Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:49, курс лекций
в работе даны детальные ответы на следующие вопросы:
1 вопрос: Каковы цели и задачи создания экономических зон? Что они дают мировой экономике?
2 вопрос: Назовите сущность, главные предпосылки , цели и внутреннюю логику интеграционного процесса.
3 вопрос: Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза.
4 вопрос: Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?
5 вопрос: Как воздействуют региональные интеграционные группировки на функционирование мирового хозяйства?
6 вопрос: Охарактеризуйте роль международных экономических институтов.
7 вопрос: Какие выгоды получают от международной миграции принимающие страны?
8 вопрос: Проанализируйте географическое направление и специализацию деятельности иностранных ТНК в РК.
9 вопрос: Каковы основные составляющие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства?
10 вопрос: Назовите основных производителей сельскохозяйственной продукции в мире.
Выполнила: Козы-Корпеш Молдир студентка УР 211
1 вопрос: Каковы цели и задачи создания экономических зон? Что они дают мировой экономике
Специальная экономическая
зона (зона свободной торговли, зона
свободного или совместного
По оценкам западных специалистов, к 2010 году через различные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие международные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях
и отчетах международных
Для большинствва развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».
Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире?
Создание свободных
Фактически свободные экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Помимо привлечения
· стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
· рост занятости;
· превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Важной причиной образования
свободных экономических зон
является то, что часто страна не
желает полностью открывать свою
экономику для притока
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.
2 вопрос: Назовите сущность, главные предпосылки , цели и внутреннюю логику интеграционного процесса.
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется
некоторыми существенными признаками,
которые в совокупности отличают
ее от других форм экономического взаимодействия
стран:
- взаимопроникновением и переплетением
национальных производственных процессов;
- широким развитием международной специализации
и кооперации в производстве, науке и технике
на основе наиболее прогрессивных и глубоких
их форм;
- глубокими структурными изменениями
в экономике стран-участниц;
- необходимостью в целенаправленном регулировании
интеграционного процесса, разработке
скоординированной экономической стратегии
и политики;
- региональностью пространственных масштабов
интеграции, т. к. необходимые предпосылки
первостепенно складываются между странами,
где установились тесные хозяйственные
связи. По содержанию интеграция представляет
собой переплетение, взаимопроникновение
и сращивание воспроизводственных процессов
стран региона. С 1947 г. в мире было создано
более 60 интеграционных группировок, что
определялось целым рядом предпосылок.
Предпосылки интеграции: Близость уровней
экономического развития и степени рыночной
зрелости интегрирующихся стран. За редким
исключением (НАФТА) межгосударственная
интеграция развивается либо между промышленно
развитыми, либо между развивающимися
странами; Географическая
близость интегрирующихся стран, наличие
в большинстве случаев общей границы и
исторически сложившихся экономических
связей; Общность экономических
и иных проблем, стоящих перед странами
в области развития, финансирования, регулирования
экономики, политического сотрудничества
и т. д. Экономическая интеграция призвана
решить набор конкретных проблем, которые
реально стоят перед интегрирующимися
странами; Демонстрационный
эффект. В странах, создавших интеграционные
объединения, обычно происходят положительные
сдвиги (ускорение темпов экономического
роста, снижение инфляции, рост занятости
и т. д.), что оказывает определенное психологическое
воздействие на другие страны. Демонстрационный
эффект проявился, например, в желании
стран бывшего СССР как можно быстрее
стать членами ЕС, даже не имея для этого
макроэкономических предпосылок;
«Эффект домино».
После того, как большинство стран того
или иного региона стали членами интеграционного
объединения, остальные страны, оставшиеся
за его пределами, испытывают некоторые
трудности, связанные с переориентацией
экономических связей стран, входящих
в группировку, друг на друга. Это нередко
приводит даже к сокращению торговли стран,
оставшихся за пределами интеграции. В
результате они также вынуждены вступить
в интеграционное объединение. Например,
после вступления Мексики в НАФТА, многие
латиноамериканские страны поспешили
заключить с ней соглашения о торговле.
Опираясь на указанные предпосылки, страны
образуют интеграционные объединения,
которые, несмотря на многочисленность
в современной мировой экономике и разные
уровни развития, преследуют примерно
одинаковые цели.
Основными целями
интеграции могут быть следующие.
1. Использование преимуществ экономики
масштабов, которое обеспечивает расширение
размеров рынка, сокращение трансакционных
издержек, прилив прямых иностранных инвестиций.
Цели увеличения национальных масштабов
особенно четко выражены у интеграционных
группировок Центральной Америки и Африки.
2. Создание благоприятной внешнеполитической
среды. Такая цель особенно характерна
для стран ЮВА и Ближнего Востока. Здесь
важно укрепление взаимопонимания и сотрудничества
в политической, военной, социальной и
других неэкономических областях.
3. Решение задач торговой политики. Региональная
интеграция рассматривается как способ
укрепить переговорные позиции участвующих
стран в рамках многосторонние переговоров
в ВТО. Кроме того, региональные объединения
позволяют создать более стабильную основу
для взаимной торговли, о чем уже говорилось
ранее.
