Макроэкономические цели: противоречивое единство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение единства и противоречия основных макроэкономических целей.
Задачами курсовой работы для достижения цели являются:
определение понятия макроэкономических целей;
рассмотрение структуры макроэкономических целей;
рассмотрение единства макроэкономических целей России;
рассмотрение противоречий макроэкономических целей России.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota .docx

— 119.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, макроэкономические цели страны, это цели по улучшению уровня жизни населения в глобальных масштабах. Цели экономического развития страны должны быть: социально-значимыми, т.е. отвечать интересам всего общества, а не только предпринимателей, обеспечить в стране комфортные, по мировым меркам, условия жизни в соответствии с возможностями, которые открываются благодаря научно-техническому и организационному прогрессу; выражены в конкретной форме, позволяющей отслеживать их исполнение и не служить прикрытием иных целей.

 

 

 

1.2 Структура макроэкономических целей


 

Реализация макроэкономических целей тесным образом связана со структурой национальной экономики.

Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели.

В свою очередь макроэкономические факторы (например, уровень рыночной ставки процента, инфляции, безработицы) оказывают огромное влияние на решение домашних хозяйств и фирм о потребительских расходах, сбережениях, инвестициях и т.д.

Экономические условия национального хозяйствования включают законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления.

Национальное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру государства, общества. Структура национальной экономики - совокупность пропорций и соотношений, которые сложились в ней в данный момент. Определенная сложившаяся структура национальной экономики является результатом общественного разделения труда и имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Экономическая структура включает структуру производственной деятельности (отраслевую), воспроизводственную, региональную, а также внешнеторговую структуру.

Отраслевая структура представляет собой соотношение различных отраслей в системе национального хозяйства. Выделение этих отраслей в экономике отражает общественное разделение труда.

Воспроизводственная структура - это срез хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономики и её эффективности. Наиболее важно соотношение между потреблением и накоплением. При таком подходе национальная экономика включает в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство.

Региональная структура определяет деление национальной экономики на экономические районы, она предполагает определенную связь отраслей и предприятий, источников сырья и энергии с рынком сбыта, наличием трудовых ресурсов.

Внешнеторговая структура предполагает анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

В структуре производственной деятельности выделяют, прежде всего, самые крупные сферы национальной экономики:

1) первичный сектор - добывающая  промышленность, сельское и лесное  хозяйство, рыболовство;

2) вторичный сектор - обрабатывающая  промышленность;

3) третичный сектор - сфера услуг;

4) четвертичный сектор - информационные  технологии, образование, информация.

В наиболее развитых странах общей закономерностью является снижение удельного веса первичного сектора в структуре занятости и быстрый рост третичного и, особенно в последнее время, рост четвертичного секторов. В настоящее время экономика России находится на стадии развития, но пока её нельзя отнести к странам постиндустриального типа, т.к. до сих пор в экономике России большую долю занимает первичный сектор, а наибольшая часть населения занята во вторичном секторе. Но третичный и четвертичный сектора также активно развиваются, задействуют всё большую долю человеческих ресурсов и приносят стране всё больший доход.

Большое влияние на развитие национальной экономики оказывает соотношение между разными формами хозяйствования.

Основными формами хозяйствования в рыночной экономике являются частные единоличные предприятия, товарищества и партнерства, корпорации.

В России за годы рыночных реформ в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий было создано многообразие форм собственности с преобладанием частной собственности. С каждым годом доля частных предприятий в России растет.

Экономическая структура не остается неизменной, она находится в постоянном развитии. Большое влияние на неё оказывает демографическое состояние страны, т.к. непосредственно определяет спрос на товары, услуги и численность рабочей силы.

Как итог, можно сказать, что национальное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуру государства, общества. Структура национальной экономики - совокупность пропорций и соотношений, которые сложились в ней в данный момент. Определенная сложившаяся структура национальной экономики является результатом общественного разделения труда и имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Экономическая структура включает структуру производственной деятельности (отраслевую), воспроизводственную, региональную, а также внешнеторговую структуру.

 

Глава 2. Особенности макроэкономических целей России

 

2.1 Единство макроэкономических целей России

Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики - объём производства. От него зависит уровень благосостояния граждан. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции. Длительное и ощутимое повышение цен - это проявление инфляции, устойчивое снижение цен - дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен - это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

При формировании комплекса (системы) целей приходится иметь в виду их взаимосвязь и взаимодействие. Отдельные цели и характеризующие их показатели могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими. Поэтому неизбежны целевые компромиссы. Кроме того, при всей важности перечисленных целей они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики. Вполне возможны и другие цели, целевые задачи, не попавшие в поле зрения, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых ею проблем, точкой зрения правительства.

Реализация целей происходит под воздействием макроэкономических факторов.

1. Внешние факторы -социальные и природные катаклизмы.

2. Побудительные факторы – это те цели, к которым стремится общество в экономической области.

3. Политические факторы – правительство, которое возглавляет экономику страны.

Все макроэкономические цели взаимозависимы, взаимообусловлены и часто взаимопротиворечивы. Невозможно одновременно ставить все цели.

