинными становятся такие принципы, как самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, экономическая заинтересованность и ответственность за конечные результаты любой экономической деятельности.
При переходе предприятий на коммерческий расчет определенные изменения должны претерпеть экономические отношения внутри предприятий. Суть их состоит в проникновении элементов рыночных отношений во внутрихозяйственные отношения. Возникает необходимость строить товарно-денежные отношения внутри предприятия. При этом появляются такие экономические категории, как договорная или рыночная цена, предпринимательский доход и другие, которые отражают элементы рынка на внутрихозяйственном уровне. Однако в реальной жизни финансово-кредитный механизм на внутрихозяйственном уровне работает пока слабо.