Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные теории макроэкономического равновесия, получившие наибольшее признание в мире экономистов, а так же основные проблемы стабилизации современной России.
Главная задача данной курсовой работы – показать основные идеи и принципы макроэкономического равновесия; определение проблем стабилизации России и пути их решения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические вопросы макроэкономического равновесия
1.1 Понятие и виды макроэкономического равновесия.
1.2 Совокупный спрос и совокупное предложение
2. Основные теории макроэкономического равновесия
2.1 Классическая теория макроэкономического равновесия
2.2 Кейсианская теория макроэкономического равновесия
3. Проблема стабилизации экономики современной России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 123.33 Кб (Скачать файл)

Жесткость цен в экономике означает, что сбалансированность спроса и предложения происходит за счет того, что объемы продаж и изменение величины запасов дают фирмам, производителям информацию о том, что и сколько хотят иметь покупатели, а не за счет изменения уровня цен. Таким образом, модель AD-AS может только отметить равновесный объем производства, но никак не может показать, как это равновесие можно достигнуть. И поэтому для описания равновесия в экономике с жесткими ценами нужно строить график, отражающий зависимость величины спроса и предложения от объема национального дохода. Такой график называется "Кейсианский крестом" и представляет собой истолкование модели совокупного спроса и совокупного предложения в условиях жесткого ценообразования (рис. 3).

Рис. 3 – Определение равновесного объема выпуска

На данном рисунке по горизонтальной оси отражается национальный доход Y, совпадающий по величине с объемом национального выпуска, а по вертикальной — объем совокупного спроса.

Так как совокупный спрос равен сумме спроса на потребительские и инвестиционные товары, то в графическом изображении он может быть представлен суммой графиков потребления и инвестиций при каждом уровне дохода.

Совокупное предложение на графике отразить гораздо легче: объем национального дохода равен величине национального продукта, который, в свою очередь, составляет весь объем предложения в экономике. Это означает, что кривая совокупного предложения начинается с нуля и направлена вверх по прямой под углом в 45° (то есть по биссектрисе).

Если совместить обе эти кривые на одном графике, то можно отыскать точку, в которой объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

На рис. 3 равновесный выпуск представлен точкой Е, в которой уровень доходов равен совокупным расходам. В данной точке национальный выпуск составляет 1000 единиц, что соответствует такому же уровню доходов. В свою очередь, при уровне доходов единиц спрос на товары и услуги также составляет 1000 единиц, о чем свидетельствует линия AD, которая представляет на графике пока всего лишь потребительские расходы С.

Отсюда следует, что в точке Е количество предлагаемых товаров равно величине спроса на них при существующем уровне цен. Эта точка характеризует равновесие в кейсианской модели, под которым понимается состояние в экономике, когда в ней отсутствуют стремления к дальнейшим изменениям. Это означает, что национальная экономика будет находиться в равновесии только в том случае, если совокупный спрос будет равен совокупному предложению.

При любом другом уровне выпуска, который будет отличаться от объема производства, не будет совпадать с величиной совокупного спроса.

Например:  
Если объем производства составит, например 500 единиц, то величина совокупного спроса будет превышать данный объем, т. е. будет замечаться избыток совокупного спроса (т.е. AD > AS). Но подобное будет характерно для любого уровня выпуска, который будет ниже 1000 единиц.

В этом случае будет наблюдаться явление, которому Кейнс дал название - разрыв инфляции. Слово "разрыв" в данном термине означает, не совпадение фактического объема производства с равновесным объемом, т.е. в такой экономике образуется разрыв между спросом и предложением.

Другая картина будет наблюдаться, если фактический объем производства окажется выше равновесного.

Например: 
При выпуске 1500 единиц совокупный спрос составит 1250 единиц.

Данное явление Дж. Кейнс назвал разрывом безработицы. В этом случае в экономике будет иметь место избыток предложения товаров и услуг над совокупным спросом (т.е. AS>AD).

