Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике 4
1.1 Сущность малого бизнеса 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 8
1.3. Показатели развития малого предпринимательства в России 11
2. Правовые основы деятельности малых предприятий 14
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий 14
2.2 Управление предприятием 15
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 17
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России 17
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства 18
3.3 Особенности налогообложения малого предпринимательства 21
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине экономика.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

На зарождение предпринимательства оказало сильное влияние геополитическое положение России – само государство, по сути, выступало в качестве транзитного, контролирующее основные международные торговые пути: Великий путь из варяг в греки и Великий Волжский путь.

Специфической особенностью развития предпринимательства стало освоение новых территорий Сибири, что послужило мощнейшим стимулятором предпринимательской деятельности на Руси. Второй стороной данного момента было переселение крестьян в Сибирь с целью освоения новых земель, что должно было способствовать и развитию фермерства. При этом в Сибири крестьяне получали в собственность намного больше земли, что являлось дополнительным стимулом переезда.

1.3. Показатели  развития малого предпринимательства  в России

Основными особенностями российского малого бизнеса являются его малочисленность. С 2002 г. наблюдается положительная динамика роста численности малых предприятий. Происходившее в конце 90-х гг., «ежегодное падение на 2-4% численности малых предприятий было остановлено, и за год их прирост составил 4,5%». Это было обусловлено общей благоприятной экономической ситуацией в тот период, а также частично мерами, принятыми Правительством РФ. В целом, за 1999-2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 11,2%. На начало 2006 г. было зарегистрировано 979,3 тыс. субъектов малого бизнеса.1

Следует отметить ухудшение ситуации в развитии малого бизнеса в период экономического кризиса, но к 2011 г. число малых предприятий превысило 1,6 млн. ед.

Таблица 1 

Ключевые показатели сектора МСП, 2012 год (на конец года).

 

ИП

Микро предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

МСП, всего

Количество  действующих, ед.

2,5 млн.

1,6 млн.

242,7 тыс.

15,9 тыс.

4,4 млн.

Средняя численность работников-всего, чел.

нет данных

4,4 млн.

7,1 млн.

2,1 млн.

нет данных

Выручка/оборот, руб.

7,8 трлн.

7,0 трлн.

15,6 трлн.

5,1 трлн.

35,5 трлн.


Но данные показатели развития малого бизнеса в России все равно остаются в несколько раз ниже, чем аналогичные показатели в экономически развитых странах.

Таблица 2

Показатели деятельности малых предприятий по регионам  в 2013 году

 

Число предприятий, тысяч

Численность работников списочного состава  (без внешних совместителей), тыс. человек

Оборот, млн. рублей

Инвестиции в основной  капитал, млн. рублей

  Российская Федерация

234,5

6452,5

15719452

388458,6

Центральный федеральный округ

75,2

2021,6

5952824

105315

Северо-Западный федеральный округ

32,5

741

1840955

17759,5

Южный федеральный округ

17,5

481,4

1176452

53529,5

Северо-Кавказский федеральный округ

5,3

167,7

336576,6

14277,1

Приволжский федеральный округ

46,7

1355,9

2860086

115842,2

Уральский федеральный округ

19,8

574,4

1414124

18964,9

Сибирский федеральный округ

26,9

806

1486375

53366,1

Дальневосточный федеральный округ

10,7

304,4

652059,8

9404,4


«Общее количество предприятий малого бизнеса в расчете на 1 тыс. жителей у нас в 4-4,5 раза меньше, чем в развитых странах мира, и составило в 2009 г. 11, 3 ед. на 1 тыс. чел.». Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого бизнеса приблизились к уровню Западной Европы. В российской экономике доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет порядка 30%, в то время как в странах Европейского сообщества порядка 70-90% .

Малые предприятия в России распределены крайне неравномерно, численность занятых на малых предприятиях также различается по регионам, а по показателю оборота малых предприятий на одно предприятие регионы с максимальными показателями опережают регионы с минимальными почти в 30 раз.

 

 

2. Правовые  основы деятельности малых предприятий

2.1 Создание, государственная  регистрация и ликвидация малых  предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.

Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом.

Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав, и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.

2.2 Управление  предприятием

Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размер оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяются учредителем.

3. Проблемы  и перспективы развития малого  бизнеса в России

3.1 Проблемы становления  малого бизнеса в России

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике