Макроэкономические цели и структура национальной экономики. Результаты и показатели функционирования национального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение функционирования и результативности национальной экономики.
Задачи контрольной работы: 1. изучить макроэкономические цели и структуру национальной экономики.
2. рассмотреть результаты и показатели функционирования национального
хозяйства.
3. рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическую политику.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Макроэкономические цели и структура национальной экономики ……….5
2. Результаты и показатели функционирования национального
хозяйства ………………………………………………………………………..10
3. Динамика основных макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическая политика ………………………………………15
4. Разбор экономической ситуации ……………………………………………21
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы ………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Контрольная по макроэкономике .doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Макроэкономические  цели и структура национальной  экономики ……….5

2. Результаты и показатели  функционирования национального 

хозяйства ………………………………………………………………………..10

3. Динамика основных  макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическая политика ………………………………………15

4. Разбор экономической ситуации ……………………………………………21

Заключение ……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы ………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Национальная экономика  — исторически сложившаяся система  общественного воспроизводства  страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных  комплексов, охватывающая все сложившиеся  формы общественного труда.

Цель контрольной работы: изучение функционирования и результативности национальной экономики.

Задачи контрольной  работы: 1. изучить макроэкономические цели и структуру национальной экономики.

2. рассмотреть результаты и показатели  функционирования   национального

хозяйства.

3. рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическую политику.

Макроэкономические  показатели  имеют  большое   значение,   так   как позволяют  оценить  общее  состояние  экономики   страны,   измерить   объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы,  непосредственно определяющие функционирование  экономики,  как  в  краткосрочной,  так  и  в долгосрочной  перспективе.  Макроэкономические   показатели   служат   также основой для  принятия  тех  или  иных  политических  решений  и  определения государственной политики.

Понятие «национальная  экономика» тесно связано с понятием «экономическая система», т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

Национальная экономика  является объектом изучения различных  экономических наук. Так, экономические  отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Изучение национальной экономики России является актуальным вопросом для современного общества. Так как  каждый гражданин  должен точно знать состояние своей национальной экономики, ее конкурентные преимущества и обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие.

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики  являются приращение национального  богатства, объемов прибыльных и  нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование  ограниченных людских и материальных ресурсов.

Экономическая эффективность  характеризует результативность всего  общественного производства. С точки  зрения национальной экономики, эффективным  будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Макроэкономические  цели и структура национальной  экономики

 

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство  страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями  в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

Национальная экономика  как целостный организм характеризуется  следующими признаками:

1. Общее экономическое  пространство с единым законодательством,  единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических  связей между хозяйственными  субъектами с общим воспроизводственным  контуром.

3. Территориальная определенность  с общим экономическим центром,  который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике  каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь  в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов  направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Главной целью всей экономической  политики является создание эффективной  и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед  национальной экономикой ставятся и др.  цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен.  Нужно учитывать, что неизменные  в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень  занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Названные цели достигаются  через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением  через ставку процента, резервную  норму и другие инструменты);

- политика регулирования  доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая  политика (торговая политика, регулирование  обменного курса).

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная  перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или  отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием  социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной  и административной власти.

Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Вос­производственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной  структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

Домашние хозяйства  в стране не обладают большим потенциалом  как потребители товаров и  услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей страны покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения страны.

Социальная структура  национальной экономики означает деление ее на секторы. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в России можно выделить следующие секторы: государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

Территориальная структура  определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики  на экономические районы. Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных  товарных групп в экспорте и импорте.

Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

 

2. Результаты  и показатели функционирования национального

хозяйства

 

Основные макроэкономические показатели рассчитываются в системе  национальных счетов (СНС) – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах.

Главная функция СНС – предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства.

В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики (ВВП, ЧВН, НД, личные располагаемые доходы и т.д.), а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса.

Информация о работе Макроэкономические цели и структура национальной экономики. Результаты и показатели функционирования национального хозяйства