Отсюда напрашивается вопрос: как экономика приходит к состоянию равновесия в случае его нарушения? В классической модели таким инструментом является механизм гибких цен, а в кейнсианской объем производства управляется спросом. В случае превышения совокупного спроса над совокупным предложением (AD>AS) фирмы смогут увеличить занятость и уровень производства до имеющегося уровня спроса. В обратной ситуации (AS> AD) произойдет сокращение объемов выпуска продукции до уровня существующего совокупного спроса.

Таким образом, исследование "Кейсианского креста" показывает, что общее равновесие в экономике, которое устанавливается описанным выше способом, может не соответствовать такому уровню национального дохода, который позволяет обеспечить полную занятость. Равновесный объем национального дохода в кейнсианской модели определяется склонностью людей к потреблению, сбережению и инвестированию. При низкой склонности к потреблению и инвестированию равновесный объем производства может оказаться ниже потенциального (который достигается при полном использовании ресурсов).

Недостаток такого состояния в том, что у экономики нет каких-либо движущих сил, которые способны вывести ее на уровень полной занятости. В частности, у фирм нет стимулов загружать простаивающие производственные мощности и нанимать безработных, чтобы расширить производство, так как они будут не в состоянии продать произведенный ими объем продукции. При жестком уровне цен расширение выпуска будет упираться в нехватку совокупного спроса.

Из всего выше сказанного следует, что суть кейнсианского анализа состоит в том, что экономика, предоставлена сама себе и функционирует по принципу "невидимой руки", и весьма вероятно, что она может попасть в ситуацию либо безработицы, либо инфляции. Попав в такое положение, она будет не в состоянии своими силами прийти в равновесие, так как в хозяйственной системе с жесткими ценами отсутствует внутренний механизм, который обеспечивает ей автоматическое сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения на уровне полной занятости. Во времена классической теории такой механизм существовал, и это была система гибких цен и гибкой заработной платы. Если в экономике появлялась безработица, то заработная плата понижалась и спрос на труд повышался до момента, когда все кто хотел работать не находили себе соответствующие рабочие места. Однако к 1930 гг. на рынке труда сильно возросла роль и влияние профсоюзов, которые смогли сильно ограничить возможности предпринимателей в понижении цены труда. Именно поэтому экономика того периода, при неполной занятости могла придти в состояние равновесия, могла находиться в нем сколько было угодно, не обнаруживая при этом ни одной малейшей тенденции вовлечь в производство неиспользованные ресурсы, и в первую очередь свободную рабочую силу. Неполная занятость приобретала устойчивый характер.

Великая депрессия, произошедшая в 1929-1933 гг. оказалась убедительным доказательством правильности теоретических выводов Кейнса. И оказались тщетными все надежды на способность конкурентной экономической системы справиться с глобальным кризисом, который поразил все высокоразвитые страны. Не подавая никаких признаков к воскрешению, экономика функционировала и при низком уровне занятости. По мнению Кейнса, вывести ее из затяжной стагнации могло, только лишь государство. Только лишь увеличение государственных расходов способно восполнить нехватку совокупного спроса, которая образовалась из-за низких потребительских расходов и отсутствия стимулов к инвестированию у частных фирм, и обеспечить экономическое равновесие при полной занятости всех ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблема стабилизации  экономики современной России

