Лицензирование внешнеэкономической деятельности. Сущность и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: ознакомиться с общими сведениями о лицензировании внешнеэкономической деятельности, а также углубиться в изучение сущности и назначения данного метода государственного контроля.
Объектом данного исследования можно считать общее понятие о лицензировании внешнеэкономической деятельности. Предметом же, в более узком плане – сущность и назначение, то есть основные цели и задачи, которые включает в себя лицензирование внешней торговли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие лицензирования…………………………………………………..6
1.1 Сущность внешнеторгового лицензирования………………………………7
2. Порядок выдачи лицензии участникам ВЭД ……………………..………..10
3. Внешнеторговое лицензирование в Соглашениях Таможенного союза ЕврАзЭС……………………………………………………………………….…13
4. Правила Всемирной торговой организации по вопросам лицензирования в сфере внешней торговли………………………………………………..………16
5. Основные цели…………………………………………………………….….18
Заключение……………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Лицензирование внешнеэкономической деятельности.docx

— 69.72 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 ________________________________________________________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ИНФОРМАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

 

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ПРАВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономика таможенного дела»

на тему: «Лицензирование  внешнеэкономической деятельности. Сущность и назначение»

 

                                                                            

 

                                                   

                         

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. № 3440

               очного отделения ИМБиП

                                          Кононова Е.И.

      

                                           Научный руководитель:

                                           Неустроева Ю. В.

                                                        

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Понятие лицензирования…………………………………………………..6

1.1 Сущность внешнеторгового лицензирования………………………………7

2. Порядок выдачи лицензии участникам ВЭД ……………………..………..10

3. Внешнеторговое лицензирование в Соглашениях Таможенного союза ЕврАзЭС……………………………………………………………………….…13

4. Правила Всемирной торговой организации по вопросам лицензирования в сфере внешней торговли………………………………………………..………16

5. Основные цели…………………………………………………………….….18

Заключение……………………………………………………………………….21 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Радикальная трансформация  социально-политического устройства российского общества, разрушение централизованной, управленческой плановой экономики  и переход к рыночным принципам  ее функционирования, разгосударствление социально-экономической сферы и  создание частного сектора, стремительное  расширение предпринимательства повлекли за собой глубокие изменения во всем обществе.

Активное развитие предпринимательства, появление многочисленных частных  и совместных предприятий, осуществлявших виды деятельности, которые ранее  являлись монополией государства, отнюдь не гарантировало появление на рынке  качественной продукции, что объективно потребовало со стороны государства  введения действенных форм контроля. В результате сформировались адекватные инструменты административного регулирования экономики. В системе этих регуляторов важная роль отводится лицензированию – одному из способов осуществления государственного контроля, который призван обеспечить защиту прав и законных интересов предприятий и потребителей.

Установление режима лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной  деятельности, одновременно соблюдая и свободу предпринимательства. Подобная характеристика позволяет  рассматривать лицензирование как  одно из средств государственного регулирования  рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской  деятельности.

На протяжении последнего десятилетия  сложилась система подзаконного регулирования лицензирования внешнеторговой деятельности в силу того, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на лицензирование в сфере внешней торговли.

В настоящий момент наметился иной подход к установлению правил осуществления  внешнеторгового лицензирования. Правовые основы регулирования лицензирования в сфере внешней торговли сформировались на наднациональном уровне в результате участия России в Таможенном союзе ЕврАзЭС.

Обоснование вывода о том, что лицензирование в сфере внешней торговли не является частным случаем лицензирования деятельности, приобрело особое значение с принятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», положениями которого внешняя торговля не отнесена к числу лицензируемых видов деятельности.

Особенность лицензирования внешнеторговой деятельности проявляется не только в установлении отличающегося порядка  осуществления лицензирования, но, прежде всего, в другом содержании исследуемого административно-правового средства регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов.

В этой связи возникает необходимость  определения правовой основы регулирования  внешнеторгового лицензирования, которая  обеспечила бы баланс интересов субъектов, осуществляющих предпринимательскую  деятельность в сфере внешней  торговли, интересов общества и государства, с учетом положений международных соглашений.