Поэтому цели, которые ставит перед собой общество, должны быть связаны между собой, а выбор курса требует профессионализма и продуманности экономических решений. В решении всех этих целей важнейшую роль играет государство и проводимая им экономическая политика.

Таким образом, анализируя экономические процессы, происходящие в масштабах страны, прежде всего следует определить цели экономического развития общества. Очевидно, что каждая страна должна стремиться к росту благосостояния, повышению уровня жизни населения. Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, страна имеет сбалансированную внешнюю торговлю.

 

2.2 Противоречие макроэкономических  целей России

На развитие российской экономики оказывают воздействие не только социальные, экономические и правовые, но и культурные, исторические, национальные факторы. Вследствие этого, а также учитывая новую регионализацию экономического пространства России в рамках теории пространственного неравновесия следует выделить ряд характерных противоречий.

Пространственные противоречия, которые возникают между "бедными" и "богатыми" субъектами Федерации; между муниципальными образованьями и субъектами Федерации за право стать площадкой для "сборки" новых "культурно-экономических" регионов; внутри новых регионов, как "центр - периферия"; между субъектами Федерации и Федеральным центром (в зависимости от реализуемой последним концепции региональной политики).

Структурные противоречия связанны с выделением в экономике секторов, отраслей и технологических комплексов, способных стать ядром формирования новых экономических сообществ. Это повлечет перераспределение в пользу "новой индустрии" инвестиций, прибылей, человеческого капитала, материальных ресурсов и т.п.

Противоречия внутри системы государственного управления противоречия между традиционными подходами к реализации властных полномочий государства и новыми методами управления общественными процессами. Государство, органы власти должны зафиксировать новые культурно-экономические сообщества и научиться взаимодействовать с ними.

Появление новых полюсов роста приводит к формированию новой структуры противоречий в российской экономике переходного периода. Можно выделить два основных типа.

Во-первых, региональные противоречия. Обогащение и усиление наиболее преуспевающих регионов и бедствие других сопровождается усиливающейся дифференциацией населения по уровню жизни. Приток инвестиционных ресурсов в богатые регионы способствует дальнейшему их развитию, в то время как положение бедных регионов все продолжает относительно ухудшаться. В долгосрочном периоде это приводит к трансформации рынка труда, миграции человеческого капитала и увеличению уровня безработицы. У Федерального правительства возникает более сложная задача при принятии стратегических решений. Социальная политика, направленная на поддержание бедствующих регионов, снижает темпы роста и сокращает инвестиции в быстро развивающиеся регионы. Возникает проблема выбора: социальная политика или эффективная? Цели региональной социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Объектом региональной политики являются взаимосвязи и отношения между элементами пространственно локализованной среды. В зависимости от реализуемой региональной политики возможно возникновение противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации.

Наряду с этим возрастает роль человеческого фактора в организации производства. Регионы, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров и сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья для корпораций из развитых регионов, концентрирующих интеллектуальный потенциал.

Во-вторых, отраслевые противоречия. Появление на региональном рынке чужих крупных корпораций встречает определенное противодействие со стороны предприятий, функционировавших в рамках данной территории. Часто эта конкурентная борьба приводит к потерям прибылей, клиентов, рабочей силы и значительной части рынков для региональных предприятий.

Усиление, укрепление позиций и расширение сфер влияния в регионе корпораций, оперирующих большими, динамично растущими капиталами, негативно отражается на развитии других отраслей, сегментов рынка, в значительной степени консервируя сложившиеся структурные пропорции.

Кроме того, неадекватная реакция со стороны местных властей, неприспособленных и не готовых к взаимодействию с корпорациями вызывает ряд новых противоречий.

Наконец, новая регионализация ведет к смене институционального доминирования. Происходит систематическое расхождение в развитии институциональной структуры, усиливающее социально-экономическую неоднородность регионов. В развивающихся регионах наблюдается уменьшение доминирования институтов власти над институтами собственности, сопровождаемое развитием денежных институтов. В бедных регионах происходит ослабление положения институтов власти, но в то же время усиливается их доминирование над институтами собственности.

Все это обуславливает неоднозначность и известную разнонаправленность в развитии процессов структурной трансформации российской экономики в целом.

Таким образом, все противоречия следует рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимопроникающих противоречий различных сфер и сторон хозяйственно-экономического развития, образующих органическую целостность. Только на этой основе возможно осуществлять систематическую целенаправленную деятельность по их эффективному разрешению. 
Заключение

Макроэкономические цели страны, это цели по улучшению уровня жизни населения в глобальных масштабах. Цели экономического развития страны должны быть: социально-значимыми, т.е. отвечать интересам всего общества, а не только предпринимателей, обеспечить в стране комфортные, по мировым меркам, условия жизни в соответствии с возможностями, которые открываются благодаря научно-техническому и организационному прогрессу; выражены в конкретной форме, позволяющей отслеживать их исполнение и не служить прикрытием иных целей.

Информация о работе Макроэкономические цели: противоречивое единство