Современный период развития российской экономики характеризуется возрастанием роли программно-целевых мероприятий при проведении экономической политики. Сущность программно-целевого подхода состоит в четком определении целей, разработке программ для их оптимального достижения, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и определении лиц, ответственных за их выполнение. 
Цель данной работы — выявить проблемы формирования и реализации стабилизационной политики в российской экономике с использованием программно-целевого подхода. 
Необходимость использования данного подхода для формирования и реализации стабилизационной политики нашей страны обусловлена следующими причинами: 
1. необходимостью кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы; 
2. комплексностью проблемы макроэкономической стабилизации, требующей скоординированных действий различных органов власти по реализации программы; 
3. отсутствием механизмов воздействия на макроэкономическую динамику в имеющейся структуре власти; 
4. необходимостью скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности; 
5. необходимостью обеспечения следования долгосрочным целям экономического развития в условиях стихийных рыночных процессов; 
6. необходимостью обеспечения единства методологических и методических подходов к государственному воздействию на экономику на всех уровнях власти и на длительный срок; 
7. возможностью обеспечения общественного контроля над государственным регулированием экономики путем экспертизы, формирования межведомственных комиссий и т.п.; 
8. возможностью использовать эффект мультипликатора для достижения максимального результата с помощью ограниченных бюджетных средств. 
Для задания целей стабилизационной политики необходимо: 
1. руководствоваться целями долгосрочных программ экономического развития страны и подчинять им проводимые меры; 
2. проводить анализ текущей макроэкономической ситуации различными способами: экспертным путем, с помощью «экономических барометров», методами математического моделирования. 
Исходя из проведенного анализа, стабилизационная политика в России должна использовать скорее кейнсианские методы государственного воздействия на экономическую систему. Однако при этом она должна быть согласована с долгосрочными целями экономического развития, такими как: 
● демонополизация экономики; 
● диверсификация, преодоление сырьевой специализации; 
● формирование независимого финансового рынка и внутренних источников капитала; 
● модернизация, стимулирование инвестиций в основной капитал; 
● совершенствование институтов; 
● социальная поддержка населения. 
Для достижения этих целей, прежде всего, необходимо принятие законов о стратегическом планировании и придание самим стратегическим планам формы федеральных законов. Стабилизационные меры должны оформляться ФЗ «О бюджете Российской Федерации» на соответствующий год, подзаконными актами, в том числе указами президента, решениями правительства, нормативными актами Банка России. 
Методология стратегического планирования предполагает наличие системы, включающей следующие элементы: 
— совокупность долгосрочных макропрогнозов; 
— выбор конкретных приоритетов технико-технологического развития и инструментов их реализации, включая комплекс долгосрочных «концепций», среднесрочных программ и индикативных планов; 
— институты организации соответствующей плановой деятельности; 
— методы контроля и механизмы ответственности за достижение запланированных результатов. 
На данный период в нашей стране сделаны значительные усилия по формированию отдельных элементов этой системы. Так, в ноябре 2008 г. была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Действуют федеральные целевые программы по следующим направлениям: жильё, развитие высоких технологий, транспортная инфраструктура, Дальний Восток, село, социальная инфраструктура, безопасность, развитие регионов, развитие государственных институтов. Образованы институты развития, система которых включает в себя организации, ориентированные на поддержку малого бизнеса (Российский банк развития, фонды поддержки малого и среднего бизнеса), стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (Агентство ипотечного жилищного кредитования), развитие передовых технологий (Роснано, Российская венчурная корпорация), а также международного инвестиционного сотрудничества (Евразийский банк развития). Однако принятые в данной области решения остались нереализованными из-за кризисного сжатия государственных расходов, а также из-за несоответствия структуры антикризисных ассигнований заявленным стратегическим приоритетам. Расходы на антикризисные меры не были увязаны с выполнением Концепции. 
На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года построим дерево целей (рис. 1).

 

Рис.1. Дерево целей социально-экономического развития России и место стабилизационной политики. 
* В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов»

