Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 17:08, лекция
1)Макроэкономика рассматривает всю экономику в целом, т.е. национальную экономику.
Особенности макроэкономики:
включает большие территории и природные ресурсы;
в ней функционирует большое количество предприятий, что требует сбалансированности между ними;
производит большой объем конечного продукта, что формирует проблему организации;
МАКРОЭКОНОМИКА#9.
Роль государства в регулировании
фондового рынка.
1) развитие и совершенствование
инфраструктуры рынка
2) контроль на функционировании
ценных бумаг
3) совершенствование политики
доходов
4) формирование и регулирование
гос. бюджета
5) функционирование фондового
рынка
Сущность и причины инфляции.
Типология инфляции. Экономические и социальные
последствия инфляции. Антиинфляционная
политика.
Инфляция - переполнение каналов
денежного обращения денежной массы сверх
потребностей товарооборота, что вызывает
обесценивание денежной единицы и рост
товарных цен.
Причины инфляционного роста
цен:
1)дисбалансированность нестабильность
гос. доходов и расходов выражающихся
в дефиците гос. бюджета. Если этот дефицит
финансируется за счет денежной эмиссий
, то это приводит к росту денежной массы.
2) финансирование инвестиций
так же может осуществляться аналогичными
методами, что приводит к росту цен.
Причины инфляции - это макроэкономическая
нестабильность , когда совокупный спрос,
больше совокупного предложения, что приводит
к снижению покупательной способности
денег.
Денежные факторы :
Дефицит гос. бюджета приводящий
к денежной и депозитно чековой эмиссии.
Политика доходов заключающаяся
в чрезмерном росте доходов населения
по сравнению с товарной массой.
Не денежные факторы :
Монополизация экономики приводящая
к росту цен.
Высокий удельный вес военной
экономики.
Скрытая излишняя занятость.
Рост открытой экономики.
Развитие инфляционных ожиданий.
Два типа инфляции :
1) открытая , существует в странах
с рыночной системой и проявляется в свободном
росте цен.
Нарушение совокупным спросом
и предложением. В результате в обращении
возникает избыток денег по сравнению
с товарной массой.
Виды инфляций :
По темпам :
Ползучая до 10% в год ,
Галопирующая до 200% в год,
Балансированная рост цен умеренный
на всю группу товаров.
Не сбалансированная разный
рост цен.
По ожидаемости : прогнозируется
правительством.
Неожиданная : внезапный скачок
цен
Импортируемая. Развивается
под воздействием притоков в страну ин
валюты и роста цен на импортируемые товары.
Уровень инфляции индекс цен.
Iz= z тек /z базис *100%
Темпы инфляции : формула z тек
- z базис / z базис.
Экономические последствия
:
Дезорганизация хозяйства из
за неопределенности рыночной конъюнктуры,
затруднение проведения макро экономической
политики приводящее к искожению потребительского
спроса и предложения. Товарный голод
, что подрывает стимулы к денежному накопления.
Социальные последствия инфляции
1) пенсионеры и гос иждивенцы
служащие; 2) гос. сектора получавшие фиксированный
доход. 3) владельцы сбережений , происходит
перераспределение нау дохода и снижение
уровня жизни.
Антиинфляционная политика.
Антиинфляционная тактика - формирование
условий наименее полезной адаптации
к ней населения. Антиинфляц. стратегия
, выработка система мер , способных противостоять
инфляции :
Регулирование совокупного
спроса , регулирование совокупного предложения.
Стабилизация инфляционных ожиданий.
Денежные ограничения , обеспеченность
денег , регулирование проблемы бюджетного
дефицита для исключения эмиссии. Совершенствование
налогообложения. Структурная перестройка
и конверсия военного производства. Регулирование
валютного курса. Ликвидность
Роль государства в переходной экономике |
Роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы. Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: – руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.; – руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.; – обеспечение правовой основы всех преобразований; – умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др. Одними из основных направлений вмешательства государства в переходную экономику являются стабилизационная и структурная политика, а также проводимые государством институциональные преобразования. Страны с переходной экономикой
в самом начале преобразований сталкиваются
с проблемой подавления высокой инфляции.
