По мнению специалистов, факт
появления такого наблюдения за охраняемым
лицом может являться первым этапом
террористического акта.
Обнаружение слежки за охраняемым
является важнейшим показателем того,
что данное лицо рассматривается в качестве
объекта нападения. В случае своевременного
и успешного применения охраной квалифицированного
контрнаблюдения степень риска может
быть значительно снижена, поскольку в
этом случае потенциальная жертва имеет
шанс предпринять определенные меры защиты,
в том числе изменить свой образ жизни
и распорядок дня.
Обнаружить слежку можно, используя
контрнаблюдение, цель которого — обнаружение
факта ведения наблюдения за охраняемым
лицом.
Освоение и умелое применение
охраной техники контрнаблюдения является
важным компонентом обеспечения безопасности
объекта на маршруте. Как правило, точки
организации контрнаблюдения представляют
собой небольшие замкнутые пространства
или участки, в которые группа наружного
наблюдения преступников вынуждена втягиваться,
чтобы не потерять объект из виду. Стандартными
точками контрнаблюдения являются:
- проходы между двумя улицами;
короткие и узкие переулки; улицы и тротуары
с небольшим количеством пешеходов и транспорта;
- магазины или здания со стенами
из стекла, через которые хорошо видна
улица снаружи;
- стоянки автомашин;
- пересадки с одного вида транспорта
на другой;
- станции метро; универмаги;
телефонные будки (каждый, кто подходит
к будке, когда объект звонит или сразу
же после звонка, берется на подозрение);
- лестницы и эскалаторы, ведущие
в ту сторону, откуда только что пришел объект;
- туристические достопримечательности,
которые дают объекту возможность поворачиваться
и делать снимки, и т. п.
Сотрудники службы безопасности,
осуществляющие контрнаблюдение, располагаются
в удобном месте по ходу следования автомашины
охраняемого лица и внимательно наблюдают
за всем происходящим. Зная признаки ведения
слежки, они фиксируют и запоминают всех,
кого можно заподозрить причастным к этому
процессу, не остаются без их внимания
и автомашины (их внешний вид, номерные
знаки, отличительные признаки). Любой,
кто останавливается снаружи или входит
на участок, находящийся под контролем,
будет хорошо виден охране или группе
контрнаблюдения, которая должна немедленно
дать объекту охраны обусловленный сигнал
тревоги.
Задачи, решаемые охраной в
процессе контрнаблюдения:
- Выявление факта наблюдения,
а значит, определенного интереса к объекту защиты.
- Выяснение, кто ведет наблюдение
и с какой целью.
- Для этого следует взять под
наружное наблюдение осуществляющих слежку,
превратив их из охотников в жертву. Вполне
можно предположить, что после окончания слежки попавшие под контрнаблюдение должны отправиться для обобщения результатов
в места своего расположения. Адреса участников
выявленного наружного наблюдения и номера
их автомашин могут сказать о многом, в том числе и о возможной
цели слежки.
При осуществлении контр-наблюдения
группа такого прикрытия должна сосредоточивать
основное внимание на следующих объектах
и подозрительных моментах:
- неоднократное появление автомашин
или их длительное пребывание в районе
мест работы и жительства охраняемого
лица без видимых причин для этого;
- одна и та же машина или лицо,
замеченное более одного раза в двух или
более районах, или после двух или более
пересадок.
Общие требования, предъявляемые
подразделению, осуществляющему контрнаблюдение
для выявления возможной слежки преступников
за объектом охраны, включают знание местности,
ее географии, схемы уличного движения,
транспортных систем, местных жителей,
методологии наружного наблюдения. Понимание
сотрудниками подразделения предварительной
разведки методов наружного наблюдения
облегчает его обнаружение. Необходимо
помнить, что слежка криминальными элементами
устанавливается с целью получения данных
об образе действий объекта преступных
устремлений, обычной модели его поведения
в личном общении, религии, деловых взаимоотношениях
и на отдыхе.
Известно, что к слабостям слежки,
которые облегчают ее обнаружение, следует
прежде всего отнести четыре основных
типа наружного наблюдения: с близкого
расстояния, осторожное наблюдение, сочетание
первых двух типов, демонстративное или
раздражающее наблюдение.
