Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:49, контрольная работа
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы
Введение 3
Глава 1. Сущность макроэкономической политики 6
Макроэкономическая политика: ее цели, задачи,
субъекты, объекты 6
Система национальных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа
Глава 2. Макроэкономическая политика в России 11
Цели макроэкономической политики 11
Характеристика экономики России на современном этапе 13
Глава 3 Направление развития экономической политики российской экономики 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Постоянным
объектом внимания государственных
регулирующих органов является денежное
обращение. Основная направленность регулирования
денежного обращения - борьба с инфляцией,
представляющей серьезную опасность
для экономики. Регулирование денежного
обращения опосредованно
1.2 Система национальных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа
Система
национальных счетов представляет собой
построенный определенным образом
набор счетов и балансовых таблиц,
на основе которых вычисляются
Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран. В 1953 году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Систему национальных счетов ООН, аналогичную по структуре стандартной системе национальных счетов, созданной исследовательским центром по национальным счетам при Кембриджском университете, учредила Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первая СНС содержала счета для учета производства, потребления домашних хозяйств, потребления органов общего управления, сбережений и инвестиций, внешней торговли. Второй пересмотр СНС, начатый в 1963 г., завершился изданием в 1968 г. нового варианта, разработанного с учетом опыта развития национальных счетов в капиталистических странах. Он применяется более чем в 150 странах. Во втором варианте введен ряд новых разделов и показателей, существенно расширив его аналитические и информационные возможности. В их числе следует назвать раздел, посвященный расчетом основных показателей производства и использования продукции в сопоставимых ценах, а также показателей валовой продукции и промежуточного потребления, национального богатства, движение займов, кредитов и других показателей, составляющих финансовый поток. Особо важно отметить достигнутую в СНС органическую увязку таблиц межотраслевых балансов, принципы которых наиболее четко сформулированы в работах лауреата Нобелевской премии по экономики В. В. Леонтьева. Эти счета, представляющие макроуровень национального счетоводства, составляют по секторам народного хозяйства. Структура СНС позволяет исчислять в стоимостном выражении валовой общественный продукт, национальный доход и их использование, а также другие показатели, способные отразить серьезные изменения в рыночной экономике. Признано, целесообразно взять за основу европейскую систему интегральных счетов (ЕСИС). В ней выделяют счета: товаров и услуг, производства, образования доходов, распределения доходов, использование доходов, капитальных затрат, финансов (для национальной экономики и остального мира). В совокупности счета позволяют иметь информацию о производстве, распределении и использовании национального дохода с учетом финансовых результатов от внешнеторговой деятельности и, что очень важно, обеспечить сопоставимость национальных результатов с результатами зарубежных стран.
Глава 2. Макроэкономическая политика в России
2.1 Задачи макроэкономической политики России
Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой – основными тенденциями научно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 – Испании, в 2 – Чехии и Кореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия1. Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на активизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.
Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2005году составил 112,7% против 110,9% в 2004 г. и 112% в 2003 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:
Правительство и ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции.
Действительно из-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег, поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Но это – мировая коньюктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости – это рост цен производителей – 118,2% в 2005 г. (в 2004 г. – 122,2%), в первую очередь естественных, отраслевых и локальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличение инфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых – 156%. В топливно – энергетическом цены выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%. В то время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%.2 Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплат подстегивает инфляцию. Простое следствие – сдерживать доходы населения на прежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемых денежных доходов снизилось с 120% в 2000 г. до 108,8% в 2005 г.при этом правительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах на 3 года – довести инфляцию до 4-5%. Поскольку признаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить что в 2006 г. она будет расти. Инфляция составляет в 2006 г. – 12%. Сегодня правительство делает многое, но реально темпы инфляции не снижаются.
Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости.
Переход
от централизованной системы хозяйствования
к рыночной обусловливает возникновение
деформации в сфере социально-трудовых
отношений и обострение проблем
занятости. Только государственное
регулирование социально-
В числе
наиболее уязвимых с точки зрения
перспектив трудоустройства по специальности
оказались лица, ранее занятые
преимущественно умственным трудом,
служащие среднего звена управления,
инженерно-технические и
2.2 Характеристика экономики России на современном этапе
Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2005 году составил
17, 819 трлн. руб.3 Россия занимает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП (для сравнения: доля США в мировом ВВП – 38,0%, Японии – 12,6%, германии – 8,1%, Китая – 5,8%). Несмотря на увеличение ВВП, в истекшем году в сопоставимых ценах его объем составил лишь 74,5% к уровню 1990 г., удвоение ВВП в реальности является не чем иным, как достижением уровня 1990г. Снижение темпов прироста ВВП в 2005 году до 6,2% против 7,1% в 2004 г. таким образом, даже высокие цены на нефть уже не подстегивают экономический рост, хотя и позволяют держать его на достаточно высоком уровне. Но если цены пойдут вниз, ВВП составит среднемировой уровень – около 4,3%. Согласно уточненному прогнозу социально – экономического развития РФ до 2008 г., рост валового внутреннего продукта в 2006 году составит 5,8%, но в 2007 году – 5,7%, в 2008 г. – 5,9%. При таких темпах удвоения ВВП к 2010 России не достичь, необходимы 7-8% роста. По данным Статистического комитета стран Содружества независимых государств, Россия занимает 9 место. Ее обгоняют Азербайджан (рост в 15%), Белоруссия (8,9%), Армения (8,5%), Таджикистан (7,5%). По Грузии, Казахстану и Молдавии нет данных, но судя по динамике этих стран в третьем квартале 2005 года, они вряд ли отстали от России за год и, вероятно обгонят ее4.
Топливная промышленность, по-видимому, в ближайшей перспективе не сможет расти так быстро, как в последние годы. Темпы ее существенно замедлятся – с 7,4% в 2001-2003 годах до 2,6% в 2004-2010годах.добыча газа к 2010г. достигнет 650 млрд. л. (увеличение по сравнению с 2000 г. на 11%), нефти – примерно 450 млн. т (в 1,4 раза), угля – 330 – 331 млн. т (на 28%). Одним из факторов поддержания темпов топливной промышленности является рост нефтепереработки. При ожидаемых масштабах добычи топлива удовлетворить внутреннюю потребность ускоряющейся экономики можно лишь значительным ограничением динамики его экспорта5.
Продукция металлургической промышленности за 10 лет, по расчетам,
Должна
увеличиться в 1,6 раза. Происходит существенное
ускорение развития в химической
и нефтехимической
Сельскохозяйственное производство растет достаточно быстро. В 2001 – 2002 гг. его продукция увеличилась на 4,7% в среднем за год. За 2004 – 2005 гг. продукция увеличилась на 17%. Основной рост сельскохозяйственного производства обеспечивает продукция животноводства. Производство мяса скота и птицы увеличилось с 4,4 до 8,3 млн. т. Рост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет крупных сельскохозяйственных предприятий путем значительного повышения их материально - технической базы и при активной поддержке государства.
Информация о работе Макроэкномическая политика России в современных условиях