Лекции по макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:08, лекция

Описание работы

1)Макроэкономика рассматривает всю экономику в целом, т.е. национальную экономику.
Особенности макроэкономики:
включает большие территории и природные ресурсы;
в ней функционирует большое количество предприятий, что требует сбалансированности между ними;
производит большой объем конечного продукта, что формирует проблему организации;

Файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

МАКРОЭКОНОМИКА#9. 
 
Роль государства в регулировании фондового рынка.  
 
1) развитие и совершенствование инфраструктуры рынка 
2) контроль на функционировании ценных бумаг  
3) совершенствование политики доходов 
4) формирование и регулирование гос. бюджета  
5) функционирование фондового рынка 
 
Сущность и причины инфляции. Типология инфляции. Экономические и социальные последствия инфляции. Антиинфляционная политика.  
 
Инфляция - переполнение каналов денежного обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.  
Причины инфляционного роста цен: 
1)дисбалансированность нестабильность гос. доходов и расходов выражающихся в дефиците гос. бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет денежной эмиссий , то это приводит к росту денежной массы.  
 
2) финансирование инвестиций так же может осуществляться аналогичными методами, что приводит к росту цен.  
Причины инфляции - это макроэкономическая нестабильность , когда совокупный спрос, больше совокупного предложения, что приводит к снижению покупательной способности денег.  
Денежные факторы : 
Дефицит гос. бюджета приводящий к денежной и депозитно чековой эмиссии.  
Политика доходов заключающаяся в чрезмерном росте доходов населения по сравнению с товарной массой.  
Не денежные факторы :  
Монополизация экономики приводящая к росту цен.  
Высокий удельный вес военной экономики.  
Скрытая излишняя занятость.  
Рост открытой экономики.  
Развитие инфляционных ожиданий.  
Два типа инфляции :  
1) открытая , существует в странах с рыночной системой и проявляется в свободном росте цен.  
Нарушение совокупным спросом и предложением. В результате в обращении возникает избыток денег по сравнению с товарной массой.  
Виды инфляций : 
По темпам : 
Ползучая до 10% в год ,  
Галопирующая до 200% в год, 
Балансированная рост цен умеренный на всю группу товаров.  
Не сбалансированная разный рост цен.  
По ожидаемости : прогнозируется правительством.  
Неожиданная : внезапный скачок цен 
Импортируемая. Развивается под воздействием притоков в страну ин валюты и роста цен на импортируемые товары.  
Уровень инфляции индекс цен. Iz= z тек /z базис *100% 
Темпы инфляции : формула z тек - z базис / z базис.  
Экономические последствия :  
Дезорганизация хозяйства из за неопределенности рыночной конъюнктуры, затруднение проведения макро экономической политики приводящее к искожению потребительского спроса и предложения. Товарный голод , что подрывает стимулы к денежному накопления. Социальные последствия инфляции  
1) пенсионеры и гос иждивенцы служащие; 2) гос. сектора получавшие фиксированный доход. 3) владельцы сбережений , происходит перераспределение нау дохода и снижение уровня жизни.  
 
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная тактика - формирование условий наименее полезной адаптации к ней населения. Антиинфляц. стратегия , выработка система мер , способных противостоять инфляции :  
Регулирование совокупного спроса , регулирование совокупного предложения. Стабилизация инфляционных ожиданий.  
Денежные ограничения , обеспеченность денег , регулирование проблемы бюджетного дефицита для исключения эмиссии. Совершенствование налогообложения. Структурная перестройка и конверсия военного производства. Регулирование валютного курса. Ликвидность

Роль государства в переходной экономике

Роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.

Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике:

– руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;

– руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;

– обеспечение правовой основы всех преобразований;

– умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.

Одними из основных направлений вмешательства государства в переходную экономику являются стабилизационная и структурная политика, а также проводимые государством институциональные преобразования.

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией.Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как на более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики – борьба с инфляцией.

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».

Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе с жесткими бюджетными ограничениями.

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).


 

 

 

Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающихмеждународные экономические операции. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов и т. д.), для того, чтобы международная торговля — в частности, расчёты в разных национальных валютах — могла развиваться свободно.

