Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение прибыли как экономической категории и как источника функционирования российских предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность прибыли;
- сравнить понятия «экономическая прибыль» и «бухгалтерская прибыль»;
- рассмотреть основные теории прибыли;
- рассмотреть поведение фирмы, ее спрос и предложение;
- выявить условия максимизации прибыли фирмы;
- рассмотреть роль и функции прибыли, ее использование на российских предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и теории прибыли……………………………………………...5
Глава 2. Максимизация прибыли фирмы………………………………………....13
Глава 3. Прибыль как источник функционирования российских предприятий.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………………...31
Для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то теория по-прежнему не объясняет остаточный доход предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом [6, с.450].
Если придерживаться первоначальных
формулировок функциональных теорий,
то единственной альтернативой является
передача части функций предпринимателя
держателям акций. Но попытки сделать
это противоречат тому факту, что
корпорация представляет собой организацию,
в которой активное руководство
осуществляют менеджеры, а пассивное
владение - держатели акций. С увеличением
доли крупных корпораций как доминирующего
типа организации бизнеса в
Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что прибыли не связаны с выполнением какой-либо конкретной функции. Они скорее являются результатом неожиданного изменения цен или потребности в товаре, который принесет его владельцу сверхприбыль. Например, Олимпийские игры в Сеуле (Южная Корея, 1988) принесли сверхприбыли отелям, ресторанам и даже домовладельцам, в чьих домах были свободные комнаты, которые можно было сдать внаем. Когда игры закончились, прибыли, конечно, вновь стали нормальными [6, с.450].
Монополистические теории прибыли
являются продолжением фрикционных
теорий. Они основаны на том, что
некоторые фирмы способны занять
в бизнесе монопольные позиции,
которые позволяют им в течение
длительного времени получать сверхприбыли.
Владение патентом, авторским правом
на компьютерный программный продукт,
привилегией или очень удачным
делом может дать фирме эффективную
монополию на достаточно длительное
время. Другими факторами, которые
могут создать монополию, являются
масштаб производства и необходимость
высоких капитальных вложений, что
предохраняет действующие на данном
рынке фирмы от вторжения конкурентов,
а также технологические
Научно-технические и
инновационные теории. Подобно обсуждавшимся
ранее монополистическим
До тех пор, пока существует
конкуренция, успешная инновация может
принести инновационной фирме
С точки зрения бизнеса
инновация может относиться к
любому виду деятельности. Например, инновацией
будет обнаружение новых
Создание новой технологии,
пригодной для коммерческого
использования, является результатом
промышленных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ
(НИОКР), которые могут быть выполнены
как самой инновационной
поступает на рынок. Конечно,
научно-исследовательские и
Глава 2. Максимизация прибыли фирмы
Основная цель предприятия
– это получение прибыли. Кроме
того, естественно, отсюда ясно, что
фирма стремится
Важным показателем
Общий доход – TR (total revenue)
– это денежная сумма, получаемая
от продажи определенного
TR = Q х Р (2)
Средний доход– AR (average revenue) – равен общему доходу, деленному на количество единиц продукции:
AR=TR/Q (3)
Предельный доход – MR (marginal revenue) – это приращение общего дохода за счет бесконечно малого увеличения количества произведенной и проданной продукции (приращение общего дохода при увеличении продаж на единицу продукции):
МR=∆TR/∆Q (4)
Предельный доход позволяет
оценить возможность
Рассмотрим, как фирма может максимизировать свою прибыль.
В краткосрочной перспективе кривая спроса фирмы будет выглядеть как горизонтальная прямая. Ее расстояние от центра координат равно цене продукта на рынке (см. рис.1). Рыночная цена, как мы знаем, формируется под влиянием спроса и предложения.
Рис. 1 Кривая спроса на продукцию фирмы [10, с.264]
Продавать ниже этой цены фирма не может, иначе она несет убытки в виде недополученной прибыли.
Продать выше рыночной цены
фирма также не может, поскольку
иначе ее продукция лишится спроса
из-за того, что потребители просто-
В то же время необходимо сказать, что кривая спроса на рисунке 1 также будет являться прямой средних и предельных доходов предприятия. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом,
D=MR=AR (см.рис.2).
Что же касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле (2). Графически величину совокупного дохода можно проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1TQ1, на рис. 2.
Рис.2 Совокупный доход [10, с.264]
В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Так как предельная производительность убывает с ростом производства, то предельные издержки начинают наоборот расти. Чтобы производитель начал расширять производство, он должен получить более высокую цену на продукт, иначе он несет одни убытки. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид (см.рис.3).
Рис.3 Кривая предложения фирмы [10, с.265]
Пересечение кривых спроса
и предложения покажет
Данный анализ поведения
фирмы строится на одном допущении,
которое заключается в том, что
производитель – субъект
Рис. 4 Равновесие фирмы [10, с.265]
Отсюда можно сделать вывод, что производитель будет расширять производство до тех пор, пока его предельный продукт будет больше предельных затрат.
В случае, когда МР = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.
Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы (точка Е на рис. 4).
При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска:
(Q) = PQ - TC(Q), (5)
где Р – цена блага.
ТС – совокупные издержки.
В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство:
Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 5).
Рис. 5 Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы [13]
Расстояние между линиями
Р и АС представляет величину средней
прибыли при выпуске Q единиц продукции.
Прибыль достигает максимума
при выпуске Q* единиц продукции. Обратим
внимание на то, что при выпуске Q0
единиц предельные затраты тоже равны
цене, но здесь не выполняется достаточное
условие максимизации прибыли. Максимальная
сумма прибыли равна площади
заштрихованного
Объем выпуска, максимизирующий
прибыль, зависит от технологических
и экономических условий
где П – заданная величина прибыли;
rL – стоимость труда;
rK – стоимость капитала.
Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 6).
Рис.6 Изопрофиты [13]
Наложение карты изопрофит
на кривую общего выпуска (рис. 7) совмещает
технологические и
Рис.7 Технологические и
экономические условия
Когда фирма получает «нулевую
экономическую прибыль», она покрывает
свои издержки. Существует и понятие
«нормальная прибыль» – это прибыль,
от которой владельцы фирмы
альтернативную стоимость
использования поставляемых
Максимальная прибыль фирмы формируется за счет как внутренних, так и внешних факторов.
Основное требование максимизации
прибыли – прибыльность каждой единицы
выпуска. Фирма стремится