4. Содействие структурной перестройке
экономики. Подключение стран, создающих
рыночную экономику или осуществляющих
глубокие экономические реформы, к региональным
торговым соглашениям стран с более высоким
уровнем рыночного развития рассматривается
как важнейший канал передачи рыночного
опыта. Более развитые страны, подключая
своих соседей к процессам интеграции,
также заинтересованы в ускорении их рыночных
реформ и создании там полноценных емких
рынков.
5. Поддержка молодых отраслей национальной
промышленности, так как для них возникает
более широкий региональный рынок. Эта
цель была ведущей для интеграционных
объединений стран Латинской Америки
и Африки, расположенных к югу от Сахары.
6. Объективное содержание интеграции
составляет переплетение, взаимопроникновение
и сращивание воспроизводственных процессов,
что обеспечивает более эффективное взаимодействие
между странами. Таким образом, экономическая
интеграция имеет ряд благоприятных условий
для взаимодействующих сторон.
7. Интеграционное сотрудничество дает
хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям)
более широкий доступ к разного рода ресурсам:
финансовым, трудовым, материальным, к
новейшим технологиям, а также позволяет
производить продукцию в расчете на более
емкий рынок.
8. Экономическое сближение стран в региональных
рамках создает привилегированные условия
для фирм стран-участниц экономической
интеграции, защищая их в определенной
степени от конкуренции со стороны фирм
третьих стран.
9. Интеграционное взаимодействие позволяет
решать наиболее острые проблемы социального
характера. Т.е., в результате интеграции
отдельные группы стран создают между
собой более благоприятные условия для
торговли и для межрегионального передвижения
факторов производства, чем для всех других
стран. Подобные региональные образования
оцениваются положительным фактором мировой
экономики, но при условии, что группа
интегрирующихся стран, либерализуя взаимные
экономические связи, не устанавливает
менее благоприятные, чем до начала интеграции,
условия для торговли с третьими государствами.
3 вопрос: Приведите примеры интеграционных группировок в различных частях света, ставящих своей целью создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза.
Североамериканская
ассоциация свободной торговли (НАФТА).
Было подписано Соглашение между
США, Канадой и Мексикой о Североамериканской
ассоциации свободной торговли, вступившее
в силу с 1 января 1994 года. 1.2. В наблюдающейся
активизации интеграционных про
4 вопрос: Справедливо ли следующее высказывание: выигрыш малой страны от интеграции с большой страной больше, чем у большой страны?
Все зависит от того, для чего объединялись, чья была инициатива, чего ожидают от объединения... В принципе, малой стране это должно быть более выгодно, но, скорее всего, правильнее говорить о равенстве выгоды для сторон, ведь в большой политике нет места благотворительности.
5 вопрос: Как воздействуют региональные интеграционные группировки на функционирование мирового хозяйства?
Региональные интеграционные группировки являются специфическими субъектами современного мирового хозяйства. Международные интеграционные группировки — объединения стран, возникающие на базе межгосударственных соглашений, регулируемые наднациональными или межгосударственными органами, в целях создания льготных условий друг другу для упрощения и стимулирования внутри региональных процессов перемещения товаров, услуг и экономических ресурсов. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и проводят совместную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе — ЕС (Европейский Союз) и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), в Северной Америке — НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).
6 вопрос: Охарактеризуйте роль международных экономических институтов.
Международные финансово-кредитные институты и их роль в международных экономических отношениях.
Институционально
международный рынок
капиталов представляет
собой совокупность
частных, государственных
и межгосударственных
кредитных учреждений,
вне банковских фондов
финансирования и
ТНК, которые выступают
важными посредниками
кредитования внешней
торговли, организаторами
вывоза и перераспределения
капиталов по странам
в зависимости
от спроса и предложения.
● Ведущее место
занимают банковские
компании. Процесс
интернационализации
кредитно-финансовой
инфраструктуры привел
к созданию банковских
синдикатов для разовых
операций по сбыту
и распределению
облигаций промышленных
компаний. По мере удлинения
сроков предоставляемых
фирмам кредитов группы
крупных банков различных
стран начали создавать
устойчивые консорциумы
для предоставления
средне- и долгосрочных
займов. Следующий
шаг на пути к более
тесной интеграции национальных
кредитно-банковских
структур – образование
международных ассоциаций
крупнейших банков в
целях совместного
обеспечения своих
клиентов всеми видами
банковских услуг. От
консорциумов их отличают
два обстоятельства:
полный набор предоставляемых
услуг и постоянный
характер сотрудничества
банков-членов. ●
Важное место на мировом
кредитном рынке
занимает государство,
которое выступает
в виде центральных
и местных органов
власти, казначейства,
эмиссионного, экспортно-импортного
банка или других уполномоченных
учреждений и может
выполнять функции непосредственного
кредитора, заемщика
или играть роль гаранта
и поручителя по внешним
обязательствам частных
юридических лиц. ●
Особое положение в
институциональной
структуре мирового
рынка ссудных капиталов
занимают межгосударственные
банки и валютные фонды.
