Висконсинский
универ в те времена был
знаменит не только своим экономическим
факультетом, но и своей межфакультетской
организацией исследований социальных
проблем. Сотрудники факультета оказывали
консультации правительству штата и подготавливали
проекты аграрного законодательства,
что позднее, в отрезок времени Великой
депрессии 30-х гг., легло в основу сельскохозяйственной
политики Нового курса. Шульц завсегда
признавал свой «большущий наполненный
смыслом долг» перед университетскими
профессорами.
В 1930 г. Ш. женился
на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери
и наследник. Коллега Шульца по Йельскому
университету изображал его как «свободного
в своих убеждениях идеалиста, общительного
энтузиаста, тот, что ни при каких обстоятельствах
не утомляется от преподавательской деятельности».
В 1930 г. Шульц
начал преподавать экономику
сельского хозяйства в колледже
штата Айова (теперь вуз штата
Айова) в Эймсе. По прошествии
менее чем четырех лет он
был назначен руководителем новой
по замыслу кафедры экономической
социологии. В ее учебный проект входили
курсы общей политэкономии, экономики
сельского хозяйства и сельской социологии,
а ее сотрудники участвовали в совместных
работах с теоретиками-экономистами и
специалистами в области статистики, в
изучении программ развития фермерского
хозяйства в русле Нового курса.
С началом второй
мировой войны эти ученые начали к
проведению серии исследовании, получившей
наименование «Серии продовольственной
и сельскохозяйственной политики военного
времени», перед которой, соответственно
традициям Висконсинского университета,
была поставлена проблема установить,
каким образом правительственная политика
может повлиять на сельскохозяйственную
фабрику в национальных интересах. В 1943
г. администрация колледжа поддалась политическому
нажиму и отозвала свой отчет, тот, что
вызвал негодование представителей молочной
промышленности штата Айова из-за рекомендаций
заменять сливочное масло, ставшее дефицитным,
маргарином. В знак протеста Шульц и немного
его коллег ушли в отставку. В этом же году
он поступил на пост профессора экономической
кафедры Чикагского университета. В 1946
г. он там же стал заслуженным профессором,
в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой,
а в 1972 г. стал почетным профессором.
2.2Работы Т.Шульца,
его Нобелевская премия
В начальный
отрезок времени своей работы
в Чикаго Шульц увлекся общемировыми
сельскохозяйственными проблемами. «Продовольствие
для мира» ("Food for the World", 1945) – сборник
материалов, представленных для организованной
им конференции, – обратил участливость
на факторы снабжения продуктами питания,
сельскохозяйственную рабочую силу, технологию,
квалификацию фермеров и капиталовложения
в фермерское хозяйство. После второй
мировой войны Шульц включился в исследование
широкого круга проблем экономического
развития. Его заинтересованность к этим
проблемам была вызвана промышленным
возвышением Западной Германии в результате
получения ею финансовой и материальной
помощи по «плану Маршалла» (названного
по имени Джорджа Маршалла).
В 50-е гг.,
когда Шульц стоял во главе
«Технической помощью Латинской
Америке» – проектом, охватывающим все
секторы экономики слаборазвитых стран,
охватывая сельское хозяйство и другие
отрасли экономики, – он начал исследовать
то, что он называл «человеческим капиталом».
Согласно этой концепции, образовательный
порядок населения определяет его способность
применять информацию и технологию для
развития, одинаково как и для структурной
перестройки.
В статье
«Создание капитала образованием»
("Capital Formation by Education"), опубликованной
в «Джорнэл оф политикал экономи»
("Journal of Political Economy", 1960), Шульц представил
оценки стоимости рабочей силы,
охватывая расходы на образование,
одинаково как и стоимости
труда, потерянной человеком за
время его учебы. Эта цена, ладно
знакомая фермерским и рабочим
семьям, которые рассчитывают на то,
что их дети смогут пополнять семейные
доходы в раннем возрасте, игнорировалась
экономистами, а когда была выдвинута
в качестве предмета исследования, была
объявлена ими спорной. И хотя расчеты
Шульца не были и не могли быть точными
во всех отношениях, а сам он обращался
к своим студентам и коллегам с просьбой
их более точно определить, тем не менее
его концепция понемногу завоевывала
признание, покуда многим не стало ясно,
что капиталовложения развивающегося
мира в образование (т.е. в человечий капитал)
являются решающим фактором. По сути дела,
Шульц приобрел славу отца революции вложений
в человечий доход. Для него эти вложения
имели просторный смысл: к ним относились
вложения в образование в стенах учебных
заведений, дома, на работе, а кроме того
капиталовложения в сферу здравоохранения,
образования и науки.