В целом проведение мер стабилизационной политики соответствует поставленным перед нашей страной стратегическим целям. Устранение избыточного государственного регулирования экономики является единственной значимо конфликтующей целью. Отказ государства от проведения системной стабилизационной политикой вызван, вероятнее всего, общей направленностью его деятельности на дерегулирование, максимальное сокращение вмешательства в экономику. Однако экономика является сложной и неравновесной системой, ее развитие вероятностно. Достижение поставленных масштабных целей невозможно без активного вмешательства государства. Поэтому, на наш взгляд, дерегулирование необходимо осуществлять в отдельных сферах, а не в экономике в целом. 
После постановки целей рассматриваются различные меры стабилизационной политики, среди которых выбираются наиболее подходящие. Так, фискальная стабилизационная политика должна быть нацелена на преимущественную поддержку инноваций и модернизацию экономики. При этом приоритетом должны быть закупки высокотехнологичной отечественной продукции. Необходимы также социальные расходы, однако увеличению пособий следует предпочитать расширение возможностей для деловой активности граждан (например, обучение безработных, микрокредитование). 
Целью монетарной стабилизационной политики должно стать поддержание экономического роста, достижение необходимого для этого уровня монетизации экономики. Перечисленные задачи следует считать более приоритетными, чем борьба с инфляцией. 
В процессе осуществления стабилизационной политики государство должно ориентироваться на официальные статистические данные и прогнозы экспертов. Проводимые государством меры необходимо разделить на 2 уровня: 
— первый уровень — меры, проводимые при последовательном в течение двух — трех лет замедлении (или ускорении) темпов прироста ВВП, сопровождающемся соответствующей динамикой уровня безработицы, инвестиций в основной капитал, темпов инфляции; 
— второй уровень — интенсивные меры, проводимые при ярко выраженном экономическом кризисе или буме. 
В случае замедления темпов экономического роста необходима стимулирующая денежно-кредитная политика: снижение ставки рефинансирования, предоставление государственных гарантий по кредитам, полученным системообразующими предприятиями в российских банках, рефинансирование банковской системы под залог векселей системообразующих предприятий. Все эти действия направлены на то, чтобы прирост денежной массы был использован коммерческими банками на кредитование реального сектора, а не на валютные спекуляции или иные цели. 
Процедура формирования перечня системообразующих предприятий должна быть прозрачной, особое внимание следует уделить следующим производствам: 
— относящимся к базовым отраслям, являющимся «узким местом» в промышленной структуре; 
— ключевым экспортным отраслям, а также выполняющим функцию импортозамещения. При этом необходимо учитывать их влияние на развитие других отраслей; 
— отраслям со значительным мультипликативным эффектом; 
— отраслям, в которых доля устаревшего оборудования особенно велика. 
Предприятия, получившие привилегии «системообразующих», должны брать на себя обязательства по достижению определенных показателей объемов выпуска продукции, снижения издержек, повышения рентабельности. При этом государство получает значительные полномочия для вмешательства в их производственную и коммерческую деятельность, право контроля над их инвестиционными программами. 
Необходима также особая поддержка инноваций: расширение использования средств институтов развития, венчурных и иных фондов для финансирования перспективных проектов в сфере новых технологий, предоставление предприятиям налоговых кредитов по расходам на внедрение новых технологий, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение. Меры первого уровня не предполагают значительных бюджетных расходов, однако косвенно стимулируют экономический рост. 
При проявлениях экономического кризиса и спаде ВВП необходимо осуществлять следующие интенсивные меры: 
1. Увеличение государственных расходов за счет Резервного фонда, внутреннего государственного займа и денежной эмиссии. 
— сохранение и даже увеличение социальных расходов бюджета; 
— государственные закупки продукции новейших отечественных технологий для нужд учреждений, ЖКХ, государственных предприятий; 
— государственные инвестиции в развитие дорог, аэропортов, речных и морских портов и т.п.; 
— обеспечение льготного кредитования системообразующих предприятий. 
2. Борьба с безработицей. 
— организация общественных работ; 
— программы переобучения безработных и микрокредитования для начала собственного дела; 
— национализация обанкротившихся системообразующих предприятий; 
3. Борьба с инфляцией, стабилизация финансовой системы. 
— «замораживание» тарифов естественных монополий, транспорта, ЖКХ; 
— стопроцентная государственная гарантия рублевых вкладов в банках, входящих в систему страхования вкладов, за счет снижения или отмены гарантии валютных; 