 
 

Цель данной работы: ознакомиться с общими сведениями о лицензировании внешнеэкономической деятельности, а также углубиться в изучение сущности и назначения данного метода государственного контроля.

Объектом данного исследования можно считать общее понятие  о лицензировании внешнеэкономической  деятельности. Предметом же, в более  узком плане – сущность и назначение, то есть основные цели и задачи, которые включает в себя лицензирование внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие лицензирования

 

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность внешнеторгового лицензирования

Внешнеторговое лицензирование непосредственно является элементом внешнеторгового регулирования. А целями внешнеторгового регулирования, в свою очередь, являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. 
При этом под внешнеторговой деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). 
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

      • единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
      • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
      • единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
      • единство таможенной территории Российской Федерации;
      • приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
      • равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
      • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
      • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

 
            Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (квотирование и лицензирование) внешнеторговой деятельности.

Таким образом, можно выдели следующие отличительные особенности внешнеторгового лицензирования. Во-первых, посредством внешнеторгового лицензирования устанавливается ограничение экспорта и (или) импорта отдельных категорий товаров. K таковым следует относить количественные ограничения; ограничение круга субъектов, допущенных к экспорту/импорту отдельных категорий товаров; ограничение круга субъектов, получающих льготные условия по уплате обязательных платежей.

Тогда как посредством  лицензирования деятельности, не связанной  c экспортом/импортом, обеспечивается контроль деятельности хозяйствующих субъектов, допущенных к осуществлению лицензируемого вида деятельности, а не ограничение круга субъектов.

Во-вторых, лицензированию подлежит не вся деятельность по экспорту и импорту, a только та ее часть, которая связана c оборотом определенной категории товаров. Тогда как лицензиpовaние отдельного вида деятельности, не связанного c экспортно-импортными операциями, осуществляется целиком и не может осуществляться в части.

Отмечено, что пеpечень видов деятельности, осуществление которых на внутреннем рынке подлежит лицензированию, установлен федеральным законом. Тогда как категории товаров, экспорт и (или) импорт которых подлежит лицензированию, определяются соответствующим решением Комиссии Таможенного союза, в силу чего перечень таких товаров формируется c учетом интересов всех государств-участников Таможенного союза.

В-третьих, введение лицензирования в сфере внешней торговли с  целью предотвращения неблагоприятного воздействия на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений является обобщающей целью c лицензированием деятельности, не связанной c экспортом/импортом товаров.

В-четвертых, если лицензии, предоставляемые для осуществления  отдельного вида деятельности на внутреннем рынке, не различаются, то в сфере  внешней торговли в отношении  одного и того же вида товара, оборот которого подлежит лицензированию, объем специальной правосубъектности ограничивается дифференцированно в зависимости от вида внешнеторговой лицензии.

B-пятых, отличительной особенностью внешнеторгового лицензирования является краткосрочный характер выданной лицензии. Тогда как хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на внутреннем рынке, лицензия выдается минимум на пять лет, a в ближайшей перспективе ее действие станет бессрочным. Срочный характер внешнеторгового лицензирования обусловлен динамичным изменением сектора, в том числе условий введения лицензиpовaния предпринимательской деятельности в рассматриваемой сфере.

 В отсутствии законодательного определении внешнеторгового лицензирования выводы основаны на положениях подзаконных актов и соглашений Таможенного союза ЕврАзЭС.

  

 

2. Порядок выдачи лицензии участникам ВЭД

 

Лицензия – документ обеспечивающий контроль за соблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации в отношении лицензируемых товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Лицензирование во внешнеэкономической  деятельности осуществляется в следующих  случаях:

 

  1. Введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров (квоты)
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
  4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения  Правительства Российской Федерации  документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в  определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены  временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим  федеральным законом.

 Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

 Для получения лицензии заявитель  представляет в лицензирующий  орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации, по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе;

б) копия договора (контракта), оформившего  внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя;

в) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя;

г) другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.

 Решение о выдаче лицензии  или об отказе в выдаче лицензии  принимается лицензирующим органом  в срок до 20 дней со дня регистрации документов в данном лицензирующем органе. Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее мотивированное обоснование отказа, направляется заявителю.

