Контрольная работа
по макроэкономике
Тема: Макроэкономическое
равновесие
и фискальная политика
государства
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
1)Вопрос 1.Недискриционная фискальная
политика. Автоматические или встроенные
стабилизаторы…………………………………………………….…5
2) Вопрос 2.Какую налогово-бюджетную
политику необходимо практиковать в условиях
экономического спада? В условиях инфляции?..............................10
Заключение……………………………………………………………………….12
Введение
Фискальная (лат. fiscalis-казенный) политика
- совокупность финансовых мероприятий
государства по регулированию правительственных
доходов и расходов. Она значительно видоизменяется
в зависимости от таких стратегических
задач, как, например, антикризисное регулирование,
обеспечение высокой занятости, борьба
с инфляцией.
Фискальная политика является
частью финансовой политики государства.
Фискальная
политика государства предполагает использование
возможностей правительства взимать налоги
и расходовать средства государственного
бюджета для регулирования уровня деловой
активности, решения реальных социальных
задач.
Целями фискальной
политики как любой стабилизационной
(антициклической) политики, направленной
на сглаживание циклических колебаний
экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического
роста;
2) полной занятости ресурсов
(прежде всего решение проблемы
циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение
проблемы инфляции).
Инструментами
фискальной политики выступают расходы
и доходы государственного бюджета, а
именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Современная фискальная политика
включает прямые и косвенные финансовые
методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы
бюджетного регулирования.
За счет бюджета
финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство;
б) непроизводительные расходы
государства;
в) развитие инфраструктуры,
научных исследований и т. п.; г) проведение
структурной политики;
г) содержание военно-промышленного
комплекса и др.
С помощью косвенных методов
оказывается воздействие на финансовые
возможности производителей товаров и
на размеры потребительского спроса. Важную
роль здесь играет система налогообложения.
Изменяя ставки, налогов на различные
виды доходов, предоставляя налоговые
льготы, снижая необлагаемый минимум доходов
и т. п., государство стремится добиться,
возможно, более устойчивых темпов экономического
роста и избежать резких взлетов и падений
производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих
накоплению капитала, относится политика
ускоренной амортизации. По существу государство
освобождает предпринимателей от уплаты
налогов с части прибыли, искусственно
перераспределяемой в амортизационный
фонд.
Вопрос 1. Недискриционная
фискальная политика. Автоматические
или встроенные стабилизаторы.
В зависимости от характера
использования прямых и косвенных финансовых
методов различают два вида фискальной
политики государства:
а) дискреционную
б) недискреционную (рисунок
5).
|
Типы фискальной политики |
|
|
|
|
Дискреционная |
|
Недискреционная/автоматическая |
|
|
|
|
|
Активная политика - сознательное
манипулирование налогами и расходами |
|
Пассивная политика - необходимые
изменения в уровнях государственных
расходов и налогов вводятся автоматически |
|
|
|
|
|
Инструменты:
- общественные
работы,
- изменение трансфертных
платежей,
- манипулирование налоговыми
ставками
|
|
Инструменты - встроенные
стабилизаторы:
- изменения в налоговых
поступлениях,
- пособия по безработице
и другие социальные выплаты,
- субсидии фермерам |
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 5 – Типы фискальной политики
В зависимости
от характера использования прямых и косвенных
методов различают два вида фискальной
политики государства:
а)дискреционную
б) недискреционную.
Недискреционная
политика- политика автоматических
(встроенных) стабилизаторов.
Автоматический
стабилизатор — любая мера, которая
имеет тенденцию увеличивать дефицит
государственного бюджета (или сокращать
его положительное сальдо) в период спада
и увеличивать его положительно сальдо
(или уменьшать его дефицит) в период инфляции
без необходимости принятия каких-либо
специальных шагов со стороны правительства.
Основными автоматическими стабилизаторами
являются трансфертные платежи и налоговая
система, прежде всего прогрессивные налоги.
Социальные выплаты (трансферты) — платежи,
которые осуществляются без соответствующего
предоставления их получателям каких-либо
товаров или услуг. Трансфертные платежи
(выплаты пособий по безработице, пособий
по бедности, субсидий фермерам) сокращаются
во время экономического подъема и возрастают
во время спада производства. Налоговые
платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги — обязательные
платежи, взимаемые государством (центральными
и местными органами власти) с юридических
и физических лиц. Почти все налоги увеличивают
налоговые поступления по мере роста ЧВП.
Принцип взимания налогов в зависимости
от способности налогоплательщика породил
систему прогрессивного налогообложения
— увеличение налоговой ставки по мере
роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций
и на личные доходы чаще всего рассчитывается
по прогрессивной шкале. И, напротив, в
случае падения ЧВП налоговые поступления
от всех этих источников будут падать.
Тенденция налогов автоматически изымать
часть каждой дополнительной денежной
единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора
сокращается. Любое падение инвестиций,
благодаря автоматическим стабилизаторам,
ведет к сокращению выпуска продукции
на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций
будет оказывать уменьшенное влияние
на экономическую систему. Однако не следует
преувеличивать роль встроенных стабилизаторов.