4. Поддержка потребительского спроса — возврат НДС физическим лицам — покупателям отечественных товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.). 
Меры второго уровня требуют значительных бюджетных расходов, которые могут быть профинансированы накопленными государством в Резервном фонде средствами, а также за счет внутренних заимствований. Не следует отказываться и от денежной эмиссии под залог обязательств государства. Умеренный рост денежной массы оказывает стимулирующее действие на деловую активность и предотвращает накопление внешнего корпоративного долга, вызываемое недоступностью кредита внутри страны. Однако разумно свести к минимуму внешние заимствования, так как они предоставляются, как правило, в виде связанных займов и приводят к игнорированию национальных интересов в пользу международных во внутренней экономической политике. 
В случае последовательного ускорения темпов экономического роста в течение ряда лет необходима, прежде всего, ограничительная фискальная политика. Это позволяет государству экономнее расходовать бюджетные средства и снизить степень своего участия в экономике, «освободив место» частному бизнесу. Меры первого уровня при признаках «перегрева» экономики: сокращение объемов государственного финансирования инвестиционных проектов и государственных закупок, ограничение выдачи государственных гарантий по кредитам российских предприятий. При этом не следует проводить значительных монетарных ограничительных мер, так как развитие производства и рост частных инвестиций требуют достаточной степени монетизации экономики. Необходимо также помнить, что выход России на уровень ведущих стран мира требует поддержания стабильно высоких темпов экономического роста — на уровне 8–10% в год. 
Поскольку экономика нашей страны отличается очень низким уровнем монетизации, вероятность инфляционного бума становится крайне низкой. Однако при проведении более мягкой денежно-кредитной политики может возникнуть ситуация, в которой потребуется применение ограничительных мер второго уровня: 
1. Сокращение денежной массы. 
— повышение ставки рефинансирования Банка России; 
— повышение нормы обязательных резервов; 
— количественное ограничение денежной эмиссии. 
2. Сокращение расходов государственного бюджета и повышение налогов; 
дальнейшее сокращение государственных закупок; дальнейшее сокращение государственных инвестиций в инфраструктурные объекты и другие проекты; повышение подоходного налога. 
3. Другие меры: 
— замораживание тарифов естественных монополий, транспорта, ЖКХ; 
— ужесточение антимонопольного законодательства. 
Приведенные меры направлены на борьбу с инфляцией и ограничение совокупного спроса. При этом сокращению не подвергаются специальные программы поддержки инноваций и модернизации экономики. 
Рекомендованные меры будут способствовать ускорению экономического роста, модернизации и структурной перестройке российской экономики, а также позволят с меньшими потерями преодолевать циклические кризисы. Осуществление систематической стабилизационной политики в соответствии с предлагаемой программой позволит не только стабилизировать макроэкономическую динамику и ускорить экономический рост, но и достичь заданных стратегических целей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение: 
Макроэкономическое равновесие - состояние национальной экономики, в которой использование ограниченных экономических ресурсов для создания товаров и услуг, а также их распределение между различными членами общества сбалансированы. Равновесие отражает выбор, который будет отвечать всем запросам общества.

Таким образом, макроэкономическое равновесие - это ключевая проблема экономической теории и экономической политики каждой страны.

Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.

Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными.

Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: 
1) Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям. - М.: Юрайт-издат, 2003.

2)  Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2002.

3) Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп.

4) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004.

5) Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям. - М.: Юрайт-издат, 2003.

6) Лобкович Э.И. Макроэкономическое равновесие. Мн.: АУ, 2000.

7) Левин М.И. Общее экономическое равновесие: математические модели. М.: ИЭПП, 2006

8) Сценарий и перспектива развития России / Под ред. В.А. Садовничего, А.А. Акаева, А.В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого. — М.: ЛЕНАНД, 2011.

9) Янковский Н.А., Макогон Ю.В., Рябчин А.М. Инновационные и классические теории катастроф и экономических кризисов / Под ред. Ю.В. Макогона. — Донецк: ДонНУ, 2009.

10)  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf


Информация о работе Макроэкономическое равновесие