Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:31, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию общего макроэкономического равновесия ………….......................................................6
1.1 Классическая теория общего экономического равновесия………………..6
1.2 Основные положения кейнсианской школы…………………………..........8
1.3 Неоклассическая модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса……………………………………………………………………….......9
1.4 Кейнсианский крест…………………………………………………………11
Глава 2. Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS, модель IS-LM…………………………………………………………………………........ ..15
2.1 Краткосрочное и долгосрочное равновесие AD-AS………………………15
2.2 Равновесие в модели IS-LM. Факторы, воздействующие на изменение кривой IS-LM…………………………………………………………………….16
2.3 Совокупный спрос…………………………………………………………...22
2.4 Совокупное предложение……………………………………………….......24
Глава 3. Проблемы достижения макроэкономического равновесия в современной теории и практике………………………………………………...27
3.1 Современное значение теорий общего макроэкономического равновесия………………………………………………………………………..27
3.2 Бюджетно-налоговая политика и денежно-кредитная политика (кейнсианская и неоклассическая версии) как инструменты достижения макроэкономического равновесия……………………………………………...29
3.3 Проблемы и пути стабилизации российской экономики…………………36
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………………...........42
Промежуточный, или восходящий, отрезок кривой совокупного предложения соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.
На вертикальном, или классическом, участке производство достигло своего потенциального уровня (Y2), когда все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса. Следовательно, изменение совокупного спроса может оказать влияние только на уровень цен, но не затрагивает объемов совокупного производства и занятости.
На величину совокупного предложения также оказывают влияние различные факторы:
изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и, как результат, к понижению совокупного предложения;
рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и, соответственно, к расширению совокупного предложения;
изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.
Глава 3. Проблемы достижения макроэкономического равновесия в современной теории и практике
3.1 Современное
значение теорий общего
Классическая школа утверждает, что и вся кривая совокупного предложения является вертикальной, в то же время кейнсианская школа утверждает, что кривая совокупного предложения горизонтальная, либо восходящая, а промежуточный отрезок кривой совокупного предложения является восходящим и предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема национального производства сопровождается некоторым ростом цен.
Современная экономическая теория исходит из того, что вышеназванные концепции описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации. Следовательно, резонно объединить все три предполагаемые формы кривой совокупного предложения в одну, имеющую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский; вертикальный, или классический; промежуточный, или восходящий.
При конкретизации формы кривой совокупного предложения новое звучание получает проблема общего рыночного равновесия. Условия, при которых это равновесие наступает, будут различны, поскольку последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения произойдет пересечение с новой кривой совокупного спроса.
Если совокупный спрос меняется в пределах кейнсианского отрезка, увеличение спроса приводит к увеличению реального объема национального производства, но не затрагивает уровень цен.
Если совокупный спрос увеличивается на классическом интервале, это приводит к повышению цен, тогда как реальный объем производства останется прежним, поскольку он не может выйти за пределы своего уровня при «полной занятости».
Если совокупный спрос возрастает на промежуточном отрезке, это приводит к увеличению и реального объема национального производства, и уровня цен. [6, с. 63- 64]
Проблема, связанная с формой кривой совокупного предложения, имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Применительно к ситуации в современной России эту проблему можно сформулировать так: можно ли и нужно ли стимулировать совокупный спрос для экономического возрождения страны? С точки зрения таких экономических и политических лидеров, как Е.Гайдар, Б.Федоров и другие, спрос необходимо не стимулировать, а замораживать, чтобы избежать инфляционного роста цен. Данный подход основан на классической концепции и увязывает формирование спроса не с приростом объема производства, а с инфляцией. Однако здесь не учтено, что экономическая ситуация в России даже отдаленно не напоминает модель «полной занятости» ресурсов.
Под стимулированием спроса экономисты понимают меры воздействия на совокупный спрос со стороны государства. Таким образом, в анализ вовлекается проблема государственного воздействия на макроэкономические процессы. В данном вопросе ученые, принадлежащие к разным школам, также имеют принципиально различные мнения.
Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном,
ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов. [11, с. 362]
3.2 Бюджетно-налоговая
политика и денежно-кредитная
политика (кейнсианская и
Воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём. В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень
насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой. Меры фискальной политики не всегда успешны.
Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также отметим, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог. Налоги обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь
как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую
сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".
Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой. Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.