Лекции по "Внутрифирменное планирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:14, курс лекций

Описание работы

В централизованном планировании было жесткое планирование, но было легче в связи с тем, что нужно было только выполнять план. Предприятия были как закрытые системы.
В условиях рынка предприятие работает как открытая система, взаимодействуя с внешней средой.
Особенности внутрифирменного планирования:
Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация, конкуренция, спрос, предложение).

Файлы: 1 файл

лекции по внутрифирм планированию.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

 

Прогностика – наука  о построении будущего.

 

Прогноз – это научно обоснованное суждение о будущем и путях его достижения.

 

В процессе прогнозирования  решаются следующие основные задачи:

  1. Установление целей развития.
  2. Определение рациональных путей и средств достижения..
  3. Расчет необходимых ресурсов.

Классификация прогнозов  по следующим признакам:

  1. По назначению:
  • научно-технические;
  • социально-экономические;
  • военные;
  • демографические;
  • политические.
  1. По масштабу действий:
  • международные прогнозы;
  • национальные прогнозы;
  • межотраслевые прогнозы;
  • отраслевые прогнозы;
  • прогнозы самостоятельных хозяйствующих единиц (фирм и т.п.).
  1. По периоду прогнозирования:
  • оперативные прогнозы (до 6 мес);
  • краткосрочные (до 2 лет);
  • среднесрочные (до 5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет).

Особенность разработки прогнозов: при прогнозировании, кроме объекта прогнозирования, необходимо прогнозировать влияние активного фона или внешней среды.

 

Алгоритм  разработки прогноза:

  1. Предпрогнозная ориентация (системно-структурный анализ объекта).
  2. Постановка задачи для разработки прогноза (уточняются характеристики объекта; определяются масштабы; определяются периоды прогнозирования; устанавливаются условия и ограничения, при которых будет проводиться прогноз).
  3. Анализ и установление факторов прогнозного (активного) фона.
  4. Формирование информационной базы для прогноза активного фона и объекта.
  5. Разработка собственно прогнозной модели и выбор метода прогнозирования.
  6. Разработка прогноза и оценка его достоверности.
  7. Разработка плановых решений (по результатам прогноза).

 

Период времени делится на:

  • период основания
  • период упреждения.

Особенности прогнозирования:

  • при прогнозировании необходимо знать предельные значения параметров развития;
  • при прогнозировании прогнозируют не объект как таковой, а прогнозируют развитие объекта через параметры эффективности.

Принципы системы прогнозирования:

  1. Системность (представление объекта в виде системы)

 

  1. Согласованность (скоординированная система целей).
  2. Верификация (доверие к результатам прогноза).
  3. Непрерывность.

Методы прогнозирования

 

 

 

    1. Используют индуктивный метод мышления (от частного к общему). На рисунке из частных точек образуется общая кривая.

 

1.2. Используют подход  по ходу времени (на основе  уже прожитого).

1.3. Поисковые (исследовательские)  методы.

 

2.1. Используют дедуктивный  метод мышления (от общего к частному). На рисунке смотрим, соответствует или нет частная точка нашей кривой.

2.2. Используют подход  против хода времени.

2.3. Нормативные методы (установка норматива, к которому  нужно стремиться).

 

Поисковые методы

  1. Статистические
    1. Экстраполяции (развитие состоит из 2-х составляющих):

Применяется, когда мы находимся в фазе развития и смотрим, можем ли идти дальше.

    1. Интерполяции (развитие исходя из граничных данных)

    1. Метод огибающих кривых

    1. Методы аналогии

S-образные кривые, нахождение точки перегиба

- симметричные кривые (L-предельное значение, a,b-параметры кривой, t-время)

- асимметричные кривые (кривые  роста).

  1. Публикационные (опережающие, параметрические) методы.

Параметры:

  • Интенсивные
  • Экстенсивные

Интенсивные параметры:

  • Коэффициент роста;
  • Функциональные характеристики;
  • Темпы роста и т.д.

Экстенсивные параметры:

  • Объем выпуска;
  • Величина дохода и т.п.
    1. Анализ динамики публикаций и определение перспектив развития (рост или спад).
    2. Патентный метод (анализ патентов и новшеств).

Нормативные методы


Экспертные методы


 

Индивидуальной Коллективной

Экспертизы  экспертизы

 

Индивидуальные:

  1. Методы интервью различных экспертов

Пример: метод Делфи.

Собирается группа экспертов, составляется набор вопросов, рассылаются  анкеты с этими вопросами экспертам-специалистам, они отвечают, затем идет уточнение и повторная рассылка, опять собираются ответы, затем формируется мнение.

  1. Методы аналитических справок

Пример: метод морфологического анализа.

Изобрел этот метод швейцарский  астрофизик Цвейки при попытке определить химический состав снаряда. Смысл его  в том, что объект делится на ряд  характерных составляющих, параметров. Составляется матрица вариантов реализации:

 

 

 

P1

P2

P3

…….

P1

P11

P12

P13

…….

P2

P21

P22

…….

…….

P3

…….

     

 

Каждый вариант представляет совокупность соединений параметров. Затем оценивается целесообразность вариантов.

Алгоритм морфологического анализа:

  1. Точно оформить проблему.
  2. Определить класс средств (условия и ограничения).
  3. Определить характеристические параметры.
  4. Каждый параметр (элемент структуры) классифицировать по диапазонам, режимам реализации.
  5. Составляется морфологическая карта (модель).
  6. Формируются варианты решений путем комбинации элементов морфологической карты.
  7. Оценка принципиальной возможности реализации варианта.
  8. Оценка эффективности или приоритетности варианта для включения в прогноз развития.

 

  1. Методы генерации идей

Пример: мозговая атака, штурм.

 

Коллективные:

  1. Метод дерева целей.

Это иерархическая соподчиненная  структура целей.

Основы построения дерева целей:

  1. Формирование (идентификация) целей для каждого уровня дерева.
  2. Формирование критериев оценки элементов для каждого уровня дерева.
  3. Определение весовых коэффициентов значимости.

Для каждого уровня определяется коэффициент значимости. Всего 1. Финансируются приоритетные цели и задачи.

Пример:

 

Макс. прибыли

Развитие произ-ва

Ценность продукта

Значимость

0,7

0,3

 

А

5

8

5,9

Б

7

1

5,2


  1. Матричный метод

На объект воздействует множество факторов. Необходимо выделить приоритетные.

Алгоритм:

  1. Составляется матрица (факторы*объекты).
  2. Суммируем по строке (в строках влияние фактора на объект: 0 – не влияет, 0,5 – слабо влияет, 1 – влияет, 1,5 – сильно влияет).
  3. Произведение строк на столбец суммы.
  4. То же самое по столбцу.
  5. Выявляем значимость факторов.

 

Лекция 5.

 

  1. Метод коллективной экспертизы.

Этапы:

  1. Формирование экспертной группы.
  2. Определение компетентности эксперта

Коэффициент компетентности i-го эксперта:

  1. Оценка представительности или репрезентативности<span class="dash041e_04

Информация о работе Лекции по "Внутрифирменное планирование"