Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именно исследованию макроэкономического равновесия и его моделей. Актуальность этой темы определяется тем условием, что современная национальная экономика любой страны глубоко интегрирована в мировую экономику и подвержена общим мировым экономическим тенденциям. В условиях современного долгосрочного финансово-экономического кризиса, нестабильности валютных курсов ведущих мировых валют, падения темпов занятости и роста инфляции первоочередной задачей правительств стран мира является приведение национальных экономик в равновесие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 4
1.1 Классическая теория макроэкономического равновесия 4
1.2 Кейнсианская теория макроэкономического равновесия 11
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В МОДЕЛИ IS-LM 18
2.1 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке (модель IS) 18
2.2 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке (модель LM) 21
3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Kursovaya_-_Makro_-_Makroekonomicheskoe_ravnoves.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Во всех точках ниже LM спрос на деньги больше, чем их предложение, то есть население и другие экономические агенты хотят иметь денег больше, чем у них есть. Для этого они начнут продавать ценные бумаги, тем самым снижая их цену. Это приведет к повышению процентной ставки. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока процентная ставка не повысится до равновесного уровня, определяемого кривой LM.

Если норма процента устанавливается  на слишком высоком уровне, владельцы  денег предпочитают приобретать  ценные бумаги, а не денежную наличность. Это загибает кривую LM вверх. Норма процента падает; постепенно вновь восстанавливается равновесие.

Под воздействием изменения предложения  денег или изменения уровня цен  кривая LM сдвигается вправо или влево при каждом значении процентной ставки.

Эта модель LM используется в практике хозяйствования для иллюстрации воздействия на национальный доход монетарной политики государства.

Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она отражает все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения Ms. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению. Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference = Money Supply).

Кривая LM является относительно пологой при условии, если:

  1. Чувствительность спроса на деньги к динамике ВНП (k) невелика;
  2. Чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (h) велика;

Увеличение предложения денег Ms или снижение уровня цен P сдвигает кривую LM вправо.

Таким образом, модель IS (инвестиции – сбережения) – это теоретическая модель равновесия только товарных рынков с фиксированными ценами. Она отражает зависимость между процентной ставкой (r) и величиной национального дохода (Y), который определяется кейнсианским равенством . Равновесие на денежном рынке исследуется с помощью модели LM («предпочтение ликвидности – денежная масса»), которая отражает прямое соотношение между процентной ставкой (r) и уровнем национального дохода (Y) при достижении равновесия спроса на деньги (L) и предложения денег (M). Равновесие в модели IS/LM достигается в точке пересечения кривых IS и LM.

 

 

3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

C 1991 г. после первоначального переходного периода, характеризующегося нарушением основных макроэкономических пропорций и резким падением валового внутреннего продукта, Республика Беларусь переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом ключевые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией [8, c. 57]. В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые из этих преимуществ будут постепенно исчезать. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.

В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, наблюдалось резкое падение основных рынков, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой [8, c. 58]. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально стратегия роста  имела положительные эффекты. Она  стимулировала совокупный спрос, занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Денежный рынок страны характеризовался значительными дисбалансами. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году (рисунок 7).

 

 

Рисунок 7 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.

 

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет.

Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного  периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рисунок 7).

Экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным.

Одновременно  экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составит около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150

С целью недопущения дестабилизации основных рынков страны и для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая привлечение ПИИ в данные области.

Важнейшей особенностью политики экономической стабилизации Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

На современном этапе в  политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране.

Показатели инфляции отражают успехи денежно-кредитной политики белорусского Правительства (14% - в 2004, 8%, 6%, 12% и 13,3% в последующие года) (таблица 1). Однако финансово-экономический кризис отразился и на показателе инфляции в 2009 г. – 15,1%.

 

Таблица 1 – Индексы цен по отдельным секторам экономики

 

Фискальную и денежно-кредитную  политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. (Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.) Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

В политике поддержания равновесия рынка труда белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

Таким образом, после выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка. Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации Республики Беларусь на современном этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Классическая модель макроэкономического равновесия основана на нескольких важнейших положениях. Во-первых, предполагается, что объем валового выпуска зависит только от количества имеющихся в стране производственных ресурсов — труда и капитала, а также от технологий производства. Во-вторых, изменения технологий и объемов используемых факторов производства происходят медленно. В-третьих, уровни заработной платы и цен являются гибкими (изменяющимися как в одну, так и в другую стороны), что позволяет поддерживать экономику в состоянии равновесия. В-четвертых, в экономике используются все производственные ресурсы (она находится на кривой производственных возможностей), т.е. наблюдается полная занятость, а реальный объем национального производства равен потенциально возможному. Отклонения объемов производства как в большую, так и в меньшую стороны возможны, но они являются кратковременными и устраняются рыночными механизмами автоматически Общее макроэкономическое равновесие достигается при достижении равновесия на рынке труда, товарном и денежном рынках. Экономическое равновесие в кейнсианской теории предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

Модель IS (инвестиции – сбережения) – это теоретическая модель равновесия только товарных рынков с фиксированными ценами. Она отражает зависимость между процентной ставкой (r) и величиной национального дохода (Y), который определяется кейнсианским равенством . Равновесие на денежном рынке исследуется с помощью модели LM («предпочтение ликвидности – денежная масса»), которая отражает прямое соотношение между процентной ставкой (r) и уровнем национального дохода (Y) при достижении равновесия спроса на деньги (L) и предложения денег (M). Равновесие в модели IS/LM достигается в точке пересечения кривых IS и LM.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие