Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:58, реферат
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" определяют несомненную новизну данного исследования
«Макроэкономическая
политика стабилизации экономики»
Введение
Проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных условиях.
Об этом свидетельствует частое изучение
поднятых вопросов.
Данная тема изучается на стыке сразу
нескольких взаимосвязанных дисциплин.
Для современного состояния науки характерен
переход к глобальному рассмотрению проблем
тематики "Макроэкономическая политика
стабилизации экономики".
Высокая значимость и недостаточная практическая
разработанность проблемы "Макроэкономическая
политика стабилизации экономики" определяют
несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме
"Макроэкономическая политика стабилизации
экономики" необходимо в целях более
глубокого и обоснованного разрешения
частных актуальных проблем тематики
данного исследования.
Глава 1. Макроэкономическая
политика государства
Макроэкономическая политика государства
— действия государства, направленные
на регулирование экономики с целью поддержания
ее темпов экономического роста, полной
занятости и ограничения инфляции. Основной
задачей макроэкономической политики
является баланс между безработицей и
инфляцией. Макроэкономическая политика
подразделяется на фискальную политику,
монетарную политику, политику зарплата
– цены и внешнеэкономическую политику.
1.1 Обоснование необходимости
макроэкономической политики
Правительство проводит свою политику,
опираясь на прогнозы экономистов, которые
строятся на основе разных моделей. Государство
в лице правительства осуществляет регулирование
экономического развития страны.
В силу сильного влияния рынка на экономическую
систему, современную экономику можно
отнести к рыночной.
Рынок не в состоянии предоставить правовое
обеспечение производственно-хозяйственной
деятельности, осуществлять производство
общественных благ и минимизацию транзакционных
издержек, компенсировать внешние издержки,
стабилизировать экономику. Задачи, с
которыми не справляется рынок, берет
на себя государство в лице правительства.
Принимая законы, регулирующие взаимоотношения
хозяйствующих субъектов, правительство
устанавливает правила их взаимодействия,
в том числе запрещая ограничение конкуренции.
Регулируя темпы инфляции и уровень безработицы,
правительство поддерживает макроэкономическую
стабильность, которая обеспечивает устойчивое
развитие экономики.
Благодаря экономическому росту доходы
хозяйствующих субъектов возрастают,
что позволяет увеличить сбор налогов.
Часть средств, полученных от налоговых
поступлений, направляется на поддержку
социально незащищенного населения, то
есть тех, кто не может сам о себе позаботиться.
Перераспределением доходов правительство
занимается в рамках социальной политики.
Ни в одной стране мира рыночный механизм
никак не ограничивает загрязнение окружающей
среды, поэтому эту функцию берет на себя
государство.
Одна из важных задач государства - производство
общественных благ. Рынку не всегда выгодно
заниматься их производством, так как
они не оплачиваются потребителем напрямую.
Для удобства пользователей они финансируются
правительством. Источником финансирования
общественных благ выступают налоги[1].
Политика правительственного регулирования
экономики начала развиваться особенно
быстро в Соединенных штатах Америки после
Великой экономической депрессии 1929- 1933
гг. Первым экономистом, который разработал
и предложил систему мер государственного
регулирования, стал Дж. Кейнс (1883 - 1946).
Теперь рассмотрим примеры государственного
регулирования экономики в разных странах.
Начнем с государственного планирования.
Под ним подразумевается планирование
уровней доходов, расходов, цен, объемов
производства, занятости в рамках государственного
и частного сектора.
Такое планирование может быть директивным
и индикативным. Суть его сводится к установлению
обязательных для исполнения планов предприятиям
государственного сектора экономики и
планов рекомендательного порядка для
частного сектора.
Директивное планирование предполагает
обязательное исполнение планов.
Индикативное планирование разрабатывания
государственными органами хозяйственного
управления прогнозов, бюджетных планов
и программ.
1.2 Макроэкономическая
политика: необходимость и цели
Экономика любого государства не может
развиваться без определения цели ее развития.
Целеполагание является одной из главных
функций проведения экономической политики.
В каждый конкретный период экономического
развития государство определяет наиболее
важные задачи, стоящие перед экономикой.
Под экономической целью понимается основное
направление развития экономики, которое
раскрывается с помощью поставленных
задач.
