Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Введение
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
1.1. Усовершенствовать механизм доступа малых предприятий к комплексу программ и услуг, реализуемых агентством SBA для ускорения процессов формирования новых предприятий, что будет способствовать повышению их деловой активности и увеличению количества рабочих мест.
1.2. Осуществить поддержку предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных районах с низким уровнем доходов населения и с высоким уровнем безработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнеса в военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил. 1.3. Создать эффективную систему управления финансовыми ресурсами и деятельностью на рынке ценных бумаг, основанную на полной отчетности расходования бюджетных средств, сопровождаемой постоянным контролем достигнутых результатов.
Стратегическая цель № 2.
"Оказание своевременной
финансовой поддержки
Для поддержки пострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентством SBA реализуется специальная программа кредитования предприятий, некоммерческих организаций и частных лиц, предусматривающая предоставление льготных кредитов на продолжительные сроки по низким ставкам.
Причём, в рамках этой программы агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим на основании представленных ими заявок. Эта программа является важнейшим источником экономической поддержки районов, пострадавших от стихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновить деловую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путём решения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджета страны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабов причинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. и от урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд[21]. Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийных бедствий: - Кредиты на восстановление или замену застрахованного или незастрахованного движимого и недвижимого имущества, принадлежащего домовладельцам, арендаторам, предприятиям любого размера и некоммерческим организациям; - Кредиты малым предприятиям на приобретение оборотных средств, необходимых для преодоления экономических последствий стихийных бедствий на период, достаточный для полного восстановления деловой активности. Стратегическая цель 3. "Улучшение деловой среды для деятельности малых предприятий". Несмотря на огромную роль малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, он несёт значительные потери из-за чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности и больших объёмов бюрократических процедур, связанных с подготовкой отчетности и выполнением различных предписаний. Проведённые исследования показали, что для соблюдения всех государственных предписаний, малые предприятия с числом занятых менее 20 человек, ежегодно несут трудозатраты в расчете на 1 человека на 45% больше, чем крупные компании.
В этой связи, агентство SBA, представляя интересы малого бизнеса в органах власти, стремится к усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малым предприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многим предприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработку инновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBA намерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи:
2.1. Обеспечить представление интересов малого бизнеса во всех органах государственной власти, одновременно принимая меры для уменьшения негативного влияния от чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2.2. Ускорить создание благоприятной и дружественной среды для развития малого бизнеса в стране.
Стратегическая цель №3.
"Обеспечение высокого
уровня организационного
3.1. Совершенствование политики подбора персонала и всемерное содействие повышению квалификации специалистов и руководящих работников для обеспечения эффективной и качественной реализации программ поддержки малого предпринимательства.
3.2. Обеспечение безопасности информационной среды для осуществления оперативной деятельности всей инфраструктуры агентства SBA.
3.3. Применение прогрессивных методов финансирования и управления, гарантирующих действенную и эффективную реализацию программ поддержки предпринимательства. Таким образом, несмотря на экономический кризис, Правительство США, оказывая целевую финансовую поддержку деятельности агентства SBA, намерено обеспечить выполнение плана стратегического развития малого предпринимательства до 2013 г.
Заключение.
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
В работе получены следующие результаты:
- Малый бизнес –
это экономика государства,
- Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. - Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
- Развитие малого бизнеса
на Западе идет более быстрыми
темпами, поскольку
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Список используемой литературы
1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30
2. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.
3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.
4. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.
5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49
6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)
8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.
9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.
11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. с. 21.
12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66
13. Российский статистический Ежегодник 2008, М:. Росгостат 2009
14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.
15. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.
16. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27
17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12
18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006
20. http://www.kreditbusiness.
Приложение 1.
Таблица 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности
2005 |
2006 |
2007 | ||||
Тыс. |
В процентах к итогу |
Тыс. |
В процентах к итогу |
Тыс. |
В процентах к итогу | |
Всего |
979,3 |
100 |
1032,8 |
100 |
1137,4 |
100 |
из них по видам экономической деятельности: |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
26,8 |
2,7 |
28,9 |
2,8 |
29,4 |
2,6 |
рыболовство, рыбоводство |
2,2 |
0,2 |
2,4 |
0,2 |
2,5 |
0,2 |
добыча полезных ископаемых |
3,6 |
0,4 |
4,1 |
0,4 |
4,5 |
0,4 |
обрабатывающие производства |
120,0 |
12,3 |
123,4 |
12,0 |
128,6 |
11,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,9 |
0,3 |
4,1 |
0,4 |
4,9 |
0,4 |
строительство |
109,3 |
11,2 |
117,1 |
11,3 |
130,7 |
11,5 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
448,8 |
45,8 |
464,6 |
45,0 |
510,6 |
44,9 |
гостиницы и рестораны |
19,9 |
2,0 |
20,8 |
2,0 |
29,7 |
2,6 |
транспорт и связь |
44,3 |
4,5 |
50,3 |
4,9 |
57,3 |
5,0 |
из них связь |
6,3 |
0,6 |
7,1 |
0,7 |
7,8 |
0,7 |
финансовая деятельность |
12,5 |
1,3 |
14,7 |
1,4 |
16,1 |
1,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
151,9 |
15,5 |
163,3 |
15,8 |
181,3 |
15,9 |
образование |
2,7 |
0,3 |
2,7 |
0,3 |
2,7 |
0,2 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
10,5 |
1,1 |
10,8 |
1,0 |
11,6 |
1,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
23,6 |
2,4 |
25,3 |
2,4 |
27,2 |
2,4 |
Приложение 2.
Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 |
Прирост / сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.04.2008- 01.04.2009 |
КоличествозарегистрированныхМП |
РФ |
160,4 |
-41,7 |
100,0 |
Центральный |
196,9 |
-24,9 |
122,8 |
Северо-Западный |
231,0 |
0,7 |
144,0 |
Южный |
119,6 |
-53,3 |
74,6 |
Приволжский |
156,2 |
-47,2 |
97,4 |
Уральский |
112,6 |
21,1 |
70,2 |
Сибирский |
131,0 |
-100,2 |
81,7 |
Дальневосточный |
147,1 |
-102,7 |
91,7 |
Приложение 3.
Таблица 3. Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля занятых на МП
в общей среднесписочной | ||
тыс. чел. |
в % к январю-марту 2008 г. |
% |
Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п. | |
РФ |
5 741,7 |
94,6 |
12,0 |
-0,3 |
Центральный |
1 674,5 |
107,7 |
12,2 |
1,3 |
Северо-Западный |
668,8 |
82,2 |
12,9 |
-2,4 |
Южный |
707,7 |
83,2 |
12,5 |
-2,5 |
Приволжский |
1 295,3 |
91,0 |
12,6 |
-0,8 |
Уральский |
402,1 |
111,5 |
8,8 |
1,2 |
Сибирский |
736,3 |
87,0 |
11,8 |
-1,4 |
Дальневосточный |
256,9 |
117,1 |
11,4 |
1,8 |
Приложение 4
Информация о работе Малое предпринимательство, его функции и место в рыночной экономике