Максимизация прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение прибыли как экономической категории и как источника функционирования российских предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность прибыли;
- сравнить понятия «экономическая прибыль» и «бухгалтерская прибыль»;
- рассмотреть основные теории прибыли;
- рассмотреть поведение фирмы, ее спрос и предложение;
- выявить условия максимизации прибыли фирмы;
- рассмотреть роль и функции прибыли, ее использование на российских предприятиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и теории прибыли……………………………………………...5
Глава 2. Максимизация прибыли фирмы………………………………………....13
Глава 3. Прибыль как источник функционирования российских предприятий.20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

КР по Микроэкономике (Максимизация прибыли).docx

— 261.91 Кб (Скачать файл)

Для корпоративной формы  организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями  акций) координационной функции  профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный  характер их работы, рассматривать  как прибыль, то теория по-прежнему не объясняет остаточный доход предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия  в управлении бизнесом [6, с.450].

Если придерживаться первоначальных формулировок функциональных теорий, то единственной альтернативой является передача части функций предпринимателя  держателям акций. Но попытки сделать  это противоречат тому факту, что  корпорация представляет собой организацию, в которой активное руководство  осуществляют менеджеры, а пассивное  владение - держатели акций. С увеличением  доли крупных корпораций как доминирующего  типа организации бизнеса в экономике  функциональные теории прибыли утратили большую часть своей полезности. На рубеже XX в. появилась группа фрикционных  и монополистических теорий прибыли.

Фрикционные и монополистические  теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли  утверждают, что прибыли не связаны  с выполнением какой-либо конкретной функции. Они скорее являются результатом  неожиданного изменения цен или  потребности в товаре, который  принесет его владельцу сверхприбыль. Например, Олимпийские игры в Сеуле (Южная Корея, 1988) принесли сверхприбыли отелям, ресторанам и даже домовладельцам, в чьих домах были свободные комнаты, которые можно было сдать внаем. Когда игры закончились, прибыли, конечно, вновь стали нормальными [6, с.450].

Монополистические теории прибыли  являются продолжением фрикционных  теорий. Они основаны на том, что  некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые позволяют им в течение  длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным  делом может дать фирме эффективную  монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые  могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость  высоких капитальных вложений, что  предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование  на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который  превышает предложение.

Научно-технические и  инновационные теории. Подобно обсуждавшимся  ранее монополистическим теориям, теории этой группы являются продолжением фрикционных теорий. Научно-технические  и инновационные теории основываются на том, что новая технология способствует появлению изобретений, а изобретения, адаптированные для бизнеса, являются инновациями. Конечно, многие изобретения  не становятся инновациями. Но те из них, которые становятся ими, будучи динамическими  элементами, нарушают равновесие системы, ранее являвшейся статической [6, с.450].

До тех пор, пока существует конкуренция, успешная инновация может  принести инновационной фирме сверхприбыль. Для одних инноваций это может  длиться долго, для других – непродолжительный  период. Например, «МсDonalds», «Хегох»  достаточно долго оставались практическими  монополистами на соответствующих  рынках. Однако на рынке персональных компьютеров инновация перестает  быть таковой практически в тот  момент, когда о ней объявляется.

С точки зрения бизнеса  инновация может относиться к  любому виду деятельности. Например, инновацией будет обнаружение новых рынков, дифференциация продукции (за счет чего достигается более полное удовлетворение запросов покупателей) и предложение  новых изделий.

Создание новой технологии, пригодной для коммерческого  использования, является результатом  промышленных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые могут быть выполнены  как самой инновационной фирмой, так и сторонней организацией. Промышленное исследование может быть фундаментальным, когда ставится цель расширить знания в какой-то отрасли промышленности без решения конкретной прикладной задачи, или прикладным, когда ставится задача создания новых товаров или процессов, имеющих коммерческое значение. Можно сказать, что фундаментальные исследования создают основу для выработки новой технологии, а прикладные служат для разработки этой технологии. Технология, которая была выработана в результате НИОКР, проведенных самой фирмой, может рассматриваться как внутренняя; если же технология была разработана сторонними организациями, то она считается внешней. Инновационный процесс включает в себя две стадии: собственно изобретение, которое начинается в начале НИОКР и заканчивается при разработке товара или процесса, и коммерциализацию, которая начинается после разработки товара или процесса и заканчивается, когда товар впервые

 

поступает на рынок. Конечно, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы стоят дорого. Если фирма  может разработать инновационные  товары или процессы, пользуясь внешней  технологией, то она часто может  получить преимущество перед конкурентами. Преимущество заключается не только в том, что не надо тратиться на НИОКР, но и в увеличении скорости, с которой может быть разработана  и коммерциализирована инновация. Успех или неудача на международном  рынке зачастую зависят именно от того, насколько быстро фирма может  перейти от изобретения к коммерческому  товару или процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Максимизация прибыли фирмы

 

Основная цель предприятия  – это получение прибыли. Кроме  того, естественно, отсюда ясно, что  фирма стремится максимизировать  свою прибыль. Тем самым, можно сказать, что показатель «прибыль» является показателем эффективности производства.

Важным показателем деятельности любого предприятия выступают доходы, которые отражают результат деятельности фирмы в виде финансовых поступлений.

Общий доход – TR (total revenue) – это денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества товара (выручки). Он равен цене товара, умноженной на это количество товара:

TR = Q х Р (2)

Средний доход– AR (average revenue) – равен общему доходу, деленному  на количество единиц продукции:

AR=TR/Q (3)

Предельный доход – MR (marginal revenue) – это приращение общего дохода за счет бесконечно малого увеличения количества произведенной и проданной  продукции (приращение общего дохода при  увеличении продаж на единицу продукции):

МR=∆TR/∆Q (4)

Предельный доход позволяет  оценить возможность окупаемости  каждой дополнительной единицы выпускаемой  продукции. И в сочетании с  показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром возможностей расширения предприятия.

Рассмотрим, как фирма  может максимизировать свою прибыль.

В краткосрочной перспективе  кривая спроса фирмы будет выглядеть  как горизонтальная прямая. Ее расстояние от центра координат равно цене продукта на рынке (см. рис.1). Рыночная цена, как мы знаем, формируется под влиянием спроса и предложения.

 

Рис. 1 Кривая спроса на продукцию  фирмы [10, с.264]

Продавать ниже этой цены фирма  не может, иначе она несет убытки в виде недополученной прибыли.

Продать выше рыночной цены фирма также не может, поскольку  иначе ее продукция лишится спроса из-за того, что потребители просто-напросто начнут приобретать аналогичный  продукт у конкурента.

В то же время необходимо сказать, что кривая спроса на рисунке 1 также будет являться прямой средних  и предельных доходов предприятия. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу  продукта, также будет равен его  цене. Таким образом,

D=MR=AR (см.рис.2).

Что же касается совокупного  дохода фирмы, то его легко можно  подсчитать по формуле (2). Графически величину совокупного дохода можно проиллюстрировать  на примере прямоугольника ОР1TQ1, на рис. 2.

Рис.2 Совокупный доход [10, с.264]

В краткосрочном периоде  кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Так  как предельная производительность убывает с ростом производства, то предельные издержки начинают наоборот расти. Чтобы производитель начал  расширять производство, он должен получить более высокую цену на продукт, иначе он несет одни убытки. Поэтому  кривая предложения будет иметь  восходящий вид (см.рис.3).

 

Рис.3 Кривая предложения  фирмы [10, с.265]

Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы (см. рис.4).

Данный анализ поведения  фирмы строится на одном допущении, которое заключается в том, что  производитель – субъект рациональный. По аналогии с рациональным потребителем, рациональность производителя заключается  в том, что его полезный результат  в виде получаемой прибыли будет  достигнут в том случае, когда  предельный продукт от выработки  одной дополнительной единицы изделия  будет больше нежели предельные затраты  на производство этого изделия. Разница  между предельными продуктом  и издержками составляет предельную прибыль предприятия.

Рис. 4 Равновесие фирмы [10, с.265]

 

Отсюда можно сделать  вывод, что производитель будет  расширять производство до тех пор, пока его предельный продукт будет  больше предельных затрат.

В случае, когда МР = МС, производитель  уже не может ничего более прибавить  к своей прибыли и размер последней  достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход  окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.

Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка  пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы (точка Е  на рис. 4).

При экзогенно заданной системе  цен прибыль зависит только от объема выпуска:

(Q) = PQ - TC(Q), (5)

где Р – цена блага.

ТС – совокупные издержки.

В этом случае необходимым  условием ее максимизации является следующее  равенство:

 

(6)

 

 

Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при  таком объеме выпуска, при котором  возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 5).

 

 

 

 

Рис. 5 Выпуск, максимизирующий  прибыль конкурентной фирмы [13]

Расстояние между линиями  Р и АС представляет величину средней  прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума  при выпуске Q* единиц продукции. Обратим  внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны  цене, но здесь не выполняется достаточное  условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади  заштрихованного прямоугольника.

Объем выпуска, максимизирующий  прибыль, зависит от технологических  и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска, а экономические условия  можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение  изопрофиты выводится из уравнения  прибыли:

 

(7)

 

где П – заданная величина прибыли;

rL – стоимость труда;

rK – стоимость капитала.

Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем  прибыли. Каждому объему прибыли  соответствует своя изопрофита (рис. 6).

 

Рис.6 Изопрофиты [13]

Наложение карты изопрофит  на кривую общего выпуска (рис. 7) совмещает  технологические и экономические  условия работы фирмы. Точка касания  кривой TPL с наиболее высокорасположенной  изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся  условиях.

 

Рис.7 Технологические и  экономические условия максимизации прибыли [13]

Когда фирма получает «нулевую экономическую прибыль», она покрывает  свои издержки. Существует и понятие  «нормальная прибыль» – это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя свои собственные ресурсы  в своей фирме, но которую они  могли бы получить, вложив свои ресурсы  в иное дело. «Нормальная прибыль» представляет

 альтернативную стоимость  использования поставляемых собственниками  фирмы ресурсов.

Максимальная прибыль  фирмы формируется за счет как  внутренних, так и внешних факторов.

 

Основное требование максимизации прибыли – прибыльность каждой единицы  выпуска. Фирма стремится максимизировать  разность между общим доходом  и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции  увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход – на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута и фирма может увеличивать  объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного  дохода, рост общей прибыли замедляется  и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли  достигает максимума при таком  выпуске продукции, при котором  предельный доход равен предельным издержкам.

Информация о работе Максимизация прибыли предприятия