За весь период развития общества, помимо
основных целей макроэкономической политики,
выдвигалось достаточно большое количество
других, дополнительных целей: экономический
рост; экономическая эффективность, обеспеченность,
полная занятость, стабильный уровень
цен, справедливое распределение доходов,
торговый баланс.
Оценка результативности деятельности
экономики на основе реализации поставленных
целей осуществляется с помощью расчета
макроэкономических показателей.
Основными макроэкономическими показателями
являются следующие: ВВП, ВНП, ЧНП, национальный
доход, личный доход, располагаемый доход,
национальное богатство.
Одной из центральных категорий макроэкономики
является уровень
цен (Р). В макроэкономике существует показатель,
характеризующий уровень изменения цен.
Он подсчитывается как отношение суммы
цен потребительских товаров текущего
периода к сумме цен потребительских товаров
предшествующего периода: IP=SP1/SP0.
1.3 Макроэкономическая
политика как основа
Макроэкономическая политика – это система
мер и мероприятий, направленных на решение
социальных и экономических проблем. Объективной
целью макроэкономической политики является
поддержание эффективности экономики,
смягчение противоречий воспроизводственного
процесса[2].
Задачи макроэкономической политики определяются
теми требованиями развития, которые ставит
изменяющаяся действительность в тот
или иной период времени.
Поэтому, в зависимости от состояния экономического
развития, меняются не только задачи макроэкономической
политики, но и ее виды (антициклическая,
антиинфляционная, экономического роста,
стабилизации). В настоящее время макроэкономическая
политика стран с развитой рыночной экономикой
направлена на достижение следующих задач:
обеспечение устойчивого роста экономики;
повышение экономической эффективности
на базе научно-технического прогресса;
обеспечение высокой занятости; обеспечение
социальной защищенности; обеспечение
экономической свободы; обеспечение общеэкономической
безопасности; достижение оптимального
платежного баланса.
Макроэкономическая политика государства
проводится Правительством и Центральным
банком. Выделяются следующие ее инструменты:
бюджетно-налоговая, кредитно-денежная,
социальная и внешнеэкономическая[3].
Виды макроэкономической политики:
Макроэкономическая политика подразделяется
на: фискальную политику; монетарную политику;
политику зарплата-цены; внешнеэкономическую
политику.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика
- правительственная политика в области
государственного бюджета и налогообложения,
направленная на обеспечение занятости
населения и получение валового национального
продукта, способствующего ревальвации.
Является основой финансовой политики.
Фискальная политика связана с денежно-кредитной
политикой Центрального банка, регулирующей
экономику за счёт изменения ставки налогообложения
и объемов государственных расходов.
Изменения в налогово-бюджетной политике
могут привести к таким изменениям, как
перераспределение доходов и ресурсов,
изменение уровня экономической активности.
Фискальная политика-это финансирование
государственных расходов на содержание
государственного аппарата, обороны страны
и части непроизводственной сферы.
Денежно-кредитная политика – это политика
государства, воздействующая на количество
денег в обращении с целью обеспечения
стабильности цен, полной занятости населения
и роста реального объема производства.
Воздействие на макроэкономические процессы
(инфляцию, экономический рост, безработицу)
осуществляется посредством денежно-кредитного
регулирования.
Денежно-кредитная политика является
составной частью единой государственной
экономической политики. Государственная
экономическая политика должна предусматривать
меры по решению проблем в каждом блоке.
Центральный банк выполняет свою часть
— денежно-кредитную политику, он отвечает
за её проведение.
Политика зарплаты-цены подразумевает
ограничения доходов населения через
замораживание заработной платы и цен,
например, для борьбы с инфляцией.
Внешнеэкономическая политика - один из
основных макроэкономических инструментов,
применяемый для ускорения либо замедления
экономического роста внутри страны.
Внешнеэкономическая политика - политика
в области экспорта, импорта, таможенных
пошлин, тарифов, ограничений, привлечения
иностранного капитала, вывоза капитала
за рубеж, внешних займов, предоставления
экономической помощи другим странам,
осуществления совместных экономических
проектов.
Глава 2. Механизм
макроэкономического
В современном механизме
макроэкономического
стабильность, устойчивость развития.
Для достижения этой цели приходится выдвигать
и решать также ряд других, опосредующих
целей[4].
2.1 Цели и инструменты
макроэкономического
Осознание необходимости
государственного макроэкономического
регулирования экономики
Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения
целей государственного регулирования
экономики, и взаимопереплетения и возникающие
побочные (желательные и нежелательные)
последствия заставили государственные
регулирующие органы разрабатывать и
осуществлять цели не по отдельности,
а только в увязке друг с другом. Именно
поэтому в современных правительственных
программах цели государственного регулирования
экономики формируются в виде многоугольников.
Наиболее распространен среди официальных
целей государственного макроэкономического
регулирования экономики так называемый
«магический четырехугольник» (рисунок
1), т.е. четыре взаимосвязанных цели, за
реализацию которых государство несет
ответственность.
2.2 Инструменты
Государство располагает определенными
инструментами, которые оно использует
для воздействия на макроэкономическую
активность.
Бюджетно – налоговая (фискальная) политика.
Она реализуется с целью накопления финансовых
ресурсов, достижения макроэкономической
стабильности, перераспределения ресурсов
и доходов, обеспечения полной занятости,
снижения инфляции, а в сочетании с мерами
кредитно-денежной политики – влияния
на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим задачам фискальной политики
относятся усиление стимулирующей и регулирующей
функций налоговой системы, подготовка
законодательно-нормативного обеспечения
бюджетной и налоговой реформ, своевременное
формирование доходов государства, совершенствование
структуры и повышение эффективности
использования государственных средств,
поддержание дефицита бюджета на приемлемом
уровне.
Основными инструментами осуществления
налогово-бюджетной политики являются
налоговые и бюджетные регуляторы.
Россия относится к странам с переходной
экономикой. Основными направлениями
налоговой политики на 2010 год, одобренными
Правительством Российской Федерации,
являются внесения изменений в налоговое
законодательство по следующим направлениям:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием
в целях налогообложения.
2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых
российским лицам.
3. Регулирование налогообложения контролируемых
иностранных компаний.
4. Проблемы определения налогового резидентства
юридических лиц.
5. Введение института консолидированной
налоговой отчетности при исчислении
налога на прибыль организаций.
6. Совершенствование налога на добавленную
стоимость.
7. Индексация ставок акцизов.
8. Налогообложение организаций при совершении
операций с ценными бумагами.
9. Налогообложение налогом на доходы физических
лиц при совершении операций с ценными
бумагами.
10. Совершенствование налога на имущество
физических лиц (введение налога на недвижимость).
11. Совершенствование системы вычетов,
предоставляемых по налогу на доходы физических
лиц.
12. Совершенствование налога на добычу
полезных ископаемых.
13. Создание особых экономических зон
портового типа.
14. Внесение изменений в налоговое законодательство
в связи с созданием целевого капитала
некоммерческих организаций и создания
благоприятных условий для функционирования
некоммерческих организаций в социально
значимых областях.
15. Совершенствование налогового законодательства
в части регулирования учетной политики
налогоплательщиков.
16. Международное сотрудничество, интеграция
в международные организации и соглашения,
информационный обмен.
17. Введение в налоговое законодательство
понятия индексируемой налоговой единицы.
18. Создание налоговых стимулов для осуществления
инновационной деятельности.
19. Реформирование налога на игорный бизнес.
20. Совершенствование порядка налогообложения
при реализации концессионных соглашений[5].
Денежно-кредитная (монетарная) политика
является частью общей макроэкономической
политики. Основные конечные цели денежно-кредитной
политики: устойчивые темпы роста национального
производства; стабильные цены; высокий
уровень занятости населения; равновесие
платежного баланса.
Осуществляет денежно-кредитную политику
Центральный банк страны.
Эффективность денежно-кредитной политики
в значительной мере зависит от выбора
инструментов денежно-кредитного регулирования.
Их можно разделить на общие и селективные.
Общие воздействуют практически на все
параметры денежно-кредитной сферы. Селективные
методы направлены на регламентацию отдельных
форм кредита, условий кредитования и
т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной
политики являются: операции на открытом
рынке; изменение резервной нормы; изменение
учетной ставки.
