Макроэкономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

При оценке теории важно помнить, что она не может быть справедливой абсолютно для всех случаев. Это относится к любой отрасли науки. Например, закон Бойля в физике устанавливает взаимосвязь между объемом, температурой и давлением газа. Закон основан на предположении, что отдельные молекулы газа ведут себя подобно крохотным эластичным биллиардным шарам. В настоящее время физики знают, что в действительности молекулы газа не всегда ведут себя таким образом, и отчасти из-за этого закон Бойля не срабатывает при крайних значениях давления и температуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…...3
1.Возникновение и развитие макро- и микроэкономики…………………...….4
2.Предмет макроэкономики……………………………………………………...8
2.1.Макроэкономическая политика……………………………………………...9
2.2.Основные макроэкономические цели………………………………………11
3.Модель кругооборота продукции и дохода………………………………….14
3.1.Общие условия макроэкономического равновесия……………………….16
4.Заключение…………………………………………………………………….18
5.Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

контрольная № 2.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные или совокупные величины, характеризующие  движение экономики как единого  целого:

 

* валовый национальный продукт

   * общий уровень цен

*  рыночную ставку процента

* уровень инфляции

* уровень занятости и безработицы

 

Основными макроэкономическими  показателями являются: валовой национальный продукт, темп его роста, темп инфляции и уровень безработицы.

Цели макроэкономической политики (макроэкономики):

 

  • Поддержание высокого уровня национального производства, и постоянных темпов роста экономики, без спадов.
  • Высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы
  • Осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен
  • Равновесие экспорта и импорта
  • Стабильность валютного курса

 

Проблемы составляющие предмет макроэкономики:

 

  • Национальное производство — измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста.
  • Занятость — макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица
  • Уровень цен — вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан
  • Внешнеэкономическое развитие — сотрудничество с другими странами

 

 

 

 

 

Инструменты макроэкономической политики

Фискальная политика

Государственные расходы

Налогообложение

Денежная политика

Контроль за количеством денег

Воздействие на ставку процента

Внешнеэкономическая политика

Внешнеторговая политика

Валютная политика

Политика доходов

Контроль за ценами

Контроль за заработной платой


 

 

Основные макроэкономические цели

В любом, в том числе  и российском, обществе существуют десятки острейших проблем. В  любой стране власти поставлены в  условия, когда эти проблемы надо решать практически одновременно. Но в чисто экономическом плане  есть несколько проблем, доставляющих в любые времена, любому правительству  наибольшую головную боль.

Результаты развития отечественной  экономики длительное время оценивались  главным образом темпами роста  общественного производства. Это  в принципе верный, но односторонний  подход. Для адекватной оценки результатов  социально-экономического развития важно, кроме того, знать, как изменяются цены, все ли, кто хочет трудиться, находят работу, сколько ввозится в страну товаров и сколько  вывозится из нее, каков уровень  жизни населения и велика ли дифференциация в доходах и т.п. Именно на выбор  оптимального баланса следующих  макроэкономических целей обычно нацелено правительство:

  1. Темпы экономического роста и обусловленные ими темпы роста благосостояния населения, а также его уровень. Экономический рост характеризуется темпами прироста валового продукта, которыми, в конечном счете, определяется уровень жизни населения.
  2. Стабильный общий уровень цен. При этом речь идет о стабильности не директивно закрепленных, а именно рыночных цен, свободно устанавливаемых на основе взаимодействия спроса и предложения. Цель правительства - избегать значительного увеличения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции.
  3. Полная занятость - для всех, кто желает и способен работать, т.е. отсутствие вынужденной безработицы.
  4. Экономическая свобода - для управляющих предприятиями, наемных работников и потребителей, которая обеспечивает реализацию принципа свободы выбора. Эта свобода предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений.
  5. Справедливое распределение доходов: никто не должен пребывать в крайней нищете, в то время как другие живут в роскоши. Иначе говоря, дифференциация доходов населения не должна быть чрезмерной.
  6. Экономическая эффективность, характеризуемая соотношением объема произведенных товаров и услуг к объему использованных при их создании ограниченных производственных ресурсов.
  7. Экономическая обеспеченность, предполагающая содержание хронически больных, нетрудоспособных, престарелых и других иждивенцев.

