Малое предпринемательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

Содержание работы

1. Значения и задачи малого предприятия
1.1 Место малого предприятия в рыночной экономике
1.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
1.3 Предприятия, относящиеся к малым
2. Характеристика экономической деятельности малого предприятия и их государственная поддержка
2.1 Образование малых форм предпринимательства
2.2 Виды малых предприятий
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства
3. Развитие малого предпринимательства в России
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

maloe_predprinimatel'stvo.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

  Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

   Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

   Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

  Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды малых  предприятий

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую  стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

   • Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффек-

тивного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

    • Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

    • Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

 

 

 

 

2.3 Государственная  поддержка малого предпринимательства

   Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.

   Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска - СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 - 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1млрд. франков) капитала.

  Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации. 

   В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).

    Малые  предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ремонтнонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью - в соответствии установленным нормативом.

   В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.

  Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.

   В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых - прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.

 

 

 

 

 

    3.     Развитие малого предпринимательства в России

Малые предприятия в  России в своей деятельности сталкиваются c большими трудностями.

 Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

   В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

     Следующая  проблема - это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся раз-розненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

   Еще одна важная проблема - кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

   Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпри-нимателям - новому социальному слою - тем более.

   Предусматриваются поручения раду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

  На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список использованной литературы:

 

  1. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник – М.: ИНФРА – М.,1997.
  2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Купряков Е.М. Курс предпринимательства: Учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  3. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов – М.:ЮНИТИ,1998.
  4. Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К. Экономика предприятия: Учебник – Мн.: Экономпресс,2000.
  5. Райзберг Б.А. Основы бизнеса: «Ось – 89», 1996.

Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией                 

6. Фомина О.Л. «Налогообложение прибыли (доходов) юридических          лиц» // Хозяйственное право -1998 №10 с.82-87.

7. Штарев С.С. «Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста» // ЭКО 1998г. №5 с. 53-62

 


Информация о работе Малое предпринемательство