Подавление инфляции, укрепление денежной
единицы и достижение устойчивости валютного
курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как на более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики – борьба с инфляцией. В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный. Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря». Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов. В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе с жесткими бюджетными ограничениями. Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций. Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора. Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных). В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций. Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми). |
Международная
валютная система (МВС) — совокупность
организаций, правил, обычаев, договорённостей
и инструментов, созданных для осуществления
валютных отношений между странами; то
есть, платежей, сопровождающихмеждународные экономические
операции. Её основная задача —
производить валютную ликвидность (с помощью резервов, сырья, финан
Функции МВС
Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные:
Основные:
Возможно именно эта последняя функция (механизм, через который определяются обменные курсы) является наиболее оспариваемым и переменчивым фактором; в частности, в последние десятилетия обсуждение идёт вокруг трёх моделей: система колеблющихся обменных курсов, в которой стоимость каждой валюты определяется рыночными силами, система фиксированных обменных курсов и смешанная система управляемых курсов, в которой стоимость одних валют колеблется свободно, стоимость других определяется Государством, а стоимость третьих зафиксирована по отношению к другой валюте или группе валют.
Заработная плата как факторный доход: форма и система
под заработной платой понимается ставка заработной платы, то есть цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени – часа, дня. Это определение позволяет разграничить общие заработки и собственно заработную плату.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата – это фактическая сумма денежных выплат, полученная за выполнение определенный работы.
Реальная заработная плата – это количество жизненных благ, которое можно приобрести за полученные в качестве заработной платы деньги. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной заработной платы с изменениями уровня цен на товары и услуги.
Формы з/п:
1. повременная- это денежная оплата трудовой
услуги наёмного работника, рассчитываемая
в зависимости от количества отработанного
им времени(час, день, неделя…) а) Простая
повременная оплата включает оплату труда
штатных работников и по часовую оплату
совместителей за фактически отработанное
время.
б) Повременно премиальная.
2.сдельная- это денежная оплата трудовой
услуги наёмного работника, рассчитанная
в зависимости от количества произведённой
им продукции. а) Простая сдельная
б) Сдельно премиальная (фиксированная
премия за повышение количественных и
качественных показателей.
в) аккордная система (за выполнение работ
по смете).
Достоинства основных форм З/П. Каждая
из основных форм З/П имеет достоинства
и недостатки. Повременная заработная
плата:
+ удобна при выполнении сложных и комплексных
работ;
+ создает потенциальные предпосылки
для качественного труда (некуда торопиться!).
- не стимулирует интенсивность труда
(солдат спит, а служба идет);
- требует контроля за текущей трудовой
деятельностью, а не за ее результатами,
что гораздо сложнее (легче самой ткать,
чем нерадивую заставлять).
Сдельная заработная плата:
+ интенсифицирует труд;
+ сокращает издержки по надзору (собственный
материальный интерес - лучший контролер).
- не заинтересовывает работника в повышении
качества и даже стимулирует выпуск брака;
- не пригодна при сложных, длительных,
комплексных работах.
Финансы - система сложившихся общественно-экономических отношений по формированию и использованию денежных средств распределения и перераспределения ВНП.
Признаки финансов:
1.денежная форма выражения
2.распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена
3.распределение денежных средств
Гос.финансы связаны с первичным и вторичным распределением части совок.общ.продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций
Финансовая политика – совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительством через звенья и элементы фин.системы.
Функции финансов:
1.аккумулирующая, т.е создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования
2.регулирующая, т.е. стимулирование деятельности субъектов с целью развития НТП и решения соц.проблем.
3.распределительная, т.е. формирование и использование денежных средств через спец.фонды целевого назначения
4.контрольная, т.е. обеспечение правильности взимания налогов.
Финансовая система – отношение между субъектами по поводу формирования использования фондов денежных средств через соответствующие институты, совокупность финан.звеньев, призванных обеспечить государству выполнению его функций