Две основные слабости, дающие
возможность обнаружить наблюдение, заключаются
в том, что лиц, ведущих наружное наблюдение,
можно обнаружить визуально, на слух и
по ощущению, а также слежка может всегда
встретиться с целым рядом непредвиденных
ситуаций.
К другим слабым местам ведущих
слежку относится постоянное опасение
потерять объект и навязчивая боязнь быть
обнаруженным. Контрнаблюдению следует
помнить, что ведущие слежку особенно
опасаются, когда объект останавливается
или двигается по коридорам. Известно,
что участники наружного наблюдения должны
следовать взглядом за объектом, успевать
за ним, останавливаться при остановках
объекта и искать «укрытие». Слежка особенно
уязвима при организации наблюдения за
ней из засады.
Обнаружение слежки иногда
осуществляется по так называемой «обычной
реакции». Для этого контрнаблюдению рекомендуется
отыскать вероятные точки с хорошей видимостью
и места расположения засад для наблюдения,
которыми могут воспользоваться ведушие
слежку в жаркие дни, - места в тени, в холодные
- места, защищенные от холода и ветра,
в дождливые - места под крышей. При ведении
контрнаблюдения за обстановкой следует
замечать действия, не вяжущиеся со складывающейся
ситуацией, обращать внимание на лиц, пользующихся
телефонами-автоматами, держать в поле
зрения тех, кто тщательно изучает витрины
магазинов. Следует знать физическую реакцию
ведущего слежку при операциях в засаде.
Очень часто «наружник», опасаясь потерять
объект, проявляет неосторожность. Поскольку
лица, ведущие слежку, должны повторять
движения объекта, контрнаблюдение осуществляется,
главным образом, с помощью планирования
маршрута. К методам выявления слежки
относятся «отсеивание», проход через
открытые или узкие места и поворот в обратную
сторону. Ведущим контрнаблюдение рекомендуется
избегать использования явных уловок
с целью обнаружения слежки и никогда
не вступать в игру с теми, кто ведет наружное
наблюдение.
При распознавании участников
слежки в основном используются их слабые
места путем квалифицированного контроля
за подобного рода моментами, путем отсеивания
и фиксирования. Ведущему контрнаблюдение
следует запомнить какую-нибудь примету
ведущего слежку, которая будет необходима
для подтверждения виденного им в будущем
(например, толстый или худой, высокий
или маленький), или его движения. Рекомендуется
также брать на заметку и запоминать одежду,
обувь или другой характерный признак.
Если есть возможность рассмотреть человека
с близкого расстояния, рекомендуется
отметить легко заметные признаки: форму
носа, лысину, цвет волос, пол и возраст.
При этом очень важно первое впечатление.
Следует также активно использовать фотосъемку
и фотографии в районе жилища или места
работы охраняемого лица для опознания
лиц или автомашин, которые часто появляются
в этом районе.
Подтверждение наличия слежки
осуществляется на основании применения
таких критериев, как время, расстояние
и направление. С учетом этого ведущим
контр-наблюдение следует постоянно быть
бдительными, но в то же время не показывать,
что наблюдение замечено. Главными предпосылками
для достижения этого являются обучение
и опыт поведения на улице.
Следует помнить, что охрана
представляет собой процесс устранения
опасности или сведения ее к минимуму.
Поэтому контроль над доступом - главный
фактор обеспечения безопасности охраняемого.
В этих целях используется соответствующая
расстановка личного состава охраны, используются
заграждения и технические средства.
Разведка маршрута передвижения
Степень защищенности охраняемого
лица во многом зависит от уровня сложности
трассы. На маршруте неизбежно присутствуют
«уязвимые» точки и опасные участки, благоприятные
для организации засад, места укрытия
снайпера, а также объекты, удобные для
закладки взрывных устройств. В число
обязательных элементов тактики разведки
включается подробное изучение маршрутов
охраняемого лица.
Если мероприятие связано с
передвижением охраняемого человека на
автомобиле, подразделение деловой разведки
должно заранее изучить маршрут, с тем
чтобы избежать мест, наиболее уязвимых
с точки зрения обеспечения безопасности.
В случае возникновения заторов или невозможности
проезда по намеченному пути знание дороги
позволит выбрать наиболее безопасный
маршрут.
