Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:52, реферат
Макроэкономика - раздел экономической теории, в котором исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов.
Макроэкономика - раздел
экономической теории, в котором
исследуется экономика как
Как раздел экономической
теории Макроэкономика сложилась в
конце 30-х гг. 20-го столетия в результате
появления работы Дж.М.Кейнса “Общая
теория занятости, процента и денег”.
В настоящее время Макроэкономи
Макроэкономика -- совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. На это указывает приставка “макро” (большой), которая акцентирует внимание на том, что данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы.
Развитие макроэкономического
анализа можно объяснить
· Оно связано прежде
всего с соображениями
· Оно связано с
теоретическими соображениями. Дело в
том, что макроэкономический анализ
может принимать во внимание такие
факты, которые не обнаруживаются в
индивидуальном плане. Характерные
особенности и поведение какой-
"Хотя лес и является
просто-напросто совокупностью
, - он не проявляет
характера и поведения
И Боулдинг делает вывод
относительно экономики: "Нет ни
одной другой науки, где опасность
обобщения индивидуального
Основные цели государственной экономической политики на макроуровне каких-то принципиальных изменений не претерпели. По-прежнему правительство РФ озабочено прежде всего поддержанием финансовой стабильности и бюджетно -налоговой дисциплины, сдерживанием инфляционных процессов, созданием более благоприятного климата для частного предпринимательства. Продолжалась начатая еще в 1999 г. реформа налоговой системы, направленная на ее максимальное упрощение и универсализацию, а также перенесение центра тяжести налогового бремени с производителей на потребителей при ослаблении самого этого бремени (по крайней мере таким был замысел).
С начала 2001 г. вступила в силу новая «плоская» шкала подоходного налога (13%) и регрессивный единый социальный налог. В течение 2000 г. был принят еще ряд налоговых решений, вступивших в силу позже. Это прежде всего снижение с начала текущего года налога на прибыль с 35 до 24% при одновременной отмене почти всех существовавших ранее налоговых льгот и замена трех действовавших до этого налогов на недропользование (налога на воспроизведение минерально-сырьевой базы, роялти, т. е. платежей за пользование недрами, и акцизов) единым налогом на добычу полезных ископаемых в виде определенного процента по отношению к стоимости товарной продукции. Был отменен ряд льгот по НДС и в дальнейшем ожидается его снижение.
Не пытаясь оценить содержание и результаты налоговой реформы в целом, все же отметим, что принимаемые в ее рамках решения во многом носят амбивалентный характер и весьма уязвимы для критики с самых различных сторон. Например, против облегчения налогового бремени было бы трудно возразить, если бы это не создавало угрозу выполнению социальных и других функций государства в объективно весьма неустойчивой экономической обстановке, когда доходы значительно и напрямую зависят от поведения мировых цен — фактора крайне шаткого и плохо предсказуемого. Впрочем, если судить по усредненным показателям, этого облегчения пока не происходит, но оно, возможно, начнет ощущаться позже.
Другое общее соображение касается спорности, особенно в конкретных российских условиях, самой идеи стимулировать экономический рост исключительно посредством снижения налогов, приобретшей в последние годы значительную популярность в российских верхах. Даже в высокоразвитых странах, обладающих эффективным рыночным механизмом, снижение налогов далеко не всегда давало однозначный результат, особенно в том, что касается проявления закономерности, известной как «кривая Лаффера», в соответствии с которой по истечении какого-то времени поступления в госбюджет в результате оживления экономической активности должны возрасти и даже превысить прежний уровень. Многие западные экономисты считают, что снижение налогов в принципе оказывает гораздо большее влияние на спрос, чем на предложение, и нередко дестимулирует предпринимательскую и трудовую активность. В любом случае положительное влияние этой меры на выпуск продукции проявляется очень не скоро, порою через десятилетия. В России же — с ее неразвитой рыночной системой, отсутствием подлинной конкурентной среды, огромным теневым сектором и распространенной практикой уклонения от налогов, очень высокой степенью неравенства в распределении доходов, наличием хронического «излишка» капитала в 20—30 млрд дол., не находящего прибыльного и безопасного применения в стране и ежегодно уходящего за границу, — действенность этой меры в плане стимулирования роста инвестиций и производства особенно сомнительна. Тем более она не в состоянии служить эффективной заменой других, более сложных рычагов или методов стимулирования экономики.
Наконец, «унификация» (упрощение) налоговой системы хороша только до определенных пределов, поскольку дифференциация налоговых режимов — это очень важный рычаг осмысленного государственного воздействия на экономику в целях ускорения ее роста, повышения эффективности и оптимизации ее структуры. Оправданием для начавшейся кампании по унификации налоговых режимов (а также и таможенных пошлин) обычно служат ссылки на невозможность — в конкретных российских условиях — организовать должный контроль за обоснованностью их применения, а также то, что они являются питательной средой для различных злоупотреблений и коррупции. Тем самым пороки, слабости и соображения удобства работы государственного аппарата как бы возводятся в ранг объективной закономерности, к которой следует лишь приспосабливаться.
