Лизинг в нефтегазовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.
Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65%

Файлы: 1 файл

Лизинг.docx

— 22.72 Кб (Скачать файл)

Лизинг  в нефтегазовой отрасли       

Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые  налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий  сулят лизинговым компаниям хорошие  перспективы. Однако специфические  риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.      

Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят  дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65%      

Интенсивная нефтедобыча, которая велась в последние  десятилетия, привела к значительному  усложнению условий извлечения нефти  на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.      

Сказывается и значительное отставание во внедрении  современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отрасли требуются  огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки  продукции и т. Д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.      

Добывающие  и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении  очень велики, что делает сегмент  оборудования для добычи и переработки  нефти и газа достаточно перспективным  для лизинговых компаний.      

Например, инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить около $45 млрд. [13]. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.       

В общем объеме российского рынка  лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки  занял 4,5%, объем нового бизнеса в  сегменте (сумма новых заключенных  сделок) составил около 44,87 млрд. руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд .руб.) .      

В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено  новых договоров лизинга почти  на 2 млрд. руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд. руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд .руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. Руб.      

В сегменте оборудования для добычи и  переработки нефти и газа заключаются  сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной  состав и грузовая техника для  перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим  и другим оборудованием.      

Первая  часть указанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью —  вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. В то же время  специфическая часть оборудования несет в себе и специфические  риски ввиду узкой сферы его  применения (например, недвижимые неразборные  конструкции).      

В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового  состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются  исключительно за счет устойчивого  финансового положения клиента.       

Реализация  предмета лизинга в случае дефолта  лизингополучателя стороннему покупателю может стать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это  фактически тонны бетона и замурованная в них вышка для выкачивания  нефти. Сама скважина при этом —  это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении  дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.      

Помимо  возможных финансовых проблем клиента  существуют законы природы, по которым  месторождение нефти (газа) рано или  поздно опустеет. В этом случае оборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно  придется снимать и перевозить на новое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшей реализации добывающей техники прорабатываются  лизингодателями еще на этапе  заключения сделки.      

Второй  особенностью работы с добывающим оборудованием  является то, что данная техника  очень часто функционирует в  агрессивной среде, а также в  отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у  лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой  защиты оборудования в условиях ограниченного  числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.       

На  фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны  нефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодатели  в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техники для нефте-  и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.      

«Во-первых, необходимо, чтобы в штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся  не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать контракт по поставке телеметрической системы для  установки горизонтального бурения, производимой, например, поставщиком  в Шотландии, гораздо сложнее, чем  контракт на поставку автомобиля или  даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает Юрий Никишов, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».— Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей длины».      

Здесь возникает еще одна особенность  работы с данным видом оборудования — взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки  нефти и газа в России производит очень небольшое количество предприятий, что дает им возможность диктовать  свои условия поставок. Значительное количество оборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается у  зарубежных производителей, которые  также работают в низко конкурентной среде.      

«В  то же время компании, предъявляющие  спрос на подобное оборудование, занимают лидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), а значит, очень чувствительны  к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно, немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условия финансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» .      

Это значит, что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- и газодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать сделки, добиваясь  приемлемых условий поставок с одной  стороны и выгодных условий финансирования для лизингополучателя — с  другой.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

Лизинг  в России – сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.    

Из  первой главы можно сделать вывод, что лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. В общем же смысле лизинг – это вид инвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего, но и авансированного капитала страны.   Стоит также подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей, заключающийся в том, чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка). Лизинг имеет множество видов, а согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.   
 Во второй части работы рассмотрены понятия лизинговых платежей и их расчеты. Во второй части данной работы рассмотрен российский рынок лизинга, его состояние и проблемы на современном этапе и перспективы развития.  
             России не хватает комплексной программы, в рамках которой были бы следующие элементы:  
         * была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;  
         * предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);  
         * наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.   
             Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено с одной стороны выгодами и преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой – поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.  
             Для финансовых и промышленных лизинговых фирм – это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора.           

 Для пользователей  техники лизинг является инструментом  оперативной замены производственных  фондов ввиду приобретения для  эксплуатации сложных и дорогих  машин без крупных единовременных  затрат. Особую значимость это  имеет для мелких и средних  фирм. Кроме того, с помощью лизинга  предупреждается моральное устаревание  эксплуатационной техники. Все  это становится важным фактором  успешной конкурентной деятельности  фирм на рынке.  
             Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя – к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.  
Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, а в особенности на развитие фермерства, т.к. оно неспособно купить современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности в сфере производства. Из рассмотренного материала делаем вывод, что России необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада, чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как фиктивный лизинг в России себя не проявило.  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гражданский Кодекс Российской  Федерации (§ 6, Статьи 665 - 670). {Электронный ресурс}/Правовая система Гарант. - Режим доступа:

http://www.garant.ru/

2 Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О  лизинге”. {Электронный ресурс}/Правовая  система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/

3. Лизинг. Правовые основы  лизинговой деятельности в Российской  Федерации. – М.: Издательство  «Ось-89», 2006. – 128 стр.

4. Кабатова  Е. В. Лизинг: правовое регулирование,  практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 204 стр.

5 Козлова  Е.П., Парашютина Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика. 1995.

6 Васильев Н. М., Катырин С. Н., Лепе Л. Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКа», 2005. – 280 стр.


Информация о работе Лизинг в нефтегазовой отрасли