На междисциплинарных
симпозиумах и круглых столах,
в своих докладах Шульц продолжал
выступать с доказательством
того, что для слаборазвитых стран
инвестиции в человечий доход и сельское
хозяйство важнее, чем капиталовложения
в машины и заводы. Его первой публикацией
на тему человеческого капитала была служба
«Возникающая экономическая сцена и школьное
образование» ("The Emerging Economic Scene and Its
Relation to High School Education"), опубликованная
в сборнике «Школа в новой эре» ("The High
School in a New Era" 1958). В 60-х гг. он создал при
Чикагском университете Центр сравнительного
образования. Первый организованный им
симпозиум провел обсуждение проблем,
связанных со школьным обучением, капиталовложениями
в образование и здравоохранение, а ещё
с учебой на рабочих местах.
В своей
книге «Преобразуя традиционное
сельское хозяйство» , опубликованной
в 1964 г., Шульц утверждал, что
более того в примитивном хозяйстве
фермеры действуют рационально и используют
свои ресурсы действенно в пределах той
информации, которая им доступна. Он подчеркивал
важность проблемы, связанной с деятельностью
в условиях несбалансированности, риска
и неопределенности, обычных при применении
новых методов хозяйствования более того
тогда, когда преимущества этих методов
продемонстрированы. Исследования в этой
области были вызваны так называемой «зеленой
революцией». Там, где не преуспели займы
и субсидии, гибридные семена и новая методика
агрокультуры снабжали повышение урожаев,
в особенности в Индии, Пакистане и на
Филиппинах.
Позднее Шульц
проявил заинтересованность
к образованию женщин и к
высшему образованию молодежи. Короче
говоря, Шульц с оптимизмом относился
к возможностям развития бедных аграрных
народов. «Бедные народы, живущие в странах
с низким уровнем доходов, не являются
заложниками, скованными железными обручами
равновесия нищеты, которую экономисты
не способны разрушить», – писал он.
Его стратегия
состояла в том, чтобы выправить
возникающие всюду перекосы и
сосредоточить участливость на
возможных выборах и доступной
информации. Его главной заботой было
обусловить политику, которая могла бы
содействовать расширению скрытых в сельском
хозяйстве возможностей и использованию
их. Это и стало составной частью его стратегии
динамического роста. В своих исследованиях
динамического развития Шульц чутко относился
к проблемам справедливости – к структуре
заработков и их возрастающей неравномерности,
что ещё включалось в понятие динамического
развития.
Шульц получил
Премию памяти Нобеля по экономике
за 1979 г. совместно с У. Артуром
Льюисом «за новаторские исследования
экономического развития... в приложении
к проблемам развивающихся стран». В речи
при презентации лауреатов Эрик Лундберг,
член Шведской королевской академии наук,
назвал Шульца «первым ученым, обобщившим
разбор воздействия инвестиций на производительность
в области сельского хозяйства.
Шульц исследовал
причину того, почему послевоенные ФРГ
и Япония смогли быстро восстановиться,
почти с невероятной скоростью и из руин.
По сравнению с этими странами в Британии,
например, гораздо дольше после войны
использовались карточки на еду. По мнению
Шульца скорость восстановления была
связана со здоровым и образованным населением.
Образование делает людей более производительными,
а хорошее здравоохранение сохраняет
инвестиции в образование и даёт возможность
производить. Одной из главных работ Шульца
была Теория человеческого капитала, которая
инициировала в 1980-х годах активную деятельность
по мотивации инвестиций в профессиональное
и техническое образование со стороны
Международных финансовых системных институтов
Бретонн Вудса, таких как МВФ и Всемирный
банк.
В 1960 году Шульца
в качестве президента Американской экономической
ассоциации посещает СССР. В 1990 году в
составе делегации бизнесменов, политиков
и ученых Теодор вновь посещает Россию.
Этот человек написал много полезных работ.
Кроме Нобелевской
премии, Шульц был удостоен в
1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера,
присуждаемой Американской экономической
ассоциацией, и в 1976 г. медали
Леонарда Элмхерста Международной сельскохозяйственной
экономической ассоциации.
3Современные российские
экономисты
3.1Биография Шаталина
Станислава Сергеевича
Станислав Сергеевич
Шаталин родился 24 августа 1934 г., скончался
3 марта 1997 г. Окончил школу с золотой медалью,
поступил в Московский энергетический
институт, но через два года перешел на
экономический факультет МГУ, который
окончил в 1958 году, после чего работал
экономистом Научно-исследовательского
финансового института Минфина СССР. В
1959—1965 годах работал в Научно-исследовательском
экономическом институте (НИЭИ) при Госплане
СССР.
В 1965—1976 гг. зам.
директора, зав. отделом в Центральный
экономико-математический институт (ЦЭМИ)
АН СССР.