 Заявителю может быть отказано  в выдаче лицензии по следующим  основаниям:

а) неправильное оформление заявления  о предоставлении лицензии;

б) сообщение недостоверных сведений;

в) исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров). 

Оригинал лицензии и заверенная лицензиатом копия лицензии представляются:

  • в таможенный орган Российской Федерации - если таможенное оформление товара будет производиться только в этом таможенном органе РФ;
  • в таможенный орган Российской Федерации по месту нахождения лицензиата - если таможенное оформление будет производиться в нескольких таможенных органах РФ.
       

3. Внешнеторговое лицензирование в Соглашениях Таможенного союза ЕврАзЭС.

Лицензирование в сфере  внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе осуществляется на основании  Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней  торговли товарами от 09.06.2009 г.

 Решение о применении  мер нетарифного регулирования  применяются Комиссией таможенного  союза. Одна из сторон Соглашения  может принять такие меры единолично, на срок не более 6 месяцев,  при этом остальные страны  таможенного союза обязаны оказывать  государству, принявшему такие  ограничения, помощь, препятствуя  ввозу или вывозу товаров в  обход мер нетарифного регулирования.

 В соответствии с  данным соглашением выдача лицензий  осуществляется в отношении товаров,  включенных Единый перечень товаров (Приложение 1), к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Лицензии, выдаваемые участникам внешнеэкономической деятельности, могут быть разовыми, генеральными и исключительными. Разовая лицензия выдается участнику ВЭД на основании внешнеторговой сделки (например, контракта), генеральная – предоставляет право на импорт или экспорт товара в количестве, определенном лицензией (фактически предоставляет возможность заключать несколько внешнеторговых контрактов, используя одну лицензию), а исключительная, как следует из названия, предоставляет исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара.

При этом срок действия разовой  и генеральной лицензии не может  превышать одного года, но может  быть также и определен исходя из сроков, предусмотренных контрактом. Срок действия исключительной лицензии устанавливается комиссией таможенного союза в каждом конкретном случае.

Новым для российского  законодательства также является и  необходимость для экспорта или импорта отдельных товаров разрешений. Необходимость получения такого разрешения определяется предметом внешнеэкономической сделки, если им является товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом или импортом – то получение данного разрешения необходимо. Процедура наблюдения, уже упоминавшаяся в данной статье, также является новой для российского законодательства. 

При этом такие разрешения во всех странах таможенного союза  должны выдаваться всем участникам внешнеэкономической  деятельности без ограничений не позднее 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

В соответствии с Соглашением  наблюдение за экспортом или импортом отдельных видов товаров –  временная мера, устанавливаемая  в целях мониторинга динамики экспорта и (или импорта) отдельных  видов товаров. В Соглашении наблюдение также именуется автоматическим лицензированием. При этом, статья 6 Соглашения предусматривает, что процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, срок выдачи не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления, а сами разрешения должны предоставляться всем участникам ВЭД без ограничений.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Соглашения о лицензировании государственная пошлина за выдачу разрешений не взимается. Можно говорить о том, что государства-участники таможенного союза нашли способ мониторинга товарных потоков, который будет максимально необременительным для участников внешнеэкономической деятельности.

Из положительных моментов нового порядка лицензирования, введенного в связи с вступлением России в таможенный союз, следует отметить сокращение срока выдачи лицензии с 20 до 15 рабочих дней со дня подачи заинтересованным лицом необходимых документов.

Однако, перечень оснований  для отказа в выдаче лицензии, предусмотренный Соглашением о лицензировании, дополнен следующей формулировкой «нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия».

Аналогичной формулировкой  дополнен также и перечень (пункт 10 Соглашения о лицензировании) оснований  для прекращения или приостановления  действия лицензии. И именно данное положение способно привести к возникновению  рисков при исполнении внешнеторговых контрактов. В упомянутом пункте 10 указано, что уполномоченный орган вправе приостановить либо прекратить действие лицензии, если исполнении договора или контракта нарушает международные обязательства. При этом, аналогичное основание предусмотрено и для отказа в выдаче лицензии.