Функции МВС

Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные:

Основные:

  • Регулирование (выправлять реальные диспропорции, замеченные в платёжных балансах, которые влияют на отношения между валютами)
  • Ликвидность (определять резервные продукты, формы их создания и возможности их использования для покрытия диспропорций платёжных балансов)
  • Управление (распределять и следить за компетенциями, более или менее сосредоточенными на таких организациях как Международный валютный фонд и центральные банки отдельных стран).
  • Производить, таким образом, уверенность в стабильности системы.
  • Производные или вторичные функции любой системы:
  • Назначать доходы от денежной эмиссии, разницы между издержками от эмиссии и стоимостью валюты.
  • Согласовывать режим валютного курса.

Возможно именно эта последняя функция (механизм, через который определяются обменные курсы) является наиболее оспариваемым и переменчивым фактором; в частности, в последние десятилетия обсуждение идёт вокруг трёх моделей: система колеблющихся обменных курсов, в которой стоимость каждой валюты определяется рыночными силами, система фиксированных обменных курсов и смешанная система управляемых курсов, в которой стоимость одних валют колеблется свободно, стоимость других определяется Государством, а стоимость третьих зафиксирована по отношению к другой валюте или группе валют.

 

Заработная плата как факторный доход: форма и система

под заработной платой понимается ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени – часа, дня.  Это определение позволяет разграничить общие заработки и собственно заработную плату.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата – это фактическая сумма денежных выплат, полученная за выполнение определенный работы.

Реальная заработная плата – это количество жизненных благ, которое можно приобрести за полученные  в качестве заработной платы деньги. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной заработной платы с изменениями  уровня цен на товары и услуги.

Формы з/п: 
 
1. повременная- это денежная оплата трудовой услуги наёмного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени(час, день, неделя…) а) Простая повременная оплата включает оплату труда штатных работников и по часовую оплату совместителей за фактически отработанное время. 
 
б) Повременно премиальная. 
 
2.сдельная- это денежная оплата трудовой услуги наёмного работника, рассчитанная в зависимости от количества произведённой им продукции. а) Простая сдельная 
 
б) Сдельно премиальная (фиксированная премия за повышение количественных и качественных показателей. 
 
в) аккордная система (за выполнение работ по смете). 
 
Достоинства основных форм З/П. Каждая из основных форм З/П имеет достоинства и недостатки. Повременная заработная плата: 
 
+ удобна при выполнении сложных и комплексных работ; 
 
+ создает потенциальные предпосылки для качественного труда (некуда торопиться!). 
 
- не стимулирует интенсивность труда (солдат спит, а служба идет); 
 
- требует контроля за текущей трудовой деятельностью, а не за ее результатами, что гораздо сложнее (легче самой ткать, чем нерадивую заставлять). 
 
Сдельная заработная плата: 
 
+ интенсифицирует труд; 
 
+ сокращает издержки по надзору (собственный материальный интерес - лучший контролер). 
 
- не заинтересовывает работника в повышении качества и даже стимулирует выпуск брака; 
 
- не пригодна при сложных, длительных, комплексных работах.

Финансы  - система сложившихся общественно-экономических отношений по формированию и использованию денежных средств распределения и перераспределения ВНП.

Признаки финансов:

1.денежная форма выражения

2.распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена

3.распределение денежных средств

Гос.финансы связаны с первичным и вторичным распределением части совок.общ.продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций

Финансовая политика – совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительством через звенья и элементы фин.системы.

Функции финансов:

1.аккумулирующая, т.е создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования

2.регулирующая, т.е. стимулирование деятельности субъектов с целью развития НТП и решения соц.проблем.

3.распределительная, т.е. формирование и использование денежных средств через спец.фонды целевого назначения

4.контрольная, т.е. обеспечение правильности взимания налогов.

Финансовая система – отношение между субъектами по поводу формирования использования фондов денежных средств через соответствующие институты, совокупность финан.звеньев, призванных обеспечить государству выполнению его функций 


Информация о работе Лекции по макроэкономике