Некоторые из этих целей  взаимодополняемы: достижение одной означает осуществление и ряда других. Например, достижение полной занятости означало бы ликвидацию вынужденной безработицы как главной причины низких доходов и экономической необеспеченности.

Некоторые цели могут противоречить  друг другу или взаимно исключать  друг друга. Например, те факторы, которые  способствуют экономическому росту  и полной занятости, способны одновременно породить инфляцию. Дело в том, что  сокращение безработицы достигается  путем ускорения темпов экономического роста с помощью мер экспансионистской  государственной политики (дешевый  кредит, долгосрочные государственные  инвестиции, социальные программы), что  обычно порождает рост общего уровня цен. И, наоборот, борьба с инфляцией  сдерживает рост цен, создает условия  для роста сбережений и инвестиций. Но, "охлаждая экономику", эта борьба замедляет рост производства и даже провоцирует его падение, что  неминуемо увеличивает безработицу. Поэтому одной из важнейших задач  государства является не только удержание  инфляции на низком уровне, но и поиск  ответа на вопрос: если она вдруг  оказалась высокой, то как понизить ее, не вызывая роста безработицы?(5,с.56)

Могут противоречить цели экономического роста и справедливого  распределения доходов: стремление достичь большего равенства в  распределении доходов могут  ослабить стимулы к труду, инвестированию, научно-техническому прогрессу и  предпринимательскому риску. Кроме  того, более справедливое распределение  доходов означает обычно более высокие  налоги, которые тоже тормозят рост экономики.

Возможно противоречие между  целями достижения полной занятости  и экономической эффективности: так, в СССР у работников не было страха потерять работу, что являлось немаловажным фактором низкой производительности труда.

Экономический рост и экономическая  свобода тоже противоречат друг другу - особенно в долговременном аспекте. Хотя в тоталитарном государстве  в период индустриализации, как показывает опыт нашей страны, оказался возможным  рост в условиях резкого ограничения  свободы, однако на определенном этапе - в условиях, когда резко возрастает роль субъективного фактора производства, уровня его образования и общей  культуры, в развитии общества - данное ограничение становится главным  тормозом дальнейшего экономического прогресса. Ф. Хайек сформулировал перед II мировой войной альтернативу: свобода или благосостояние. Он считал, что во имя свободы человечество может принести в жертву даже свое благосостояние. К тому времени мир еще не вкусил сполна от тоталитарного "благосостояния". Это была ошибка, признанная Хайеком в его книге "Дорога к рабству" уже в 1944 г. Свобода и благосостояние составляют единое целое, они находятся по одну сторону жизни. А тоталитаризм и нищета - по другую сторону. Во многом именно из-за отсутствия реальной экономической свободы Россия длительное время находилась в состоянии стагнации. По рейтингу экономической свободы, определяемому 47 исследовательскими институтами во всем мире для 115 стран, в 1995 г. Россия оказалась в конце списка с 3.5 баллами из 10 - рядом с Сирией, Ираном и Центрально-Африканской Республикой. Как отмечал В. Ойкен, тоталитарное государство, лишая людей свободы экономического выбора, тем самым освобождает их от ответственности и в конечном счете приводит к бедности.

Головоломка с 3 главными макроэкономическими  целями (экономический рост, стабильность цен, полная занятость), которые тесно  взаимосвязаны и взаимно переплетаются, разрешена в мировой практике лишь в нескольких случаях. Высокие  темпы роста экономики при  сравнительно низком уровне инфляции и безработицы достигнуты в послевоенной Японии и Германии. Такое же "экономическое  чудо" случилось позднее в новых  индустриальных странах Восточной  и Юго-Восточной Азии, а в конце 90-х гг. в США и многих странах  Западной Европы. Но все же подобные достижения являются редкостью.