С 1976 по 1986 годы
работал во Всесоюзном НИИ
системных исследований, преподавал
общую экономику на факультете управления
и прикладной математики МФТИ.
С 1986 по 1989 годы
— в Институте экономики и
прогнозирования научно-технического
прогресса АН СССР. Основал и
длительное время возглавлял
кафедру экономической кибернетики
на экономическом факультете
МГУ. Был профессором кафедры
математических методов анализа
экономики МГУ, членом редакционной
коллегии журнала «Деловые люди»,
членом учредительного совета
газеты «Московские новости».
В декабре
1989 года назначен членом Государственной
комиссии по экономической реформе.
В 1990 году возглавил рабочую группу по
разработке программы перехода к рыночной
экономике — программы «500 дней». Являлся
членом Президентского Совета СССР.
В 1991 году
избран председателем оргкомитета
по созданию Объединенной демократической
партии; возглавил Международный фонд
экономических и социальных реформ «Реформа».
Был доверенным лицом Ельцина на президентских
выборах РСФСР 1991 года.
В 1994 году
Шаталин создал коммерческую
организацию Финансовый союз
«Шаталин и КО».
В 1995 году
принял участие в создании
избирательного объединения «Моё
Отечество».
Награды:
-государственная премия
СССР — 1968 год, в составе
группы учёных — за цикл
исследований по разработке методов анализа
и планирования межотраслевых связей
и отраслевой структуры народного хозяйства
на основе межотраслевого баланса;
-орден «Знак Почёта»;
-орден Дружбы народов;
-премия имени B. C. Немчинова
— 1987 год — за работу «Функционирование
экономики развитого социализма. Теория
метода и проблемы»;
-почётный президент московского
футбольного клуба «Спартак».
С.С. Шаталин -
автор монографий:
Отраслевая структура
общественного производства. 1965 (в
соавт.);
Пропорциональность общественного
производства (очерк теории и
методологии планирования). 1968;
Принципы и проблемы
оптимального планирования народного
хозяйства. 1971;
Интенсивный тип социалистического
расширенного воспроизводства. 1978;
Социальная политика
КПСС. 1987 (в соавт.);
Экономическая реформа:
причины, направления, проблемы.
1989 (в соавт.)
3.2Вклад в науку
Шаталина С.С.
Основные направления научных
исследований:
теория и методология
социально-экономического развития и
прогнозирования;
применение экономико-математических
моделей и ЭВМ в экономических
исследованиях и планировании народного
хозяйства;
закономерности формирования
важнейших пропорций развития социалистической
экономики и пути ее интенсификации;
роль социальных факторов
и резервов повышения эффективности
общественного производства.
Начало его
творческого пути совпало с
периодом стремительного становления
советской экономико-математической
школы, взлетом острых дискуссий
по фундаментальным вопросам экономической
теории и методологии планирования. Как
бы то ни было, С. Шаталин на всю жизнь остался
верен молодому настрою на «бурю и натиск»,
когда стоит еще поднажать, «подсунуть»
высокому начальству яркую, убедительную
аргументацию необходимости действовать
и формулу успеха. Поэтому ученые труды
его далеки по своему содержанию и стилю
от «ученых» сообщений об итогах кабинетных
раздумий, проведенных измерений и анализов.
Обращение
к литературному наследию С.
Шаталина не может, к сожалению,
дать полного представления о
подлинном масштабе его личности,
о степени глубины и основательности
его научных взглядов еще и
в силу такой прозаической
причины, как цензура. Конечно,
она давила на всех тогдашних
экономистов, но сильнее всего
на тех, кто писал о наиболее
важных проблемах экономики. С
властью цензуры пытались бороться
по-разному: большинство - уходя в специальные
области экономики (что привело к кадровому
«оголению» политэкономии), те, кто знал
математику, - прячась за частокол формул
(и расплачиваясь за это сужением круга
читателей), и только очень немногие, владевшие
языком тогдашнего официоза, - пытаясь
втиснуть новые идеи в прокрустово ложе
догматической политэкономии. С. Шаталин
принадлежал к последней категории.
Как известно,
итогом данного этапа научной
деятельности С. Шаталина стало
присуждение ему в составе
группы ученых-экономистов Государственной
премии СССР за цикл исследований
по созданию методов анализа
и планирования межотраслевых пропорций
на основе межотраслевого баланса. С. Шаталин
был в первых рядах энтузиастов нового
направления. Его интересовали возможности
использования нового инструментария
не только в прикладных разработках, которыми
занимались НИЭИ и Госплан, но и в преобразовании
основ политической экономии социализма.
Такие исследования развертывались тогда
в только что созданном (1963 г.) Центральном
экономико-математическом институте АН
СССР.