Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:17, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности макроэкономического проявления инфляции и безработицы и их взаимосвязь.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Изучить сущность и источники происхождения инфляции;
2. Изучить систему показателей измерения инфляции и методику их исчисления;
3. Изучить сущность и виды безработицы;
4. Отметить инфляционные процессы и проблему безработицы в Республике Беларусь;
5. Раскрыть вклад А. Филипса в изучении проблемы взаимосвязи инфляции и безработицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.1Понятие и источники происхождения инфляции 5
1.2 Регулирование инфляции в Республике Беларусь 9
2 БЕЗРАБОТИЦА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ 13
2.1 Понятие и виды безработицы 13
2.2 Проблема регулирования безработицы в Республике Беларусь 19
3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится, прежде всего, молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д.. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.
Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются:
1. Фрикционная – временная
2.Структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, что изменяет, в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в профессиональном или региональном разрезе.
3.Циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет.
4.Скрытая – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих.
5. “Конверсионная” - безработица, связанная
с сокращением численности
6. Молодёжная безработица.
7. Остаточная – безработица, вызванная
ограничением работающих по
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие виды безработицы [7,с.78-79].
2.2 Проблема регулирования
безработицы в Республике
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец ноября 2011 г. составила 29,7 тыс. человек, что на 12,9% меньше, чем в ноябре 2010 г. и на 0,1% больше, чем в октябре 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец ноября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец ноября 2010 г. – 0,7%).
В январе-ноябре 2011 г. на учет было поставлено 293,6 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 174,3 тыс. человек, или 59,4% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-ноябре текущего года 185,1 тыс. человек, в том числе 120,1 тыс. безработных, или 64,9% от числа всех трудоустроенных.
На оплачиваемые общественные работы в январе-ноябре 2011 г. было привлечено 92,1 тыс. человек, из них 46,6 тыс. безработных, или 50,6% от числа привлеченных.
На конец ноября 2011г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 53,4%.
На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец ноября 2011 г. условно приходилось 0,5 безработных (на конец ноября 2010 г. – 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 79,4% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в ноябре 2011 г. составил 88,5 тыс. рублей, или 14,2% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [10].
В Республике Беларусь разрабатываются и действуют различные целевые программы как на государственном, так и на региональном уровнях в управлении состоянием рынка труда. Проанализируем важнейшие из них.
Важнейшим инструментом государственного регулирования в области обеспечения занятости населения является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь.
Программа содействия занятости разработана Министерством труда и социальной защиты совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами, Минским горисполкомом, объединениями нанимателей и профсоюзов и определяет главные направления и приоритеты деятельности органов государственного управления по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, удержанию уровня безработицы в социально приемлемых пределах.
Ее основными задачами являются:
Переход к новой модели национальной занятости предполагает создание эффективных механизмов снижения уровня безработицы и вовлечение безработных в трудовую деятельность, превращение безработицы в один из ключевых резервов пополнения занятости, а также разработка специальной системы мер в рамках промышленной политики с целью предотвратить вероятность крупномасштабного роста безработицы в первые годы присоединения Республики Беларусь к ВТО из-за неконкурентоспособности многих предприятий.
Исходя из этого рассмотрим пути совершенствования государственного регулирования развития рынка труда, которые конкретизируют принципы государственного регулирования развития рынка труда, систематизируют меры государственного воздействия на социально-экономические процессы этого рынка по объекту, направленности, форме, характеру воздействия, содержанию регулирующих мер, источникам финансирования, уровню и продолжительности воздействия.
В качестве конкретных направлений совершенствования государственного регулирования развития рынка труда можно рекомендовать:
При этом обосновано, что особую значимость для развития рынка труда имеет формирование механизма согласования экономических интересов субъектов рынка труда на основе развития социального партнерства [4,с.55-56].
3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА
Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую такое воздействие. Используя в своей работе данные английской статистики за 1861-1956гг., он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Филлипс сделал вывод, что правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р. Липси.
Филлипс вывел закономерность, характеризующую тесную обратную связь между ежегодным процентным изменением номинальной зарплаты и долей безработных. Формально кривую Филлипса можно выразить следующим образом:
где Wt – ставка зарплаты в периоде t;
U – уровень фактической безработицы;
U* – естественный уровень безработицы;
α – параметр, характеризующий темп изменения зарплаты в зависимости от уровня безработицы.
Также была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Эту работу проделали американские экономисты Р. Солоу и П. Самуэльсон. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен.
Рисунок 3.1. Кривая Филлипса
На оси абсцисс (рис. 3.1) показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен. Кривая отражает сочетание этих параметров.
Если правительство рассматривает уровень безработицы в стране как чрезвычайно высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия стимулирующие спрос. Это приводит к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Норма безработицы снижается, но одновременно темпы инфляции возрастают. Такие манипуляции могут вызвать “перегрев” экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится, а безработица возрастет.
Кривая Филлипса фактически отражает зависимость между уровнем безработицы и инфляцией издержек, инспирированной ростом заработной платы. Более поздние исследования показали, что существует не менее устойчивая зависимость между темпами инфляции в экономике и уровнем безработицы.
В современной интерпретации кривая Филлипса показывает зависимость уровня инфляции от трех факторов:
1) ожидаемой инфляции;
2) отклонения нормы безработицы от естественного уровня;
3) шоковых изменений предложения[
В 1960-е годы кривая Филлипса не подвергалась сомнению. Считалось, что экономическая политика должна быть нацелена на нахождение некоей «золотой середины» между допустимыми уровнями инфляции и безработицы. Однако в 1970-е г.г. шоки предложения вызвали стагфляцию, в 1980-е г.г. наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы.
В долгосрочном периоде кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию, при этом она четко фиксирована на уровне естественной безработицы. Дело в том, что на долгосрочном временном интервале различия между фактической и ожидаемой инфляцией не существует, а это возможно только при достижении естественного уровня безработицы.
Рисунок 3.2 Кривая Филлипса в долгосрочном периоде
Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции “купить” более низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые “ложные ожидания”, а попросту - обмануть. Так, работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы, увеличивают предложение труда.
И тогда, как и предполагалось в концепции Филлипса, рост инфляции может уменьшить безработицу. Однако со временем работники распознают, что на все возрастающую заработную плату можно приобрести все меньше товаров и услуг. Иллюзиям приходит конец: работающие по найму не намереваются более увеличивать предложение вслед за увеличением заработной платы. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60е гг. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем “накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению покупательной способности их заработной платы, тогда инфляция будет сопровождаться не ростом предложения труда, а, наоборот, его сокращением, т.е. растущей безработицей.
Информация о работе Макроэкономические проявления инфляции и безработицы