Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:23, курсовая работа
Опытно-экспериментальная часть: Определить статистику по малым предприятиям Пермского края. Проанализировать диагностику финансово- хозяйственной деятельности на примере одного из малых предприятий. Охарактеризовать преимущества и проблемы МП пути их решения.
Введение
Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России
1.1 Определение малого предприятия как рыночного образования
1.2 Виды малого бизнеса
1.3 Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий
1.4 Особенности финансирования налогообложения деятельности МП
1.5 Статистика по малым предприятиям России и Пермского края
Глава . Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности
Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них - коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.
В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более крупные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства.
2. Виды малого бизнеса
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.
По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
В числе организационно-правовых форм различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. Рассмотрим подробно одну из организационно-правовых форм – общество с ограниченной ответственностью, т.к. в дальнейшем в работе рассматривается предприятие с этой формой.
Итак, общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков. Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п.1 ст.87 ГК).
Общество с ограниченной ответственностью является наиболее типичной формой «компании одного лица» и в развитых зарубежных правопорядках. Поэтому абз. 1 п. ст. 87 ГК прямо допускает такую возможность, что расходится с чисто грамматическим пониманием «общества», но вполне соответствует юридическому существу дела. ГК исключает только возможность единоличного участия в обществе с ограниченной ответственностью другой компании «одного лица».
По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
Для улучшения современной социально-экономической ситуации в России невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного в разных зарубежных странах одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.
Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество трудоемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, т.е. то, к чему более приспособлены мелкие фирмы. Значение небольших фирм в инновационной сфере подтверждается результатами различных экономических исследований. Так, английский экономист Г. Бенкок отмечает, что из 70 важнейших изобретений 20-го века более половины сделаны самостоятельными изобретателями или мелкими фирмами. По 2 данным Национального научного фонда США, мелкие и средние фирмы за последние два десятилетия выдали больше нововведений, чем крупные корпорации в расчете на одного занятого (в 2,5 раза), и в расчёте на один доллар затрат (в 2,4 раза).
Взращивание среднего класса является стратегической необходимостью для нашего общества. В странах Европейского союза 70% валового регионального продукта даёт малый и средний бизнес, по России же – этот показатель составляет около 17%. Это говорит как о недоработках, так и о серьёзных резервах. В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.
Можно выделить следующие причины, которые тормозят развитие малого бизнеса:
– избыточные административные барьеры;
– значительное количество разрешительных документов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;
– достаточно сложная процедура и высокая плата за технологическое присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям;
– отсутствие рынка коммерческой недвижимости эконом-класса;
– отсутствие уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности;
– слабое развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон.
1.6 Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий
Регистрация предпринимательской деятельности включает в себя несколько этапов «легализации» предпринимателя, в результате которой создается юридическое лицо, которое должно быть поставлено на учет в налоговых органах. Под лицензированием предпринимательской деятельности понимается получение права компании заниматься определенным родом деятельности, которая может быть, например, связана с предоставлением медицинских услуг.
Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности являются обязательным условием для начала работы компании, в случае продажи товаров или предоставлении услуг предприятием, не имеющим лицензии, на его руководителя может быть наложен крупный штраф.
Для упрощения процесса регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности в некоторых регионах нашей страны достаточно уведомить государственные или муниципальные органы, например, об открытии гостиницы или мастерской по ремонту обуви. По мнению государственных чиновников, такой способ регистрации предприятий значительно облегчит работу начинающим бизнесменам.
По мнению предпринимателей, процесс регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности связан со множеством бюрократических проволочек, которые не позволяют в кратчайшие сроки начать собственное дело, кроме того, большое число проверок со стороны контролирующих органов, которые постоянно требуют обновления лицензий или получения новых разрешительных документов, также наносит существенный вред бизнесу.
Услуги по регистрации и лицензированию предпринимательской деятельности оказываются многочисленными компаниями, информацию о которых можно найти в сети Интернет, стоимость подобных услуг невысока, поэтому многие предприниматели предпочитают обращаться в подобные организации, а не заниматься самостоятельной подготовкой и оформлением документов для регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности.
По мнению многих бизнесменов, регистрация и лицензирование большинства видов предпринимательской деятельности должны быть значительно упрощены, данная мера позволит заметно увеличить предпринимательскую активность населения, кроме того, необходимо ввести единые ставки по сборам, которые уплачивают предприниматели при получении свидетельства о регистрации или лицензировании определенных видов услуг.
