Курс лекций по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 09:45, курс лекций

Описание работы

Мировая экономика (мировое хозяйство) – сложная глобальная экономическая система. Основным структурным элементом мировой экономики является открытая национальная экономика, которая в той или иной степени включается в международное разделение труда, международные экономические связи. В противоположном случае используется понятие закрытая национальная экономика, изолированная от мирового хозяйства. Политика, направленная на экономическое обособление страны, создание замкнутого самообеспечивающегося хозяйства, называется автаркией.

Файлы: 1 файл

МЭбезМЭО.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

С 1972 г. в ЕЭС было введено совместное плавание валют некоторых стран-участниц, а с 1979 г. в целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов была образована Европейская валютная система (ЕВС). Ее ключевым элементом стало создание европейской валютной единицы – ЭКЮ, курс которой устанавливался на основе корзины валют стран-членов и которая использовалась в качестве базы для установления курсовых соотношений между валютами стран-членов ЕВС и служила средством расчетов между их центральными банками.

Уже к окончанию этого этапа в развитии ЕЭС стали очевидны его преимущества для стран-членов, что побудило соседние европейские страны к вступлению в эту группировку. Сначала, в 1973 г., к ней присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия, что увеличило до 12 число ее членов.

Принятый в 1985 г. и вступивший в  силу с 1 января 1987 г. Единый европейский акт предусматривал создание к концу 1992 г. единого общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Его положения были в целом успешно выполнены. В этот период страны-члены объединения приступили к проведению единой политики в отдельных отраслях (транспорт, энергетика), а также в вопросах экономической, валютной и социальной политики, что потребовало укрепления наднациональных механизмов.

Новый импульс развитию интеграционных процессов в этой группировке  дал подписанный 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор о Европейском Союзе, вступивший в силу с 1 ноября 1993 г.

Этот документ содержит в себе три  ключевых положения:

1.  введение единого гражданства, которое существует наряду с национальным гражданством стран-членов ЕС;

2.  формирование политического союза, т.е. интеграцию внешней и внутренней политики, сближение юридических систем и повышение роли Европейского парламента;

3.  формирование экономического и валютного союза.

На этапе экономического и валютного  союза продолжалось увеличение численности  этого регионального объединения, получившего название Европейский  Союз. В 1995 г. к нему присоединяется Австрия, Швеция и Финляндия, в результате чего его численность возросла до 15 государств.

С целью создания валютного союза  с 1999 г. в ЕС начался постепенный  переход на единую денежную валюту – евро (1 евро = 100 евроцентов), которая с 1 января 1999 г. стала использоваться в безналичных расчетах, а c 1 марта 2002 г. наличный и безналичный евро заменил национальные валюты двенадцати стран Европейского Союза (за исключением Великобритании, Дании и Швеции)12.

Процесс расширения ЕС на этапе экономического и валютного союза не ограничился  принятием в эту организацию трех стран. 1 мая 2004 г. завершился длившийся многие годы процесс вступления 10 новых стран: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чешской Республики и Эстонии, в результате чего численность этой группировки возросла до 25 государств, а 1 января 2007 г. после вступления Болгарии и Румынии – до 27.

Новым этапом в развитии ЕС стал подписанный 13 декабря 2007 г. Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 г. Помимо внесенных им институциональных изменений, он превратил ЕС в субъект права. Теперь Союз может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции. Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к сфере компетенции Союза.

Современный механизм функционирования ЕС, способствующий дальнейшей интеграции объединения, включает в себя как  общие межгосударственные органы, так  и национальные институты.

К числу наднациональных межгосударственных органов управления ЕС относятся:

Европейский Совет - высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств участников Союза и их заместителей — министров иностранных дел. Его задача – стимулировать развитие Союза и намечать общую политическую линию развития. Заседания Европейского совета проходят не реже чем дважды в год.

Совет Европейского союза или Совет министров – законодательный орган, принимающий решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по экономике и финансам, окружающей среде, образованию, охране труда и др. В Совете представлен один министр от каждого государства-члена. Однако число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны. Все выдвигаемые на Советы вопросы, заседания которых проходят 3-4 раза в год,  предварительно обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов

Европейская Комиссия – главный исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Комиссия состоит из комиссаров, назначаемых на пять лет национальными правительствами. Она отвечает за выполнение решений Комиссии, контролирует соблюдение законов Союза в государствах-членах и, если требуется, возбуждает в Суде Европейских Сообществ иск против государства за нарушение членских обязательств. Комиссия также имеет исключительное право законодательной инициативы.

Европейский парламент – контролирующий орган, взаимодействует с Европейской комиссией и Советом министров, утверждает бюджет, который состоит из взносов (в размере 1,2–1,3% ВВП) входящих в ЕС государств и собственных средств. Члены парламента (736 чел., с 2014 г. – 751 чел.) избираются на основе прямых выборов в каждом из государств-членов пропорционально численности населения.

Суд Европейских Сообществ – высший судебный орган ЕС. Задача Суда – гарантировать соблюдение закона при применении и толковании законодательства Сообществ. Суд рассматривает прямые иски и дает национальным судам решения-прецеденты об истолковании и действенности прав Сообществ.