Однако, Наличие единых правил осуществления внешнеторгового лицензирования для государств-участников Таможенного союза не исключает регулирования отдельных аспектов внешнеторгового лицензирования положениями национального законодательства. Кроме того, допускается введение внешнеторгового лицензирования в одностороннем порядке государством-членом Таможенного союза.

B этой связи актуален  вопрос o соотношении актов Таможенного союза и национальных актов, устанавливающих порядок осуществления внешнеторгового лицензирования. Например, o соотношении внешнеторгового лицензировании и наблюдения за экспоpтом/импоpтом. Соглашением «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» наблюдение обозначено как автоматическое лицензирование. Тогда как в других союзных соглашениях и подзаконных актах Российской Федерации наблюдение и внешнеторговое лицензирование рассматриваются как самостоятельные меры регулирования.

    1. Правила Всемирной торговой организации по вопросам лицензирования в сфере внешней торговли.

Правила Всемирной Торговой Организации ориентированы на импортное  лицензирование, поэтому основным документом в рассматриваемой сфере является Соглашение по процедурам импортного лицензирования. При вступлении России в ВТО стало необходимым Применение Россией международных стандартов и правил ВТО в таких сферах, как таможенные процедуры, лицензирование и защита интеллектуальной собственности и т.д.  Соглашение по процедурам лицензирования импорта устанавливает правила лицензирования, которым должны следовать соответствующие организации при выдаче импортных лицензий, и временные рамки, в пределах которых такие лицензии должны выдаваться, если в стране требуется представление такой лицензии в качестве предварительного условия на импорт.

B своей деятельности ВТО  осуществляет контроль над принятием  и применением многосторонних торговых соглашений, образующих правовую базу торговых отношений для стран-членов этой организации, правила организации непосредственно поpядок внешнеторгового лицензиpовaния не определяют, a устанавливают требовании к правовой базе стран-членов ВТО по вопросам лицензирования. Данная процедура должна быть простой, прозрачной, предсказуемой й и «...не должна быть административно более обременительной, чем это абсолютно необходимо» (Principles of the trading system).

Требования к порядку регулирования импортного лицензирования странами-членами ВТО ориентированы на максимальное упрощение процедуры: срок предоставления лицензии должен быть разумным, количество административных органов минимально (по общему правилу один, но не более трех), простые формы заявлений, минимальный перечень документов, запрет на отклонение заявления из-за несущественных ошибок документации.

Гарантией защиты интересов  стран-участников ВТО является практика направления уведомлений o введении импортного лицензирования и подачи замечаний по вопросам импортного лицензирования c их последующим обсуждением членами Всемирной торговой организации.

Основные цели.

К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением  тарифов. Нетарифное регулирование  внешней торговли охватывает две  большие группы мер (административного  и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения  в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью  прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.  Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в  виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

        1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
        2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
        3. Выполнение международных обязательств
        4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
        5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
        6. Защита общественной морали и правопорядка
        7. Защита культурных ценностей
        8. Обеспечение национальной безопасности

Таким образом, к важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основной целью внешнеторгового  лицензирования является предотвращение неблагоприятного воздействия на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, что совпадает с основной целью лицензирования отдельного вида деятельности.

Кроме того, посредством  внешнеторгового лицензирования достигаются следующие цели. Предоставление исключительного права посредством внешнеторгового лицензирования. Перечень категорий товаров, условия предоставления исключительной внешнеторговой лицензии могут быть установлены только федеральным законом (например, при осуществлении экспорта газа).

Введение временных количественных ограничений посредством внешнеторгового лицензирования позволяет обеспечить баланс товарооборота и, вместе c тем, порождает проблему соблюдения конституционных принципов правового регулирования экономической сферы. Это подтверждает обобщение судебной практики по спорам, возникающим при распределении внешнеторговых лицензий.

Обеспечение выполнения Российской Федерацией международных обязательств в отличие от других случаев введения внешнеторгового лицензирования не обусловлено исключительно интересами национального характера.

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Опираясь на выявленные характеристики, внешнеторговое лицензирование определено как средство государственного регулирования, устанавливаемое в целях ограничения  экспорта и (или) импорта отдельных  категорий товаров как в интересах  общества и государства, так и  выполнения международных обязательств, a также обеспечения баланса товарооборота для защиты отечественного рынка.