Они только ограничивают размах или глубину
экономических колебаний, но не могут
преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная
часть нарушений устраняется дискреционной
фискальной и кредитно-денежной политикой.
Встроенные (автоматические) стабилизаторы — автоматически действующие
нормы, которые вступают в действие без
необходимости принятия каких-либо специальных
шагов со стороны правительства. Иными
словами, необходимые изменения в относительные
уровни государственных расходов и налогов
вводятся автоматически. Дело в том, что
многие законы по структуре налогообложения
и затратных механизмов сформулированы
так, что бюджетно-налоговая политика
при перемене экономических условий изменяется
автоматически. Это так называемая автоматическая,
или встроенная, стабильность.
Изобразим графически систему встроенных
стабилизаторов (рис. 6).
Рисунок 6 - Встроенные стабилизаторы
где: G — государственные расходы; Т—
налоговые поступления
На графике размеры
государственных расходов постоянны.
На самом же деле они меняются. Но эти изменения
зависят от решений парламента и правительства,
а не от роста ВНП (валового национального
продукта).
Поэтому график
не показывает прямой связи государственных
расходов от увеличения ЧНП. Налоговые
же поступления во время подъема растут.
Это происходит потому, что увеличиваются
продажи и доходы.
Изъятие же части
доходов налогами сдерживает темпы экономического
роста и инфляции. В результате действующих
сил, помимо усилий правительства, предотвращается
перегрев экономики из-за диспропорций
во время подъема.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных
стабилизаторов на экономику.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает
встроенную стабильность следующим образом.
При рецессии объем продаж сокращается,
а поскольку НДС является косвенным налогом,
частью цены товара, то при падении объема
продаж налоговые поступления от косвенных
налогов (изъятия из экономики) сокращаются.
При перегреве, наоборот, поскольку растут
совокупные доходы, объем продаж увеличивается,
что увеличивает поступления от косвенных
налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и
по бедности, то общая сумма их выплат
увеличивается при спаде (по мере того,
как люди начинают терять работу и нищать)
и сокращаются при буме, когда наблюдается
«сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно,
что для того, чтобы получать пособие по
безработице, нужно быть безработным,
а чтобы получать пособие по бедности,
нужно быть очень бедным). Эти пособия
являются трансфертами, т.е. инъекциями
в экономику. Их выплата способствует
росту доходов, а, следовательно, расходов,
что стимулирует подъем экономики при
спаде. Уменьшение же общей суммы этих
выплат при буме оказывает сдерживающее
влияние на экономику.
На фазе подъема, естественно, растут доходы
фирм и населения. Но при прогрессивном
налогообложении еще быстрее увеличиваются
суммы налогов. В этот период сокращается
безработица, улучшается благосостояние
малообеспеченных семей.
Значит,
уменьшаются выплаты пособий по безработице
и иные социальные расходы государства.
Заодно снижается совокупный спрос, а
это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления
автоматически уменьшаются, а тем самым
сокращается сумма изъятий из доходов
фирм и домашних хозяйств. Одновременно
возрастают выплаты социального характера,
в том числе пособия по безработице. Значит,
увеличивается покупательная способность
населения, что помогает преодолеть спад
экономики.
Из сказанного видно, какое большое место
занимает налогообложение в финансовом
регулировании макроэкономики. В связи
с этим фискальная политика государства
направлена на совершенствование налогового
законодательства и практики сбора налогов.
Возьмем для примера наиболее важную разновидность
налогов - подоходный налог, который устанавливается
на доходы физических лиц и на прибыль
фирм. Как определяется величина этого
налога?
Сначала подсчитывается валовой доход
- сумма всех доходов, полученных физическими
и юридическими лицами из разных источников.
Вопрос 2.
Какую налогово-бюджетную политику необходимо
практиковать в условиях экономического
спада? В условиях инфляции?
В условиях экономического
спада практикуется стимулирующая налогово-бюджетная
политика: увеличение государственных
расходов, снижение налогов.
В условиях инфляции
проводится сдерживающая налогово-бюджетная
политика: обратные мероприятия.
Задача
Заключение
В Российской Федерации
в значительной мере экономический рост
имеет прямую зависимость от экономической
конъюнктуры мира, а так же ситуации, которая
сложилась на мировых финансовых и товарных
рынках. Так же на экономический рост зависит
от национального бюджета, гибкости налоговой
системы и динамики инвестиций в экономику.
На данный момент перед Россией стоит
ряд задач, которые касаются фискальной
политики и требуют немедленного решения.
Первым делом, это использование мер монетарной
и фискальной политики для того, чтобы
стабилизировать ситуацию на финансовой
рынке страны.
Для этого следует принять меры денежно-кредитной
политики при наличии резервов, например,
средств нефтегазовых фондов. При этом
нужно установить, какие должны быть оптимальные
меры и объемы средств из бюджета, чтобы
они оказали положительное влияние на
финансовый сектор и в то же время не привели
к неблагоприятным последствиям в виде
инфляции или резкого роста бюджетного
дефицита.