Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 11:12, контрольная работа
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Введение 3
1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике 4
1.1 Сущность малого бизнеса 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 8
1.3. Показатели развития малого предпринимательства в России 11
2. Правовые основы деятельности малых предприятий 14
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий 14
2.2 Управление предприятием 15
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 17
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России 17
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства 18
3.3 Особенности налогообложения малого предпринимательства 21
Заключение 25
Список литературы 27
На зарождение предпринимательства оказало сильное влияние геополитическое положение России – само государство, по сути, выступало в качестве транзитного, контролирующее основные международные торговые пути: Великий путь из варяг в греки и Великий Волжский путь.
Специфической особенностью развития предпринимательства стало освоение новых территорий Сибири, что послужило мощнейшим стимулятором предпринимательской деятельности на Руси. Второй стороной данного момента было переселение крестьян в Сибирь с целью освоения новых земель, что должно было способствовать и развитию фермерства. При этом в Сибири крестьяне получали в собственность намного больше земли, что являлось дополнительным стимулом переезда.
1.3. Показатели
развития малого
Основными особенностями российского малого бизнеса являются его малочисленность. С 2002 г. наблюдается положительная динамика роста численности малых предприятий. Происходившее в конце 90-х гг., «ежегодное падение на 2-4% численности малых предприятий было остановлено, и за год их прирост составил 4,5%». Это было обусловлено общей благоприятной экономической ситуацией в тот период, а также частично мерами, принятыми Правительством РФ. В целом, за 1999-2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 11,2%. На начало 2006 г. было зарегистрировано 979,3 тыс. субъектов малого бизнеса.1
Следует отметить ухудшение ситуации в развитии малого бизнеса в период экономического кризиса, но к 2011 г. число малых предприятий превысило 1,6 млн. ед.
Таблица 1
Ключевые показатели сектора МСП, 2012 год (на конец года).
ИП |
Микро предприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
МСП, всего | |
Количество действующих, ед. |
2,5 млн. |
1,6 млн. |
242,7 тыс. |
15,9 тыс. |
4,4 млн. |
Средняя численность работников-всего, чел. |
нет данных |
4,4 млн. |
7,1 млн. |
2,1 млн. |
нет данных |
Выручка/оборот, руб. |
7,8 трлн. |
7,0 трлн. |
15,6 трлн. |
5,1 трлн. |
35,5 трлн. |
Но данные показатели развития малого бизнеса в России все равно остаются в несколько раз ниже, чем аналогичные показатели в экономически развитых странах.
Таблица 2
Показатели деятельности малых предприятий по регионам в 2013 году
Число предприятий, тысяч |
Численность работников списочного состава (без внешних совместителей), тыс. человек |
Оборот, млн. рублей |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей | |
Российская Федерация |
234,5 |
6452,5 |
15719452 |
388458,6 |
Центральный федеральный округ |
75,2 |
2021,6 |
5952824 |
105315 |
Северо-Западный федеральный округ |
32,5 |
741 |
1840955 |
17759,5 |
Южный федеральный округ |
17,5 |
481,4 |
1176452 |
53529,5 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
5,3 |
167,7 |
336576,6 |
14277,1 |
Приволжский федеральный округ |
46,7 |
1355,9 |
2860086 |
115842,2 |
Уральский федеральный округ |
19,8 |
574,4 |
1414124 |
18964,9 |
Сибирский федеральный округ |
26,9 |
806 |
1486375 |
53366,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
10,7 |
304,4 |
652059,8 |
9404,4 |
«Общее количество предприятий малого бизнеса в расчете на 1 тыс. жителей у нас в 4-4,5 раза меньше, чем в развитых странах мира, и составило в 2009 г. 11, 3 ед. на 1 тыс. чел.». Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого бизнеса приблизились к уровню Западной Европы. В российской экономике доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет порядка 30%, в то время как в странах Европейского сообщества порядка 70-90% .
Малые предприятия в России распределены крайне неравномерно, численность занятых на малых предприятиях также различается по регионам, а по показателю оборота малых предприятий на одно предприятие регионы с максимальными показателями опережают регионы с минимальными почти в 30 раз.
2. Правовые
основы деятельности малых
2.1 Создание, государственная
регистрация и ликвидация
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.
Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом.
Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности, разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав, и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.
2.2 Управление предприятием
Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.
Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размер оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяются учредителем.
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.