Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение инфляции
и ее особенностей в России.
Исходя из цели, определим задачи работы:
• изучение инфляции и методов
ее регулирования;
• анализ особенностей инфляции в России.
Объектом исследования являются
инфляционные процессы, предметом – их изучение.
Введение
1 Инфляция и ее сущность. Измерение инфляции.......5-8стр.
1.1 Причины инфляции……………………………….8-11стр.
1.2 Типы инфляции: открытая и подавленная………11-15стр.
1.3 Социально-экономические последствия
инфляции……………………………………..………...15-20стр.
2 Виды инфляции………………………………………21стр.
2.1 Инфляция спроса…………………………………………..21-22стр.
2.2 Инфляция предложения…………………………22-24стр.
2.3 Особенности инфляционных процессов с РФ…24-30стр.
3 Антиинфляционная политика……………………...31-32стр.
3.1. Основные подходы антиинфляционной
политики………………………………………………32-33стр.
3.2Варианты и контуры Российской политики
на перспективу………………………………………...34-37стр.
Заключение.
Список использованной литературы
С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение
базовых основ российской экономики -
перевод государственно-
Отказ от государственного
ценового регулирования в январе
1992 года, как считали некоторые
экономисты, был единственно возможным
и наиболее эффективным средством
ликвидации «подавленной» инфляции,
преодоления товарного
Особенностью российской инфляции явилось то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж валюты осуществляется на межбанковском рынке.
Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен, которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано инвестиционной государственной политикой.
В рассматриваемый период действовали и другие факторы: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сферы применения денежных суррогатов, увеличение безработицы.
В России вновь накапливался инфляционный потенциал, который, по оценке экономистов, более чем в 2 раза превышал фактический уровень инфляции.
Он проявился в августе 1998 года, когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги.
Кризис привел к банкротству реального сектора экономики и банков, разрушению экономической базы для подавления инфляции.
После августовского кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.
Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля и повышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение 2000-2002 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, профицит бюджета свидетельствует о том, что страна стала выходить из периода стагфляции.
Последовательное снижение инфляции является главной целью денежно-кредитной политики Банка России в последующие годы.
В настоящее время проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты.
В 2006 году, как и в 2005 году, денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
Уровень инфляции за 2008 г. составила в среднем 13,3 % . Это было в основном вызвано финансовым кризисом в мировой экономике в конце года.
Инфляция в 2009 году составила 8,8%.
Одной из основных причин инфляции в 2008-2009 году стало снижение курса рубля по отношению к основным валютам (девальвация рубля).Именно по этому у правительства одна из основных задач укрепление курса российской валюты.
Инфляция в России является самой высокой среди всех стран «большой двадцатки». Слишком высокие темпы роста цен считаются одной из основных причин того, что в России медленно снижаются ставки по кредитам. Прежде всего, это увеличивает спрос на импортные товары, а также уменьшает издержки производителей, использующих кредитные ресурсы.
Инфляция в 2010 году составила 8,8%.
Прогноз инфляции на 2011 год от правительства РФ (данная цифра заложена в федеральный бюджет) — 6,5%. Примерно ту же цифру назвал и премьер-министр РФ Владимир Путин - 5-6%. Чуть выше прогнозирует Минэкономразвития - 7%. Однако в начале этого года заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил, что инфляция может вырасти больше, чем заложено в прогнозе.
3. Антиинфляционная политика.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государсвом регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предустатривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и дяже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искуственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.
Однако, стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
3.2Варианты и контуры Российской политики на перспективу.
К 2004 г. в России наметилось значительное снижение темпов инфляции. Важная роль в этом процессе принадлежит кредитно-денежной политике Правительства РФ и Центрального банка РФ. Государственный бюджет в последние годы сводится с профицитом, преодолена кризисная ситуация со сбором налогов. Постепенно снимаются жесткие финансовые ограничения, насыщается деньгами хозяйственный оборот.
На развитие инфляционных процессов значительное воздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть увеличил поступление иностранной валюты в экономику страны. Когда Банк России скупает иностранную валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такая операция называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банки продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие денег из обращения. Чтобы ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг.
Кредитно-денежная политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег — увеличение предложения денег на рынке обращения капитала — рост спроса на иностранную валюту — снижение обменного курса рубля — повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег — повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992—1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995—1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы — производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.
Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и инфляция