По итогам первого года действия нового подоходного налога видно, что сколько-нибудь значительного выхода «из тени» индивидуальных доходов пока не произошло. По оценке НИИ развития налоговой системы, в 2001 г. произошла дополнительная легализация не более 5% от суммы выплаченной заработной платы [2], остальной же рост поступлений по этой статье связан с увеличением доходов и различными мероприятиями налоговых органов. В прошлые годы 90—95% населения уже платили подоходный налог по минимальной ставке в 12%. Для них налоговая нагрузка теперь даже возросла на 1-процентный пункт, а прямые выгоды получила наиболее обеспеченная часть населения . В западных странах «нормой» является обложение индивидуальных доходов по ставке (максимальной) в 40—60%, а сам принцип прогрессивного налогообложения рассматривается как важное социальное достижение.
Снижение налога на прибыль до единой ставки в 24% (в высокоразвитых странах ставка налога на прибыли корпораций составляет в среднем 30—40%), по ряду оценок, лишит государство (в основном региональные бюджеты) уже в 2002 г. доходов в 100—150 млрд руб.[3] При этом существенные выгоды получают такие высокорентабельные организации, как коммерческие банки (прежняя ставка — 43%) и крупнейшие налогоплательщики, такие как «Газпром», РАО ЕЭС, нефтяные компании и т. д. Растут налоговые обязательства предприятий АПК, плативших раньше 10%.
Трудно найти оправдание, особенно в условиях нынешней слабости инвестиционного процесса, также отмене налоговых льгот на инвестиции, которые существуют практически во всех высокоразвитых странах, или льгот для малых предприятий, организаций, использующих труд инвалидов и др.
Существует мнение, что налоговые льготы противоречат законам рыночной экономики, где «все равны». Этот доктринерский подход опровергается, однако, практикой функционирования высокоразвитых экономик: по данным, относящимся к первой половине 90-х годов, в странах ЕС, например, 27% государственной помощи промышленности оказывалось именно в виде налоговых льгот, в том числе в Италии этот показатель составлял 38%, Германии — 26%, Франции — 22%.
Здравая идея была заложена
в планах реформирования налогообложения
недропользования — расширение применения
рентных принципов. Но на существенное
повышение степени изъятия
Для государственного бюджета РФ прошедший год был вновь довольно успешным, если использовать для его оценки чисто финансовые критерии.
В доходах консолидированного бюджета возрос удельный вес налоговых доходов (с 81,4% до 87,2%), причем в составе самих этих доходов повысилась доля НДС — с 26,8 до 27,5%, налога на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — с 13,4 до 14,2%, акцизов — с 9,7 до 10,4%, подоходного налога — с 10,2 до 11% и платежей за пользование природными ресурсами — с 4,5 до 5,5%, но понизилась доля налога на прибыль — с 23,4 до 22% и налога с продаж — с 2 до 1,9%. В составе неналоговых доходов в 2 раза уменьшился удельный вес доходов целевых бюджетных фондов.
В структуре расходов консолидированного бюджета наиболее примечательное изменение — это повышение с 8,3 до 14,1% доли затрат на экономику, которое произошло в основном за счет региональных бюджетов.
В 2001 г. продолжала сохраняться
обозначившаяся еще в 1999 г. тенденция
к увеличению той части совокупных
доходов, которая поступает
Из налоговых доходов в бюджеты субъектов Федерации в 2001 г. было непосредственно зачислено 58% налога на прибыль, 16,5% акцизов, 61% платежей за пользование природными ресурсами и практически весь подоходный налог. Но наиболее хорошо собираемый НДС и отличающиеся динамизмом роста налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции полностью зачисляются в федеральный бюджет. С НДС, правда, существует серьезная проблема, связанная с размахом операций по фиктивному экспорту. По закону НДС возмещается экспортерам, но на практике получается, что государство возвращает экспортерам гораздо большие суммы, чем первоначально собирает с них в виде НДС.
Введенный с начала 2001 г. единый социальный налог собран в размере 603,2 млрд руб., из которых 78% зачислены в Пенсионный фонд РФ, 12,2% — в Фонд социального страхования РФ, 0,6% — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 9,2% — в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Задолженность по налоговым
платежам в бюджетную систему
РФ продолжала сокращаться: за прошлый
год она в целом уменьшилась
на 5,6%, увеличившись лишь по акцизам, особенно
на природный газ и ликеро-
Федеральный бюджет был исполнен в 2001 г. на 133,3% по доходам (1591 млрд руб.) и 111,1% по расходам (1326 млрд руб.), которые соответственно возросли по отношению к ВВП с 16 до 17,6% и с 14,6 до 14,7%. В наибольшей степени бюджетный план был перевыполнен по доходам от налога на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, а также по доходам от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (последние, правда, невелики по абсолютным размерам). Одна из важнейших причин перевыполнения плана по доходам — использование при составлении бюджета 2001 г. заниженных показателей инфляции, т. е. дополнительные доходы носят в значительной мере инфляционный характер.