В зависимости от состояния экономики
страны проводится политика «дорогих»
или «дешевых» денег. Во время инфляции
Центральный банк проводит политику «дорогих»
денег, которая направлена на сокращение
предложения денег (или уменьшения темпов
роста денежной массы). Для этого Центральный
банк продает государственный ценные
бумаги, увеличивает норму обязательных
резервов, повышает учетную ставку.
В период спада, для стимулирования деловой
активности, проводится политика «дешевых»
денег. Она заключается в увеличении предложения
денег: Центральный банк выкупает государственные
ценные бумаги у коммерческих банков и
населения; понижает резервную норму;
понижает учетную ставку. Все эти меры
приводят к созданию благоприятных условий
для получения кредитов, а это ведет к
увеличению количества денег находящихся
в обращении.
Социальная политика. В современных условиях
человеческий фактор становится решающим
в социально-экономическом развитии общества,
это утверждение определяет необходимость
вмешательства государства в социально-экономические
процессы посредством разработки и реализации
направлений социальной политики, в качестве
которых выступают: политика занятости
населения; регулирование его доходов;
обеспечение социальной защиты и др.
Политика занятости населения предполагает,
что государство обеспечивает и регулирует
занятость населения. Что находит свое
отражение в обеспечении гарантии на труд,
разработке и реализации программ по формированию
новых рабочих мест, программ занятости
инвалидов и борьбы с безработицей.
Регулирование доходов осуществляется
государством с помощью системы налогообложения
и распределения изъятых средств в форме
льгот и различных пособий для неимущих
слоев населения.
Таким образом, государство обеспечивает
определенный уровень материального благосостояния
населения. Что позволяет увеличить доходы
малоимущих слоев населения, создание
системы обучения и переквалификации
безработных. Государство обязывает предпринимателей
выплачивать работникам заработную плату
не ниже определенного уровня и представляет
бесплатные услуги образования и здравоохранения.
Государство стремится так осуществлять
социальную политику, чтобы сделать ее
эффективной, не допуская инфляционного
обеспечения социальных расходов, образования
дефицита сбережений, роста безработицы
и инфляции.
В условиях нарастающей инфляции в целях
предотвращения снижения доходов населения
государством используются компенсация
и индексация из текущих доходов. Компенсации
предполагают передачу государственных
дотаций на убыточную продукцию, от производителя
к потребителю, при повышении цен на эту
продукцию.
Для учета уровня жизни населения используется
индекс стоимости жизни, который отражает
изменение цен и тарифов фиксированного
набора товаров и услуг, потребляемых
среднестатистическим жителем страны.
Для исчисления индекса стоимости жизни
производятся определенные расчеты семейных
расходов («потребительской корзины»)
и выделение на этой основе товарных коэффициентов.
Во многих странах набор товаров непрерывно
пересматривается.
Развитию внешнеэкономической деятельности
способствует совершенствование экономических
методов ее регулирования со стороны государства.
Новые подходы к развитию экономики, в
связи с переходом к рыночным отношениям,
характерны и для внешнеэкономической
деятельности. Основу этих подходов составляет
необходимость повышения самостоятельности
и экономической ответственности всех
субъектов хозяйствования и развития
разнообразных форм собственности, расширение
и углубление внешнеэкономических связей,
повышения их роли во включении национальной
экономики в мировое хозяйство.
Составной частью внешнеэкономической
деятельности является внешняя торговля,
включающая импортные операции, экспорт,
реэкспорт и реимпорт.
Управление внешнеэкономической деятельностью
осуществляется высшими органами государственной
власти.
Национальному банку предоставлено право
определять сферу и порядок обращения
иностранной валюты на территории республики,
регулирование курса рубля к иностранным
валютам, лицензирование деятельности
банков по операциям с валютными ценностями,
осуществление контроля над проведением
валютных операций.
Государственное регулирование внешнеэкономических
связей осуществляется следующими методами:
планирование основных направлений развития
внешнеэкономических связей; лицензирование
экспорта и импорта; оперативное регулирование
экспорта и импорта, осуществляемым путем
введением количественных или стоимостных
ограничений (квот); таможенным контролем
ввоза и вывоза товаров; валютно-финансовое
регулирование.
С помощью этих методов государство осуществляет
контроль за внешней торговлей с целью
защиты торгово-экономических интересов
республики.
Информация о работе Макроэкономическая политика стабилизации экономики