Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 00:47, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих, как я считаю, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.
Понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов. Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия "финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным переводом английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином "лизинг" может пониматься не только финансовая аренда, но и другие арендные отношения.
Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт возможность использовать в производстве наиболее передовую технику, не оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников, работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране резко возрастает необходимость использования лизинга, об этом свидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части.
В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease – брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели «перевезли» лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.
В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.
Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, утрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.
В настоящее время
основная часть мирового рынка лизинговых
услуг сосредоточена в
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.
Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. Одними из первых лизинговых компаний в России были зарегистрированы "Росагроснаб" – лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " – лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк).
Изменения, которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего, связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации. Инфляция, по официальным оценкам, составила 11-12% за 1997 год, что вполне приемлемо для развития таких инвестиционных механизмов, как финансовый лизинг.
С 1994 г. по январь 2001г. число лизинговых компаний выросло с 20 до 1400; и даже до 1500 – к осени 2001г. А объёмы лизинговых услуг – с 9,18 млн руб. в 1994г. до 10557,37 млн руб. в 1999г., 13320,6 млн в 2000г. и (ожидалось) 17,5 млрд в 2001г.
В качестве вывода, можно сказать, что лизинг (в простых формах) в мире зародился ещё в далёком прошлом и просуществовал до наших дней. И раз он появился, значит был необходим, в настоящее же время эта необходимость особенно прослеживается из-за усложнившихся экономических систем: денежно-кредитных, налогово-бюджетных и др. Понять необходимость лизинга можно рассмотрев его понятие и значение.
Единого международного признанного понятия «лизинг» не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах.
В тех странах, где
под лизингом понимают только долгосрочную
аренду, принято четко ограничивать
от него понятие аренды и проката.
В других странах и эти последние
понятия относятся к
Лизинг представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав интеллектуальной собственности – лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.
Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно – определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): «Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности».
Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости.
В соответствии с Федеральным законом
“О финансовой аренде (лизинге)”, принятым
29 января 2002 года, лизингом является
совокупность экономических и правовых
отношений, возникающих в связи с реализацией
договора лизинга, в том числе приобретением
предмета лизинга;
договор лизинга - договор, в соответствии
с которым арендодатель (далее - лизингодатель)
обязуется приобрести в собственность
указанное арендатором (далее - лизингополучатель)
имущество у определенного им продавца
и предоставить лизингополучателю это
имущество за плату во временное владение
и пользование. Договором лизинга может
быть предусмотрено, что выбор продавца
и приобретаемого имущества осуществляется
лизингодателем;
лизинговая деятельность - вид инвестиционной
деятельности по приобретению имущества
и передаче его в лизинг.
Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую очередь потенциальному пользователю. Какие же преимущества дает лизинг получателю?
Во- первых, снижение потребности в собственном стартовом капитале. Лизинг предполагает, как правило, 100-процентное финансирование лизингодателем и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество, увеличивать оборотный капитал для расширения производства.
Информация о работе Лизинг. Основные положения и роль в современной экономике