Руководитель группы
разведки обязан разработать
маршрутные карточки на наиболее часто
используемые трассы передвижения с обозначением
наиболее уязвимых мест для возможного
нападения и установить за ними регулярное
наблюдение.
Наиболее уязвимыми для охраняемого
объекта являются следующие места и участки
трассы:
- Места, в которых автомобиль
вынужден двигаться с невысокой (не более
30 км/час) скоростью или вообще останавливаться:
- узкие проезды (арки, проезды
между стенами домов, места дорожных и ремонтных
работ, а также места, где коммуникационные
трубы ограничивают маневр, объезды и
т. п.) при выезде автомобиля из внутреннего
двора дома охраняемого или места его
работы;
- светофоры и дорожные знаки
«стой», «уступи дорогу», «крутой поворот» и т. д.;
- места пересечения с главными
дорогами и железнодорожные переезды;
- любые крутые повороты, на которых
автомобиль вынужден снижать скорость,
особенно левые повороты с I одной улицы на другую, когда водитель обязан пропустить транспорт, являющийся помехой справа;
- пешеходные переходы и иные
места или участки, на которых подразумевается
снижение скорости или полная остановка
автомобиля, а также трамвайные остановки
на центральной части улицы, когда водителю
необходимо пропустить пешеходов;
- торговые центры, стадионы и
другие объекты, у которых может быть скопление
людей;
- эстакады или густой кустарник
около дороги;
- перевернутая автомашина или
лежащий человек на обочине дороги;
- пробки на дороге.
- Места и объекты на маршруте
движения, удобные для закладки взрывных
устройств с дистанционным управлением:
близко
прилегающие к маршруту криминогенные
объекты;
запаркованные
машины, начиненные взрывчаткой, в том
числе закрытые фургоны различного назначения;
для таких операций используются, в основном,
чехословацкая пластиковая взрывчатка,
опытнейшие минеры, автомобили известных
марок и дистанционное управление - такой
набор (цена около 300—400 тыс. долларов)
частные лица, как правило, себе позволить
не могут;
захламленные
подъездные пути;
палатки
уличных продавцов, почтовые ящики;
люки, мусорные контейнеры, товарные ящики,
пакеты, ведра, натянутые веревки, участки
свежевырытой земли и т. п.
эстакады,
тоннели, бензозаправочные станции, автомойки
и т. п. Бомба может быть заложена в канализационном
люке или на мосту. Этот способ выбирают
тогда, когда охраняемое лицо постоянно
сопровождают телохранители и заранее
известно, где будет проезжать объект
нападения. Когда автомобиль достигает
места, где заложена бомба, ее взрывают.
Следует
постоянно помнить, что преступники используют
минирование не только автомашины охраняемого,
но также и автомобиля, стоящего рядом
с местом предполагаемого появления объекта
покушения.
Иногда
преступники минируют маршрут движения
автомашины жертвы. При этом очень часто
используются закамуфлированные мины,
являющиеся еще одним из популярных средств
ликвидации объекта (магнитные мины, бомбы-ловушки
в виде чемоданчиков, авторучек и т. п.).
Известны
случаи, когда преступник, зная, что машина
жертвы с полным бензобаком, бросали в
нее гранату.
Места,
где может быть оборудована ячейка снайпера,
а также участки дороги, где в результате
снижения скорости автомобиля преступник
может произвести прицельные выстрелы:
-
высокие здания и сооружения;
-
окна и крыши, а также чердачные
помещения домов;
-
строительные площадки;
-
высокие деревья с густой развесистой
кроной;
-
гористые и поросшие лесом
участки, возвышающиеся над трассой, и
т. д.
Службе
безопасности следует заблаговременно
изучить места, в которых злоумышленники
могут устроить засаду, и принять соответствующие
превентивные меры, включая разработку
целевых планов защитных действий в конкретных
условиях, предусматривающих, при необходимости,
организацию дополнительных постов охраны.
В
этой связи охране необходимо постоянно
владеть дорожной обстановкой на маршруте.
Особенно следует обратить внимание на
учет интенсивности движения в часы пик,
когда образуются пробки и заторы. Желательно
также постоянное изучение состояния
дорог, особенно информации о наличии
повреждений на трассах и прилегающих
к ним районов, исправности их освещенности
и т. п.