Таким образом, можно выдели следующие отличительные особенности  внешнеторгового лицензирования.

      • посредством внешнеторгового лицензирования устанавливается ограничение экспорта и (или) импорта отдельных категорий товаров.
      • лицензированию подлежит не вся деятельность по экспорту и импорту, a только та ее часть, которая связана c оборотом определенной категории товаров.
      • лицензирование в сфере внешней торговли введено с целью предотвращения неблагоприятного воздействия на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений
      • в отношении одного и того же вида товара, оборот которого подлежит лицензированию, объем специальной правосубъектности ограничивается дифференцированно в зависимости от вида внешнеторговой лицензии.
      • краткосрочный характер выданной лицензии.

 

 

Главными задачами государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности становятся формирование законодательной базы и создание благоприятных экономических и  организационных условий для  развития всех видов, форм ВЭД и повышения  ее эффективности.

Следовательно, можно также  сделать вывод о том, что основными  целями нетарифного регулирования, в том числе и лицензирования, являются:

      • использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия;
      • защита национальных внешнеэкономических интересов,
      • защита внутреннего рынка;
      • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
 

С учетом изложенного можно  сделать вывод о том, что целью  государственного регулирования ВЭД  является создание правовых, экономических  и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую  деятельность на всех ее уровнях. В  механизме государственного регулирования  внешнеэкономического сектора особое место занимает лицензирование.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бабин;Э. П. Внешнеэкономическая политика; учеб. пособие Э. П. Бабин М. Экономика 2006 463 с. Высшее образование 
  2. Баринов;В. А. Внешнеэкономическая деятельност; учеб. В. А. Баринов М. ФОРУМ : ИНФРА-М 2006 192 с.;ил.
  3. Благовест М. Лицензирование в сфере внешней торговли ; 2005 104 с.
  4. Воронкова, О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О. Н. Воронкова, Е. П. Пузакова. — М.: Экономист, 2005. — 495 с.
  5. Дмитракова Е.А «Лицензирование в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»- Ученые записки- научно-практический журнал -  2005
  6. Емельянов Ю.П. Лицензирование: Учебное пособие.- М.: «АГУМАА», 2001, с.5
  7. Кретов;И. И. Внешнеторговое дело; учеб. пособие И. И. Кретов, К. В. Садченко М. Дело и Сервис 2006 400 с.
  8. Принципы международных коммерческих договоров. М., 1996. с.2.
  9. Смирнов А.И., Кацик Д.Е. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: правовой аспект: Учебное пособие / «ГАЦМиЗ».- Красноярск, 2003, с.4.
  10. Смирнов А.И., Кацик Д.Е. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: правовой аспект: Учебное пособие / «ГАЦМиЗ».- Красноярск, 2003, с.57.
  11. Соглашение по процедурам импортного лицензирования.
  12. Статья 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 № 164-ФЗ
  13. Статья 24 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 № 164-ФЗ
  14. Таможня.ру- интернет портал
  15. Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001, с.71.
  16. Трошкина Т.Н. Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля внешнеэкономической деятельности, особенности их применения // Налоговый вестник. – 2002. – № 10;
  17. Трусенев, А. В. Россия на пути в ВТО: проблемы, перспективы / А. В. Трусенев. — СПб., 2006. — 244 с.
  18. Трухачев, В. И. Международная торговля / В. И. Трухачев, И. Н. Лякишева, В. Л. Ерохин. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 416 с. 
     
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 


РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ  ТОВАРОВ

 

№№ п/п

 

Наименование товара

Федеральный орган исполнительной власти, участвующий в процедуре  лицензирования

Наименование национального  нормативного акта, которым вводится перечень и порядок лицензирования (вид, №, дата)

 

1

 

3

4

5

1.

 

Радиоактивные вещества и  изделия на их основе

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом)

Постановление Правительства  РФ от 16 марта 1996 г. № 291 "Об утверждении  положения о порядке вывоза из РФ радиоактивных веществ и изделий  на их основе"

2.

 

Взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические  изделия

Федеральное агентство по промышленности (Роспром)

Постановление Правительства  РФ от 12 июля 2000 г. № 512 "О порядке  ввоза, вывоза и транзита по территории РФ  взрывчатых веществ, в том  числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий"

3.