Глава 6. Налогообложение субъектов малого предпринимательства
Налоговая система является одним из важнейших рычагов государственного регулирования экономики, основным фактором воздействия на предпринимательскую активность и инвестиционный климат в стране и регионе. Бюджет государства в основном формируется из поступлений от налогов, и чем шире база налогообложения, тем надежней возможность пополнения и увеличения госбюджета. Таким образом, оптимизация системы налогообложения предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой - наличие достаточно простой, эффективной и строгой системы взимания налогов.
Общепризнанные недостатки современной российской налоговой системы находят соответствующее отражение и в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства. Однако эта сфера обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой малого бизнеса. Проведенные исследования показывают, что особенности эти усугубляют и без того непростое положение малых предприятий.
Соответственно, чтобы получить реальную, объективную картину состояния дел в области налогообложения субъектов малого предпринимательства, при рассмотрении данного вопроса необходимо остановиться на следующих основных его аспектах:
- общая ориентация налогового законодательства в стране и его основные недостатки, влияние системы налогообложения на предпринимательскую деятельность;
- особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, включая наличие и эффективность налоговых льгот для малых предприятий.
6.2. Особенности налогообложения субъектов МП
Высокие налоговые ставки бьют, прежде всего, по малым предприятиям. Дело в том, что основными объектами жесткого налогообложения являются те финансовые показатели, которые сегодня в малом бизнесе России служат единственными источниками финансирования, как инвестиций, так и текущей деятельности, в частности прибыль предприятия. Особенно негативно недостатки налоговой системы воздействуют на вновь создаваемые малые частные предприятия, которые только выходят на рынок и не располагают достаточным запасом прочности в финансовом и имущественном отношениях. В отличие от крупных предприятий субъектам малого предпринимательства не приходится рассчитывать ни на кредиты коммерческих банков, ни на займы, ни на дотации государства - только на собственную рентабельность. Институты финансовой поддержки малого бизнеса находятся пока что в зачаточном состоянии, из бюджета на эти цели выделяется соответствующий "малый" объем средств.
Например, высокие ставки налога на добавленную стоимость (НДС) приводят к тому, что значительное число малых предприятий, работающих в сфере услуг (т.е. имеющих низкий удельный вес материальных затрат), вынуждены поддерживать цены на крайне высоком уровне, из-за чего их конкурентоспособность на общем рынке резко снижается. Создается ситуация, при которой НДС перестает быть косвенным налогом, т.е. налогом, бремя которого перекладывается на покупателей, - при диктуемых им ценах покупатели перестают пользоваться услугами малых предприятий.
Для того чтобы сохранить основополагающие стимулы для занятия частным предпринимательством, в любом случае придется производить снижение общего уровня налоговых платежей и усиление стимулирующей и регулирующей роли налоговой системы. При этом следует исходить из принципа, что государству нужна не высокая ставка налогов, а растущие объемы поступлений, обусловленные расширением производства и хозяйственной активности в целом.
Изменение общей структуры налогообложения в пользу налоговых платежей рентного типа (т.е. налогов на владение землей, недвижимым имуществом и т.д.) привело бы к более эффективному использованию земли, недвижимости и природных ресурсов, развитию рынка товаров, получению конкурентных преимуществ высокоэффективными предприятиями, в том числе малыми предприятиями, впервые вступающими на рынок (они, как правило, не обременены значительными по объему и стоимости земельными участками и объектами недвижимости).
Заслуживают внимания и предложения об отмене или существенном уменьшении ставки налога на наследство и дарение, что будет способствовать стабилизации малых частных предприятий, часто построенных на "семейном" принципе (например, после второй мировой войны ставка налога с наследства и дарения в Германии длительное время была очень низкой и начала повышаться только в последнее время, с постепенным уходом первого состоятельного послевоенного поколения).
Действующим в Российской Федерации налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства установлены определенные льготы (приложение 5). Предполагается, что они должны оказывать стабилизирующее влияние на малый бизнес и в целом укреплять финансовое положение предприятий (в первую очередь промышленных и строительных).
Вместе с тем налоговые льготы для малых предприятий имеют ограниченный характер. Так, например, льгота по налогу на прибыль может быть использована предприятиями отдельных, так называемых приоритетных, видов деятельности. Их удельный вес не превышает 30% от общего количества малых предприятий. Необходимость диверсифицировать деятельность предприятий для обеспечения выживаемости еще более сокращает количество потенциальных получателей данной льготы, поскольку условием ее применения является получение 70 или даже 90% выручки от приоритетного вида деятельности. Ведь подавляющее большинство малых предприятий в условиях экономической нестабильности совмещает производственную деятельность с другими, более доходными и эффективными операциями, на которые льготный режим не распространяется.
Информация о работе Малые предприятия и их место в экономике России