Европейский Центробанк (ЕЦБ). Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, осуществляет эмиссию банкнот и управляет официальными резервами Европейской системы Центробанков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен. ЕЦБ был образован в 1998 г. в г. Франкфурт-на-Майне.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Образован в 1959 г. в г. Люксембург на основе долевого участия стран-членов в его уставном капитале, составляющем 163,7 млрд. евро.  Целями ЕИБ  является содействие развитию, интеграции и сотрудничеству путем предоставления кредитов государственным структурам. Кредиты предоставляются для развития отсталых европейских регионов и реализации проектов, представляющих общий интерес, в том числе и за пределами ЕС.

Помимо перечисленных, в Европейском  Союзе существуют и другие властные структуры: Счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Аграрный фонд, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития.

В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают  позитивное влияние на экономику  стран-участниц и процессы глобализации в масштабах всего мирового хозяйства. За счет увеличения взаимной торговли государства - члены ЕС менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.  В 2009 г. ВВП 27 стран-членов ЕС составил 16,5 трлн. долл. или примерно 1/5 мирового валового продукта. Сфера услуг является наиболее важным сектором в странах Европейского союза, составляя 69,4% от ВВП, по сравнению с обрабатывающей промышленностью, на которую приходится 28,4% ВВП  и сельским хозяйством - лишь 2,3% ВВП.

В противовес ЕЭС 3 мая 1960 г. Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и  Швейцария образовали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Соглашение о ее создании предусматривало постепенную отмену таможенных пошлин и торговых ограничений между странами-членами, т.е. создание зоны свободной торговли.

Состав ЕАСТ неоднократно менялся. Позднее в нее вступили Исландия, Лихтенштейн и Финляндия, однако затем ряд стран вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕЭС. В настоящее  время в ее состав входит всего четыре государства: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Основными целями Ассоциации являются:

  • сохранение полной занятости в странах-членах ЕАСТ;
  • обеспечение справедливой конкуренции между странами-членами;
  • развитие мировой торговли путем снижения торговых

барьеров.

Европейской ассоциацией свободной  торговли управляет Совет ЕАСТ. Совет  собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается  на ряд комитетов: таможенный, торговый, экономический, бюджетный  и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕС, выполняют преимущественно консультативные функции.

В 1977 г. в торговле между странами Ассоциации и ЕЭС были отменены таможенные пошлины на промышленные товары. В 1991–1993 гг. ЕАСТ заключила соглашения о  свободной торговле с Болгарией, Венгрией, Израилем, Польшей, Румынией, Турцией и Чехословакией.

В 1994 г. вступило в силу соглашение о создании Европейского экономического пространства, заключенное ЕАСТ с ЕЭС 21 октября 1991 г., которое предусматривало свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, а также согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды и образования. В связи с этим были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ.

Региональная интеграция осуществляется не только в Европе, но и в других частях земного шара. В начале 1988 г. между США и Канадой  было достигнуто межправительственное соглашение о создании зоны свободной  торговли, которая стала предшественницей Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), образованной 1 января 1994 г. Канадой, Мексикой и США. Соглашение о ее создании тремя странами, подписанное 17 декабря 1992 г., содержит, в частности, следующие положения:

  • отмена к 2010 г. всех таможенных пошлин на товары во взаимной торговле (причем каждая страна имела свой график полной отмены таможенных пошлин);
  • постепенная отмена значительного числа нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами и услугами (кроме сельхозпродукции, текстиля, автомобилей и некоторых других);
  • либерализация деятельности американских и канадских банков и североамериканских инвестиций в Мексике.

Вместе с тем соглашение о  создании НАФТА содержит и ряд  исключений в развитии интеграционных процессов:

  • запрет для североамериканских компаний на осуществление деятельности в нефтегазовом секторе Мексики, занимающей 4 место в мире по запасам нефти;
  • защита Канадой национальных средств массовой информации (радиовещание, книгоиздание, кинематография, производство аудиопродукции);
  • право США на сохранение действующей системы закупки сельскохозяйственных товаров и поддержку внутренних цен.

Помимо этого, соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной  торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию  торговли, оно охватывает также широкий  круг сопутствующих вопросов. В НАФТА  приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды  и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.

Характер интеграционного процесса на Американском континенте имеет свои особенности по сравнению с Европейским Союзом. Главное его отличие – существующая асимметричность экономических связей. В настоящее время глубина и масштабы канадско-американской и мексикано-американской интегрированности намного превосходят уровень развития канадско-мексиканских связей. Эти две страны пока остаются скорее конкурентами на американском рынке, чем партнерами по интеграции.

Характерной особенностью североамериканской экономической группировки является также то, что ее создали страны, уровень развития которых существенно отличается. В НАФТА развивающаяся страна Мексика объединилась с двумя развитыми странами – США и Канадой.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и  ряду базовых экономических показателей  североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским Союзом. Так, численность населения этого блока по оценке на июль  2010 г. составляла более 456 млн. чел., а совокупный валовой внутренний продукт в 2008 г. достиг 17,1 трлн. долл. или 24,8% мирового ВВП.

В 1989 г. в Канберре (Австралия) началось формирование новой интеграционной группировки – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Первоначально оно включало Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Республику Корея, США и Японию, а также страны АСЕАН. В 1994 г. были определены цели объединения: к 2010 г. завершить либерализацию торговли и инвестиций между ведущими странами региона, а к 2020 г. полностью сформировать зону свободной торговли. Со временем число членов АТЭС расширилось до 19 государств и 2 территорий – Гонконга (Сянгана) и Тайваня. В 1998 г. в его состав вступила Россия.

С 1993г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные неформальные встречи лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой  консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Информация о работе Курс лекций по "Мировой экономике"