Макроэкономическая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Содержание работы

1. Теоретическая часть. «Макроэкономическая политика»
1.1. Фискальная экономическая политика
1.2. Кредитно-денежная политика
1.3. Другие виды и формы государственной экономической политики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат 1.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Новгородский Государственный  Университет имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра логопедии и  олигофренопедагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономика »

 

 

Тема:

«Макроэкономическая политика»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка II курса

Руденко Кристина

 

 

Проверила

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород, 2012 год

ПЛАН

 

  1. Теоретическая часть. «Макроэкономическая политика»
    1. Фискальная экономическая политика
    2. Кредитно-денежная политика
    3. Другие виды и формы государственной экономической политики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

 

Макроэкономическая  политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

 

    1. Фискальная экономическая политика

 

Фискальная  политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Одна из важнейших  задач фискальной политики состоит  в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора.

В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято  разделять две генеральные линии, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.

Между этими  двумя курсами, соответствующими и  противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

Политика стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

В условиях высокой  экономической конъюнктуры потенциальный  избыток бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.

Стремление  государства погасить дефицит бюджета  денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Политика государственных  расходов призвана, прежде всего, удовлетворять  спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности  в расходах на неотложные государственные  нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета.

Политика государственных  доходов исходит из имеющихся  и потенциальных источников поступления  денежных средств в государственный  бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Налоговая политика - часть фискальной экономической  политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым  мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

 

 

    1. Кредитно-денежная политика

 

Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота.

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения  устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления  кризисов, обеспечения занятости  и экономического роста.

Задачи кредитно-денежной политики - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

В качестве составных  частей выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения  ликвидности. Все эти инструменты  вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

Политика рефинансирования, которую называют также учетной  политикой, есть выражение процентной политики, она заключена в воздействии  центральным банком посредством  Процентной ставки на объем кредитных  ресурсов и, соответственно, денежной массы в обращении.

Политика рефинансирования представляет собой составную часть  политики регулирования процентных ставок, процентной политики, которая  может проводиться не только центральным  банком и коммерческими банками, но любыми. кредиторами, предоставляющими деньги в долг под процент. Однако в последнем случае имеет мести выход за пределы государственной кредитно-денежной политики.

Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние на денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.

Эффективное воздействие  на величину активной денежной массы  государство способно оказывать, осуществляя  через центральный банк политику резервирования. Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного резерва в центральном банке.

Предложение денег  коммерческими банками зависит  от наличия у них денег, эмитируемых  центральным банком. Так что центральный банк, а в его лице государство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих банков в ходе реализации политики обеспечения ликвидности за счет изменения количества денег, предоставляемых в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

 

    1. Другие виды и формы государственной экономической политики

 

Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действий государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта.

В рыночной экономике  проводимая государством структурная  политика призвана способствовать прогрессивным  изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использования прогрессивной техники и технологии.

Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают  промышленная и аграрная политика.

Любые крупные  преобразования структуры производства связаны с потребностью вложений, инвестиций. Поэтому структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Социальная  политика государства ориентирована  первоочередным образом на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий  жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен из их названия.

Заслуживает выделения  в качестве самостоятельной ветви  государственной экономической  политики внешнеэкономическая политика, распространяющаяся на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана, воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международной безопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают, как известно, таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. проф. д. э. н. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2004. – 310с.
  2. Курс экономической теории: учебник / Под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2000. – 752с.
  3. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 448с
  4. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича, Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 656с.

 


Информация о работе Макроэкономическая экономика