 

Наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые вещества

Федеральная служба по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития (Росздравнадзор)

Постановление Правительства  РФ от 16 марта 1996 г. № 278 "О порядке  ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических  средств, сильнодействующих и ядовитых веществ"  
Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 930 "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ"

4.

 

Мясо домашней птицы

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 880 «Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении  мяса домашней птицы в 2005 году»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 728 «О регулировании импорта мяса домашней птицы в 2006 году»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»

5.

 

Мясо крупного рогатого скота (мороженое)

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 878 «О регулировании импорта  говядины мороженой в 2005 году»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 729 «О регулировании импорта говядины мороженой в 2006 году»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»

6.

 

Мясо крупного рогатого скота (свежее или охлажденное)

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 877 «О регулировании импорта  свежей и охлажденной говядины в 2005 году»  
Постановление Правительства РФ от 5 декабря.2005 № 731 «О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2006 году»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»

7.

 

Свинина

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.2004 № 879 «О регулировании импорта  свинины в 2005 году»  
Постановление Правительства 5 декабря 2005 г. N 730 «О регулировании импорта свинины в 2006 году»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»  
Постановление Правительства от 5 декабря 2005 г. № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»

8.

 

Средства  защиты информации(включая шифровальную технику, части для шифровальной техники и пакеты программ для шифрования)

Федеральная служба безопасности (ФСБ)

Указ Президента РФ от 3 апреля 1995г. № 334 “ О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации”  
Постановление Правительства РФ  от 15 апреля 1994 г. № 331 “О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ”

9.

 

Лекарственные средства и фармацевтические субстанции, применяемые в медицинских целях

Федеральная служба по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития (Росздравнадзор)

Постановление Правительства  РФ от 25 декабря 1998 г. № 1539 “О ввозе  в РФ и вывозе из нее лекарственных  средств и фармацевтических субстанций» (действует до 21.09.2005)  
Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 N 438 "О порядке ввоза и вывоза лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения" (вступает в силу 21.09.2005)  

10.

 

Лекарственные средства, применяемые в ветеринарии

Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Постановление Правительства  РФ от 25 декабря 1998 г. № 1539 “О ввозе  в РФ и вывозе из нее лекарственных  средств и фармацевтических субстанций»

11.

 

Озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановление Правительства  РФ от 8 мая 1996 г. № 563 “О регулировании  ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции”

12.

 

Опасные отходы (Базельская Конвенция)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановление     Правительства     РФ   от 17 июля 2003 г. № 442  «О трансграничном перемещении отходов»

13.

 

Химические  средства защиты растений

Минсельхоз России

Постановление Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ”

14.

 

Спирт этиловый

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.96 г. № 1590 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ спирта этилового и водки»,

15.

 

Водка

 

Постановление Правительства  РФ от 30.12.96 г. № 1590 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и  водки»

16.

 

Крепкие спиртные напитки(крепостью более 28 об.%)

 

Постановление Правительства  РФ от 02.02.98 № 114 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ алкогольной продукции отдельных  наименований»  
Постановление Правительства РФ  от 28.01.1997 г. N 77 «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки»

17.

 

Ковры и текстильные  напольные покрытия, происходящие из ЕС

 

Постановление Правительства  РФ от 8 мая 1998 г. № 431 «Об изменении  порядка ввоза на таможенную территорию Российской Федерации ковров и текстильных  напольных покрытий, происходящих из Европейского Союза».

18.

 

Осетровые виды рыб и продукция из них, включая икру

Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Постановление Правительства  РФ от 26 сентября 2005 г. № 584 "О мерах  по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции  о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов  рыб"

19.

 

Специальные техническиесредства , предназначенные для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию

ФСБ России

Постановление Правительства  РФ от 10 марта 2000г. №214 «Об утверждении  Положения О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»

20.

 

Бланки защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланки ценных бумаг

Федеральная налоговая служба

Постановление Правительства  РФ от 7 июля 2005 г. N 415 «О ввозе в Российскую Федерацию бланков защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг» (вступает в силу с 6 сентября 2005 года).

 

1.

