Лизинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 15:39, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах.

Содержание работы

Введение 3
Сущность лизинга: 5
История развития 5
Понятие лизинга, его предмет и субъекты 10
Виды лизинга 12
Функции лизинга 19
Лизинг в России: 22
Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России 22
Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России 23
Состояние и проблемы на современном этапе 25
Перспективы развития 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Лизинг сущность развитие в России проблемы и перспективы.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Одной из главных причин, препятствующих развитию лизингового бизнеса в отечественных условиях, является макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране, Как справедливо отмечает Б.Кабатова, в настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне.8 Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России. Последовавший с начала 90-х гг. спад деловой активности замедлил развитие лизинга, который не мог конкурировать с быстрым кругооборотом и высокой доходностью "коротких денег ". Однако, как и на Западе, лизинг постепенно способен стать эффективным каналом сбыта произведенной продукции, новым механизмом инвестирования в основные фонды.

 

 

 

  1. Состояние и проблемы на современном этапе

Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Сегодня производственные фонды страны изношены, по оценкам специалистов, уже на 60-70%, через три года ожидается их массовое выбытие на 25%, а к 2006г. – 50%.

Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с 1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её обновления.

Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?

Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину

России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств федерального бюджета 2001 года, предусмотренных по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» 600 млн. рублей и 400млн рублей соответственно. Эти компании стали победителями конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга российских воздушных судов Ту-204/214 и Ил-96. А 16 апреля 2002 года на совещании председателя правительства Михаила Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с законопроектной деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает.

Как уточнил заместитель главы Росавиакосмоса Станислав Рынкевич, на эту схему продажи отечественных пассажирских самолётов государством в 2002 году будет выделено ещё 3 млрд. рублей.

Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы.

Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, по мнению автора, являются:

Высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, – запредельные процентные ставки за кредит

Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система налогообложения лизинговых операций

Равнодушие, неисполнительность и безответственность различных звеньев государственной власти.

Отсутствие чёткой и обоснованной государственной инвестиционной стратегии и несогласованность действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти.

Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге.

К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались.

Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.

Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается, прежде всего, двумя основными факторами:

Узостью платежеспособного спроса населения и низкой инвестиционной активностью.

Низкой инвестиционной активностью

Может показаться странным, но негативное влияние на развитие лизинга в

России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из этих «преимуществ».

Например, вызывает замечание такое утверждение В.А. Горемыкина, что «преимущество – увеличение производственного потенциала. Факторы, обуславливающие преимущество, – одинаковый стартовый капитал позволяет при лизинге задействовать значительно больше производственных мощностей, чем при покупке в кредит с процентами».

Но ведь лизинг – не волшебная палочка. Если машина стоит 5 млн. руб., то на ссуду в 5 млн. руб. можно купить только одну машину, независимо от того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины.

Вряд ли можно согласиться и ещё с одним «преимуществом» лизинга, выделяемым В.А. Горемыкиным: «Стабильные платежи снижают влияние инфляции и рост банковских процентов по ссудам». Надо полагать, что автор подразумевает выгоду для лизингополучателя, так как он является плательщиком всех расходов по лизинговой сделке. Такому утверждению противоречат два обстоятельства:

Лизингополучатель действительно выиграл бы, если бы лизинговые платежи оставались стабильными, а уровень инфляции рос. Но этот уровень может оставаться неизменным или понижаться. В этом случае лизингополучатель не имеет никакого преимущества. Но рассматриваемые последствия характерны не только для лизинга. Это свойство изменения позиций любого кредитора и дебитора в условиях инфляции. То же присуще и обычному кредиту.

Лизинговая сделка – равноправное соглашение двух сторон, каждая из которых стремится извлечь свою выгоду. Почему мы должны рассчитывать на такое самопожертвование лизингодателя, как готовность устанавливать фиксированную процентную ставку на несколько лет вперёд при непредсказуемости динамики инфляции? Почему он не сможет воспользоваться, скажем, договоренностью об установлении плавающей процентной ставки или индексации суммы платежей? Так что и по этой причине преимущество лизинга перед тем же обычным кредитом никак не просматривается.

Большинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса), необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо прежде всего обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка государства, которая пока находится на низком уровне.

 

 

 

4. Перспективы  развития

Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.

Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.

Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой.

Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:

Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.

Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок и освоение новых технологий

Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы

Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга

Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации

Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций

Принятие эффективным мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль

Сберегательного банка в этом

Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы

Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Достичь этого непросто, но это необходимо, пока ещё остаются шансы на возрождение России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Информация о работе Лизинг в России