Когда основные цели вступают в противоречие, правительство должно выработать систему приоритетов, определив, что важнее для общества в данный момент. В ходе разработки приоритетов  обычно происходит острая борьба партий. Так, социалисты традиционно выступают  за полную занятость, консерваторы - за преодоление инфляции.(5,с.60)

 

 

Модель кругооборота продукции и дохода

Модель кругооборота продуктов  и доходов описывает движение потоков товаров и ресурсов между  фирмами и домашними хозяйствами, которое сбалансировано встречным  движением потока денежных платежей. В простом варианте не учитывается  влияние государства и иностранного сектора экономики. Такое абстрагирование  позволяет акцентировать внимание на основной системе связей, складывающихся в частном секторе закрытых хозяйственных  систем.

Потоки измеряются в единицах за определенный период. Поэтому их параметры (рубли в год, тонны  в месяц и т.д.) являются параметрами, характеризующими скорость, с которой  происходит процесс. Наряду с потокамч, являющимися динамическими величинами, существуют статические величины, называемые запасами. Пол запасами понимаются величины, которые измеряют те или иные показатели хозяйственной деятельности, накопленные к некоторому конкретному моменту. Так, количество денег, имеющихся в экономике, образует запас, а денежные доходы и расходы экономических субъектов являются потоками.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: изменения в одних величинах, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями в других.

Все доходы экономических  субъектов можно разделить на два вида: доходы от труда и доходы от имущества. Под имуществом подразумеваются  все источники законного нетрудового  дохода: реальный и фиктивный капитал, земля, жилые дома и т.п. Совокупность имущества, находящегося в собственности  государства, физических и юридических  частных лиц (отражаемая в модели кругооборота в виде особого сектора), образует национальное богатство страны.

Суть модели. Экономические  субъекты обменивают принадлежащее  им имущество, труд и производимые товары на соответствующих рынках, обеспечивая  постоянное возобновление кругооборота продуктов и доходов. Этот обмен  осуществляется с помощью денег, выпускаемых банковской системой. На рынок благ деньги поступают двумя  путями: прямым — через осуществление  потребительских расходов и косвенным  — через опосредствованное превращение  сбережений домохозяйств в инвестиции на рынке ценных бумаг. В соответствии с указанными путями действуют две  группы лиц, принимающих решения  относительно совокупных расходов на покупку всех произведенных в  стране конечных товаров и услуг: домашние хозяйства, планирующие расходы  на приобретение потребительских товаров, и предприниматели, планирующие  инвестиционные расходы.

Вмешательство государства  в процесс воспроизводства вносит существенные коррективы в движение товарно-денежных потоков.

Государственный секторстзан с остальными элементами экономической системы следующими тремя способами: через налоги, через государственные закупки и через займы

С точки зрения потока денежных средств налоги, уплачиваемые государству, представляют собой изъятия денежных средств у домашних хозяйств. Однако этот поток денежных средств частично возмещается обратным потоком трансфертных платежей, поступающих в распоряжение домохозяйств.

Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.п.) являются лишь частью денежных расходов государства. Другая часть этих расходов—государственные закупки. Что касается займов, то государство осуществляет их для покрытия дефицита государственного бюджета.

Иностранный сектор, также  как и государственный, связан с  другими экономическими субъектами тремя основными способами:

1) импорт товаров и  услуг; 

2) экспорт товаров и  услуг; 

3) международные финансовые  операции, связанные как с получением  займов и предоставлением ссуд, так и с трансакционными сделками по купле-продаже реальных и финансовых активов.(2,с.45)

 

Общие условия  макроэкономического равновесия

Общее экономическое равновесие (ОЭР) - такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными  и финансовыми потоками.

В общем виде экономическое  равновесие - это соответствие между  имеющимися ограниченными ресурсами (землей, трудом, капиталом, деньгами), с одной стороны, и возрастающими  потребностями общества - с другой. Рост общественных потребностей, как  правило, опережает увеличение экономических  ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения  потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и  оптимизацией использования ресурсов.

Информация о работе Макроэкономическая политика