● Крупными субъектами
международных кредитных
отношений выступают
транснациональные
корпорации. Они располагают
гигантскими внутрикорпоративными
накоплениями и покрывают
за счет самофинансирования
более половины своей
потребности в ресурсах.
Международными организациями -
участниками МРСК являются:
Всемирный банк – Международная
финансово-кредитная
группа, состоящая из
четырех финансовых
институтов: • Международного
банка реконструкции
и развития (МБРР); •
Международной финансовой
корпорации (МФК); •
Международной ассоциации
развития (МАР); • Многостороннего
инвестиционно-гарантийного
агентства (МИГА). На
группу МБРР постоянно
приходится не менее
половины общего годового
объема средств, выделяемых
всеми межгосударственными
органами развивающимся
странам. Целью МФК является
стимулирование частного
предпринимательства,
содействие совместным
инвестициям местного
и иностранного капитала.
МАР призвана предоставлять
наименее развитым странам
беспроцентные кредиты
на срок 35–40 лет при
льготном периоде 10
лет. Они предоставляются
в первую очередь странам,
у которых ВНП на душу
населения не выше 650
долл. в год. Однако чтобы
участвовать в МАР и
получить доступ к ее
льготным кредитам,
необходимо вступить
в МБРР. МИГА как третий
филиал МБРР служит
такой специальной цели,
как поощрять инвестиции
в акционерный капитал
и другие направления
прямых капиталовложений
в участвующие страны
посредством их страхования
от некоммерческих рисков.
Он также консультирует
правительственные
органы стран–членов
относительно разработки
и осуществления политики,
программ и порядка
(процедур), касающихся
иностранных инвестиций,
устраивает встречи
и переговоры между
деловыми международными
кругами и местными
органами власти заинтересованных
стран по вопросам инвестиций,
а также предоставляет
необходимые информационные
услуги. Международный
валютный фонд (МВФ).
МВФ создан для того,
чтобы посредством частичной
интернационализации
золотых и валютных
резервов участвующих
в нем стран создать
пул международных ликвидных
ресурсов, который должен
служить источником
временного покрытия
пассивного сальдо платежных
балансов стран, не располагающих
необходимыми для этого
собственными ликвидными
ресурсами и не имеющих
возможности получить
обычный банковский
кредит за границей.
Фонд предоставляет
свои ресурсы участвующим
в нем странам в форме
продажи необходимой
им иностранной валюты
за национальную валюту.
Управленческая структура
МВФ – Совет управляющих,
в котором каждая страна-член
представлена управляющим
и его заместителем,
назначаемыми на пять
лет. Обычно это министры
финансов или руководители
центральных банков.
МВФ устроен по образцу
акционерного предприятия.
Поэтому возможность
каждого участника оказывать
воздействие на его
деятельность с помощью
голосования определяется
долей в капитале. МВФ
не только непосредственно
кредитует страны–члены,
но и помогает им получить
кредиты у правительства
промышленно развитых
стран, центральных
банков, группы МБРР,
Банка Международных
Расчетов, а также у
частных коммерческих
банков. Даже небольшой
кредит МВФ облегчает
доступ стране на частный
мировой рынок ссудных
капиталов. Предоставляя
кредит, МВФ как бы удостоверяет
платежеспособность
данной страны, выступает
в качестве ее гаранта.
Банк Международных
Расчетов (БМР). БМР является
старейшим из существующих
международных валютно-финансовых
организаций капиталистического
мира. Он был создан
в 1930 году. Идея о создании
банка возникла в связи
с проблемой решения
вопроса о репарационных
платежах Германии странам-победительницам
в первой мировой войне
и о расчетах по займам.
БМР предназначалась
роль механизма, способствующего
выпуску и распространению
облигаций германского
займа на рынках частных
капиталов. Он должен
осуществлять расчеты
по этому займу и конверсию
доходов от займа в репарационные
платежи. Высшим органом
управления Банка является
общее собрание руководителей
Центральных Банков
стран, имеющих акции
банка. Физические и
частные юридические
лица, располагающими
акциями банка, в собрании
не участвуют. Общее
собрание созывается,
как правило, один раз
в год для того, чтобы
утвердить доклад о
деятельности банка,
его баланс, счет прибылей
и убытков. Дальнейшее
развитие банка было
прервано валютным кризисом,
охватившим многие капиталистические
страны, и второй мировой
войной. Но банк не был
ликвидирован, а был
сохранен в качестве
подсобного фонда МВФ.
Устав БМР запрещает
выпускать банкноты,
представлять ссуды
правительствам, открывать
на имя правительств
текущие счета, держать
в своем распоряжении
акции и владеть недвижимым
имуществом или устанавливать
контроль над каким-либо
предприятием. Операции
с коммерческими банками
он производит только
с согласия ЦБ страны,
на территории которой
эти банки функционируют.
Специфика БМР заключается
в строго конфиденциальном
характере его деятельности.
Это определяет место
БМР как вспомогательного
органа МВФ и группы
МБРР, с которыми он
имеет тесные связи.
БМР – ведущий информационно-