Малое предпринимательство. Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:28, реферат

Описание работы

Целью представленной работы является рассмотрение государственной поддержки малого предпринимательства.
Основные задачи данной работы состоят в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом. А также определить какие меры должно принять государство для создания такого правового и экономического климата, который позволит малому предпринимательству не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….3стр.
2. Исторические аспекты развития малого
предпринимательства……………………………………………….6стр.
3. Правовые основы малого бизнеса……………………………....8стр.
4. Меры поддержки малого бизнеса……………………………....11стр.
5. Перспективы в малом бизнесе………………………………….14стр.
6. Заключение………………………………………………………17стр.
7. Список используемой литературы……………………………..18стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Обратив внимание на доклады аудиторских фирм, и отчетов налоговой инспекции, чиновники решили изменить политику государства и повернуть руль инвестирования в сторону малого предпринимательства.

  В 2008 году депутаты приняли закон о поддержке малого бизнеса и предпринимательства. С этого момента, финансирование малого бизнеса, помимо собственных доходов, пополнилось следующими видами источников: государственное кредитование и займы, инвестиции за счет средств бюджета выделенного на финансирование малого и среднего бизнеса.

  Наиболее выгодными для предпринимателей являются инвестиционные вливания из государственного бюджета. Возвращать деньги, полученные на развитие бизнеса, не придется, и нет никакой процентной ставки за использование кредита, но за каждую потраченную копейку придется отчитаться.

  Для получения кредита на развитие малого бизнеса в рамках целевой программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо не только соответствовать требованиям, изложенным в рамках закона, но и доказать, что среди всех претендентов ваш бизнес самый приоритетный.

 

 

 

4. Меры поддержки малого бизнеса.

  Становление и развитие малого бизнеса для России – жизненно важная задача.

  Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

  Опыт развитых стран свидетельствует, что в каждой из них разработана государственная политика развития и поддержки малого бизнеса. Для реализации этой политики созданы специальные государственные общественные организации. В США например действует Администрация по делам малого бизнеса, оказывающая всестороннюю поддержку предприятиям малого бизнеса.

  Определенная система поддержки малого бизнеса складывается в РФ. Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР 1990г.  «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановление Совмина РСФСР №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

  Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

  Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив. К указанному предприятию до его преобразования применяются нормы ГК РФ об унитарном предприятии, основанном на праве оперативного управления с учетом того, что собственником имущества является учредитель. Собственник имущества предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. До 1995 года пределы ответственности собственника индивидуального предприятия по обязательствам предприятия определялись уставом. По Гражданскому кодексу РФ собственник (гражданин) индивидуального (семейного) частного предприятия несет дополнительную ответственность своим имуществом. При этом законом определен перечень имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

  Таким образом, правовая основа для развития малого бизнеса имеется. Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

  В феврале 2000 г. Правительство приняло постановление «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 годы». Государственная Дума одобрила эту программу, целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Предполагалось, что в результате реализации программы государственной поддержки будут охвачены от 200 до 250 тысяч малых  предприятий, количество работающих мест увеличится до 8, 5 млн. единиц. По завершению мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в объем ВВП увеличится до 12 %. В качестве приоритетного направления развития малого предпринимательства предусмотрена, прежде всего, его поддержка в агропромышленном комплексе и в сфере производства импортозамещающей продукции.

  По сообщениям Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства из федерального бюджета в 2003-2005 годах было выделено порядка 1 млрд. рублей на развитие малого бизнеса. Помимо этого было привлечено из региональных бюджетов 1,5 млрд. рублей и 1 млрд. рублей из внебюджетных источников.

  Правительство России рассмотрело  поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Предполагается, что налоги на прибыль, добавленную стоимость, с продаж и на имущество будут заменены единым налогом. При этом предприниматели будут освобождены от уплаты единого социального налога. Планировалось, что ставка единого налога составит 8% с дохода или 20% с дохода без учета расходов на приобретение основных средств, нематериальных активов, арендных платежей и средств, выделяемых на оплату труда и обязательное страхование работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Перспективы в малом бизнесе.

  Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.

  В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можно выделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.

  В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

  Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро - и малого бизнеса. Малое предпринимательство в городах характеризуется высоким потенциалом роста, который определяется возможностями его развития по следующим направлениям:

- развитие высокотехнологичных предприятий малого бизнеса;

- развитие бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства;

- развития бизнеса по оказанию транспортных и логистических услуг и соответствующей бизнес-инфраструктуры;

- торговля, общественное питание, бытовые и иные платные услуги, оказание которых не требует больших инвестиционных вложений;

- развитие малых предприятий, оказывающих социальные услуги по государственным и муниципальным заказам, формирование рынка платных социальных услуг.

  Правительство Российской Федерации пытается принимать различные меры в плане государственного регулирования малого бизнеса, но они очень малы по сравнению с западными странами. В этом деле необходимо совершенствовать законодательную базу тем более в условиях мирового кризиса. Конечно, постепенно законодательство о малом бизнесе развивается в сторону предоставления дополнительных правовых гарантий. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  В представленной работе мной было охарактеризовано малое предпринимательство в России в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

  Необходимо отметить, что малое предпринимательство в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

  Что же касается сферы деятельности, то малое предпринимательство имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

  Говоря о  взаимоотношениях малого предпринимательства и государства, можно заметить, что  здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малое предпринимательство и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится.

  Подводя итог, можно сказать, что малое предпринимательство в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. - 1997. - № 4.

2.  Ельников Д.Э. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики. – 1999, - № 7.

3.Носкова П.Д. Малый бизнес в России: оценка ситуации. // Общество и экономика. – 2000. - № 11-12.

4.  Мягков П.А. Малые предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1992.

5. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. - 1998. - № 4.

6. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник М.: Юристъ, 1999.

7. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал. – 1996. - № 2.

8. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России // Проблемы теории и практики управления - 1998. - № 2.

9.  Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал - 1997. - № 5, 7.

 

 

2

 



Информация о работе Малое предпринимательство. Малый бизнес в России