 

Радиоактивные вещества и изделия на их основе

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом)

Постановление Правительства  РФ  от 16 марта 1996 г. № 291 «Об утверждении положения о порядке вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе»

2.

 

Взрывчатые  вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия

Федеральное агентство по промышленности (Роспром)

Постановление Правительства  РФ от 12 июля 2000 г. № 512 “О порядке ввоза, вывоза и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в  том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств  взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий”

3.

 

Драгоценные камни, драгоценные металлы

Минфин России

Постановление Правительства  РФ  от 24 января 1994 г. № 35 “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него»,  
Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней»;  
Указ Президента № 1373 от 30.11.2002 г. «Об утверждении Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов»;

4.

 

Наркотические средства , психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые вещества

Федеральная служба по  надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)

Постановление Правительства  РФ от 16 марта 1996 г. № 278 “О порядке ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ”  
Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств»

5.

 

Средства  защиты информации(включая шифровальную технику, части для шифровальной техники и пакеты программ для шифрования)

ФСБ России

Указ Президента РФ от 3 апреля 1995г. № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации»  
Постановление Правительства РФ  от 15 апреля № 331 «О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»

6.

 

Озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановление Правительства  РФ от 8 мая 1996 г. № 563 «О регулировании  ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации  озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции»

7.

 

Опасные отходы (Базельская Конвенция)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановление     Правительства     РФ   от 17 июля 2003 г. № 442  «О трансграничном перемещении отходов»

8.

 

Дикие животные , Дикорастущие растения, кость слоновая, рога, копыта, кораллы и аналогичные материалы

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Постановление Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации”  
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 “О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг”

9.

 

Лекарственное сырье растительного  и животного происхождения

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор),  
Федеральная служба по  надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)

Постановление     Правительства    РФ   от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации”  
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 “О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг”

10.

 

Рыба, ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные, развивающаяся икра, молока (сперма) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живые)

Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Постановление Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации”  
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 “О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг”

11.

 

Коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, полудрагоценные камни и изделия из них

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Постановление Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации”  
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 “О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг”

12.

 

Информация  о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ и в пределах континентального шельфа и морской экономической зоны РФ

Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Постановление Правительства  РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации”  
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1994 г. № 758 “О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг”

13.

 

Аффинированное  золото и серебро

 

Указ Президента РФ от № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в  Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с  содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней»

14.

 

Шкуры крупного рогатого скота  
Шкуры овец  
Прочие необработанные шкуры

 

Постановление Правительства  РФ от 31 октября 1998 г. № 1267 «О введении лицензирования экспорта из Российской Федерации шкур крупного рогатого скота, овец и прочих необработанных шкур»

15.

 

Осетровые виды рыб и продукция из них, включая икру

Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Постановление Правительства  РФ от 17 августа 1998 г. № 968 «О мерах по выполнению рекомендаций 10-й Конференции  государств, подписавших Конвенцию  о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов  рыб»

16.

 

Лесоматериалы ценных пород

 

Постановление Правительства  Российской Федерации от 5 января 1999 г. № 18 «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации экспорта древесины ценных лесных пород»; Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г. № 628 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 18»

17.

 

Сырье цветных  металлов , содержащее драгоценные металлы

Минфин России;  
Минпромэнерго России;  
Ростехнадзор  
 (в случае трансграничных перевозок (Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 442  «О трансграничном перемещении отходов»)

Указ Президента РФ от 21 июня  2001 г. № 742 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней»

18.

 

Природные алмазы (необработанные алмазы)

 

Указ Президента РФ № 1373 от 30.11.2002 «Об утверждении Положения  о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов)

19.

 

Драгоценные металлы необработанные, платина и металлы платиновой группы

 

Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных  камней»

20.

 

Необработанные драгоценные  металлы (самородки)

 

Указ Президента № 742 от 21.06.2001 г. «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных  камней»

21.

 

Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию

ФСБ России

Постановление Правительства  РФ от 10 марта 2000г. № 214 «Об утверждении Положения «О ввозе в РФ и вывозе из РФ специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»



Информация о работе Лицензирование внешнеэкономической деятельности. Сущность и назначение